Регина Дубовицкая – это популярная ведущая, имя которой прочно ассоциируется с юмором и смехом. Ее тонкое обаяние, неизменная улыбка и совершенно особенный профессиональный стиль сделали ее одной из самых любимых героинь на телевидении. Сегодня она является почти родной для миллионов зрителей в разных уголках СНГ.
Будущая известная телеведущая появилась на свет в городе Шадринск в семье, которая была неразрывно связана с наукой и педагогикой. Так, отец Регины Дубовицкой работал профессором древнерусской литературы и был достаточно известным ученым в этой области. Несколько схожей была и судьба ее матери, которая также занималась наукой и преподаванием, однако специализировалась на вопросах практической биологии. «С девятого класса точно знала, что буду журналистом. В то время на журфак принимали лишь с двухлетним стажем по специальности. Но откуда ему взяться у вчерашней школьницы, если без профильного образования невозможно устроиться на работу? В общем, замкнутый круг.
Помог папа — привел за руку к своим знакомым в газету «Костромская правда». Дня через три идем с коллегой по городу и встречаем его хорошую знакомую — Светлану Георгиевну Степанову из местного радиокомитета. Коллега, кивнув на меня, сказал: «Вот эта девочка хочет стать журналистом. Может, попробуешь ее у себя на радио?» Та легко согласилась и велела прийти завтра. Ей-богу, не помню, что же такого особенного я увидела в редакции костромского радио, но вышла оттуда с твердым убеждением: газета мне не нужна — радио и только радио!
Учили меня по ходу дела, загрузив по полной. В том же году я поступила на заочное отделение Пятигорского педагогического института иностранных языков. А спустя несколько лет из-за проблем с папиным здоровьем нашей семье пришлось переехать в этот город.
На четвертом курсе я вышла замуж и через год, защитив диплом, переехала в Подмосковье, в поселок Менделеево, к мужу. Юра работал во ВНИИ физико-технических измерений. Он и до сих пор там. А у меня все получилось как в сказке. Пришла в отдел кадров Всесоюзного радио, сказала, что хотела бы работать в детской редакции, а в ответ услышала, что пока вакансий там нет, но мне могут предложить должность младшего редактора по письмам в отделе сатиры и юмора передачи «С добрым утром!». Конечно, я согласилась: передачу слушал весь Советский Союз. В мои обязанности входило читать присылаемые в программу произведения молодых авторов, слушать кассеты с записями неизвестных исполнителей и среди всего этого искать золотые зерна».
В редакции «С добрым утром!» впервые появлялись многие ныне известные артисты - Виктор Коклюшкин, Геннадий Хазанов, Владимир Винокур, Ефим Шифрин… «С Винокуром мы познакомились году в 1975-м через Юру Маликова, руководителя знаменитого ансамбля «Самоцветы». Юра сказал, что у него в группе новый мальчик, делающий прекрасные пародии, — дескать, не посмотришь ли? Спустя пару дней в редакции возник молодой человек с двумя коробками кассет в руках. Говорю: «Ну, давайте послушаем ваши пародии», ставлю протянутую им кассету в магнитофон, а оттуда несется: «Каховка, Каховка, родная винтовка…» — «Что это?!» — спрашиваю. «А это песни советских композиторов». — «Извините, — говорю, — Юра Маликов мне сказал, что вы делаете пародии. А что в другой коробке?» — «Да так, ерунда», — отвечает, смущаясь, Винокур. Я говорю: «Ладно, ерунду послушаем». Ставлю кассету, а там шлягер тех лет — «Свадьба» в исполнении Муслима Магомаева. Я не сразу поняла, что это поет не Магомаев, а мой гость. Разумеется, с таким талантливым пародистом мне захотелось работать. Но как? У него же ни одного готового номера! И тут он мне сообщает, что его друг, бывший студент строительного института, кавээнщик со стажем, наверняка поможет — напишет номер специально для него. Друга звали… Леня Якубович, и они вместе с Марком Спиваком писали юмористические миниатюры. За пару недель текст был готов, одну из фраз вы, конечно же, знаете: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».
Оставалось сыграть этот номер на публике, но где ее взять? И снова помог Якубович. У Леньки нашлись знакомые в Министерстве высшего и среднего специального образования. Приезжаем туда в обеденный перерыв и начинаем бегать по этажам, просить сотрудников поменять обед на «концерт» молодого пародиста. Человек пятьдесят согласились. Володя показал все что мог: и новый пародийный номер исполнил, и анекдоты рассказал, и песни спел. Народ был в восторге. После эфира передачи «С добрым утром!» Винокур проснулся знаменитым».
«Я благодарна своим артистам — они меня спасли»
Началом перемен стала советская перестройка. На телевидении началась повальная гласность. Лишь только на радио долгое время сохранялся старый порядок вещей. Именно поэтому в какой-то момент Регина Дубовицкая решила оставить прежнее место работы и заняться реализацией нового масштабного проекта. В 1987-м году она организовала программу «Аншлаг», которая собрала на одной сцене многих талантливых юмористов: «На телевидение меня приглашали давно, но я отказывалась — не видела смысла уходить с радио. Но в 1987 году с началом перестройки телевидение пошло вдруг вперед быстрыми шагами, многое стало возможным.
Сейчас это звучит практически неправдоподобно, но одобрение идеи «Аншлага» я получила за пять минут! На тот момент на телевидении существовала единственная юмористическая программа «Вокруг смеха», главные герои которой были писатели-сатирики. Я же предложила сделать акцент на артистах, как это было на радио.
Утром написала заявку на новую программу, в обеденный перерыв перешла по подземному переходу из своего корпуса в телевизионный и отдала бумагу на подпись. При мне ее и подписали. Пока шла обратно, телевизионное начальство позвонило моему — чтобы отпустили. Если бы я знала, с чем мне придется столкнуться на телевидении, то, честное слово, вряд ли рискнула бы туда сунуться. Жизнь на телевидении идет по своим собственным законам и правилам, в которых порой трудно разобраться. К примеру, если на радио при малейшей трудности все начинали помогать, то здесь, к сожалению, по-другому. Короче, через полгода мне страшно захотелось все бросить и вернуться в знакомую радийную обстановку. И ушла бы, будь у меня другой характер. Но сдаваться не в моих правилах. Постепенно привыкла, приноровилась, разобралась…
Морально поддерживало то, что с артистами работалось легко — всех их знала много лет. И тем не менее «Аншлаг» рождался трудно, я не сразу нащупала верный формат. Скажу не для красного словца, а как было на самом деле. На работе приходилось и до сих пор приходится сидеть безвылазно. Писать сценарии, затем снимать, монтировать. Обычно в месяц у меня бывает один-два выходных — и так на протяжении всех 30 лет».
Появившись на экране Регина Дубовицкая мгновенно стала популярной, но это не вскружило ей голову: «Я была уже взрослым человеком с большим опытом работы на радио и не стремилась к собственной популярности. Я просто старалась делать программу, которая пришлась бы по душе зрителям. Но поскольку «Аншлаг» показывали часто, меня действительно стали везде узнавать. Как ни странно, не внешне, а по голосу. До сих пор стоит открыть рот, как люди начинают улыбаться: «Ой, Регина, это вы?!» Причем Региной меня называют и пятилетние дети».
В 2007 году Регине Дубовицкой пришлось пережить аварию, в которой она едва не погибла. Вместе с Еленой Воробей ехали в Черногории на автомобиле, управляемом водителем-наркоманом. «Когда меня перевезли из Черногории в Москву, врачи прогнозировали, что вряд ли я когда-нибудь смогу передвигаться без костылей. Благо сообщили они это не мне, а моим близким. И артисты были в курсе. Они навещали меня каждый божий день, старались отвлечь, загружали своими несуществующими проблемами. А я мало что соображала и воспринимала все всерьез. Но именно благодаря этому поневоле подтягивалась, приходила в чувство.
Кстати, первым, еще в реанимации, меня навестил Винокур. Вспоминаю, как сквозь мое мутное сознание пробился его жизнерадостный голос: «Чего ты лежишь, девушка? У меня же скоро юбилей, надо же что-то делать!» И я начала лихорадочно соображать: действительно, как же так! Пора готовиться, а я разлеглась. Так вот, Винокур, по сути, стал моим психотерапевтом.
Там же, в реанимации, вышла смешная история. Услышав его голос и поняв, что Регина, к которой тот пришел, это Дубовицкая, мой товарищ по несчастью, дядька с соседней койки, вдруг воскликнул: «Регина, не могли бы вы дать мне автограф?!» Меня такой смех разобрал. Но скажу вам совершенно серьезно: своим артистам я бесконечно благодарна — они меня спасли.
Авария произошла в начале мая, а в начале декабря мы снимали новогодний «Аншлаг» в концертном зале. Мне надо было выйти к зрителям. Но как? В праздничный день только дамочки на костылях не хватало. Меня посадили за кулисами на стул, а когда пора было выходить на сцену, помощник забрал костыли, помог встать и сделать первый шаг. Выхожу и вижу, что до микрофона шагов двадцать. А мне и пару-то трудно сделать… Но не зря говорят про целительную энергию сцены: и до микрофона дошла, и обратно вернулась — не завалилась. Врачи, которые увидели эту программу в эфире, не поверили своим глазам.
Про то, что у меня было сломано все что только можно, я узнала спустя много лет. Потребовались рентгеновские снимки, я принесла в больницу целый ворох, и пока доктор их рассматривал, брови его медленно ползли вверх. Но, слава Богу, все позади».
«Жизнь со мной нелегка»
В жизни Регины Дубовицкой есть люди, которые долгие годы мирятся с её вечным отсутствием дома. Это её родные. Ведущая никогда не стояла перед выбором: семья или карьера. «Еще в 1965 году я встретила своего мужа Юрия Айвазяна, наше знакомство перетекло в затяжной роман. Четыре года спустя мы поженились. Некоторое время спустя на свет появилась наша единственная дочь телеведущей – Илона.
К счастью, Юра не работает на телевидении, иначе совершенно точно я не была бы за ним замужем. Это же ужас — прийти домой и опять обсуждать творческие вопросы. Муж занимается физикой, и ему этого достаточно. Его прекрасно знают в научных кругах. И там я просто Регина — жена Юрия Никитича Айвазяна.
Как-то на съемках в Иваново ко мне подошли с вопросом: «Почему ваш муж постоянно перекрашивается?» Я растерялась: Юра никогда не красил волосы. Оказалось, речь о Винокуре. Много кого мне приписывали в мужья!
Юра — умный человек и никаких претензий по поводу моей работы не предъявлял, прекрасно понимая, что все равно я буду этим заниматься. Бесполезно вообще что-либо требовать от меня и тем более запрещать. Конечно, все мужчины хотят внимания, и Юра не исключение. Но если он меня когда-то выбрал, то наверняка я его устраиваю. Между нами никогда не было конфликтов по поводу моей занятости, хотя осознаю: жизнь со мной нелегка. Когда все нормальные люди ложатся спать, у меня начинается бурное общение по телефону. У артистов рабочий день заканчивается не раньше 11 часов вечера, соответственно все звонки начинаются ближе к полуночи. Кто-то звонит рассказать, как прошел концерт, что в новом номере не получается. Да мало ли что! Я и сама им звоню. Особенно накануне съемок «Аншлага» — с каждым из них надо по десять раз проговорить, что требуется!».
P.S. Регина Дубовицкая довольна своей жизнью, ведь у нее прекрасная семья и много замечательных друзей, но ей всегда хочется чего-то большего: «У меня есть близкая подруга, еще со школы. У нее чудесная семья, она замечательная мама двоих детей, при этом много лет преподавала в энергетическом институте. Как-то пришла к ней, а она мне говорит: «Регина, как я тебе завидую — у тебя такая интересная работа!» А я ей: «Ира, а я тебе как завидую — у тебя такая классная семья!» Женщине необходимо и то и другое. У меня тоже хорошая семья — грех жаловаться. Но я никогда не могла себе позволить провести с мужем и ребенком столько времени, сколько хотела. Как все соединить — и работу, и семью, — не знаю. Кому-то это удается, но не мне».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Анита Луценко