Татьяна Пельтцер - изображение

Ее боготворили зрители, а знакомые называли вздорной старухой. Увольняли из театра за профнепригодность и выгоняли из дома из ревности. Татьяна Пельтцер была соткана из противоречий. Она прожила яркую жизнь, но закончила ее, потеряв все: друзей, признание и даже рассудок…

Начала с ролей мальчиков и девочек

Татьяна Ивановна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Мать - еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец - именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя - Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного.

Ее отец был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа. «Университетами» Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.

«Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле «Камо грядеши», был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия - брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня».

За ролью Авдия последовала работа в постановке «Дворянское гнездо», за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в «Анне Карениной» и продолжала играть детей, став у Синельникова «актрисой по найму».

Развод и девичья фамилия

По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно.

В 26 лет Татьяна Пельтцер вышла замуж за немецкого коммуниста Ганса Тейблера, сменила фамилию, и уехала с ним в 1930 году в Берлин. Муж с удовольствием представил её своим друзьям и соратникам, помог устроиться на должность машинистки в советском торгпредстве и похлопотал о принятии жены в компартию Германии. Немецкие товарищи одобрили выбор коллеги - у Пельтцер была отличная фигура, шарм, и она была не по-советски открыта и свободна. Узнав, что Татьяна Тейблер - в прошлом театральная актриса, режиссёр Эрвин Пискатор пригласил её в свою постановку «Инга» по пьесе Глебова. По вечерам молодожены гуляли по городу. В один из таких тихих летних вечеров Пельтцер услышала выступление Гитлера. Позже она рассказывала, что он очень не понравился как очень несимпатичный мужчина. Будучи замужем, Татьяна влюбилась в русского, который приехал в Германию учиться кораблестроению. Ее муж Ганс, узнав о романе, отправил Татьяну обратно в Россию. Прожив в Германии четыре года, Татьяна вернулась в 1934 году в СССР, и вновь взяла фамилию – Пельтцер.

Актрисе потребовалось более тридцати лет упорной работы, чтобы быть услышанной в мире театра и кино. Карьере Татьяны Пельтцер мешало и нескрываемое купеческое происхождение, и необычное замужество, и судьба брата Татьяны – Александра, который учился в МАДИ, но во время учебы был осуждён за несуществующую контрреволюционную деятельность и провел в тюрьме два года. После освобождения Александр Пельтцер занимался разработкой первых советских гоночных автомобилей «Звезда», сам их испытывал, стал трижды рекордсменом Советского Союза, но в 1936 году оставил пост главного инженера АМО (ныне - завод имени Лихачёва), как написано в архивах, «по причине выезда из Москвы». Это случилось в 1936 году - время говорит само за себя. Вместе с ним ушла с завода и Татьяна Ивановна, куда она устроилась после того, как в театре имени Моссовета её признали профессионально непригодной. Татьяна Пельтцер уехала в Ярославль и устроилась на работу в старейший российский драмтеатр.

Через два года актриса снова вернулась в Москву, проработала два года в том же театре МГСПС, а в 1940 году перешла в Театр Миниатюр и «осела» в нем на семь лет. Именно там она проявила себя как «бытовая», острохарактерная актриса, играя банщиц, молочниц, управдомш, нянек. Эти героинь актриса искренне любила за «крепкие руки и доброе сердце». У нее появились первые поклонники, ее заметили и стали приглашать в кино на эпизодические роли.

«Мать русского солдата» или «колхозная мамаша»

В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль - Плаксину в мелодраме «Простые люди» - Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке».

В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым», который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.

Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили «матерью русского солдата», а сама она говорила: «За мной утвердилось амплуа «колхозной мамаши»». В фильме «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии писали уже специально под нее. Затем Татьяна Пельтцер много снималась, фильмов с ее участием - около ста. Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям.

В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли. Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу «Я - счастливая старуха!».

Но в 1977 году - в 73 года! - после 30 лет работы Пельтцер со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие «возрастные» роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то, что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями. Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: «Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?» Но, подумав, сказал: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду».

В театрах, в которых она работала, ее любя называли «бабушкой», «старухой». «Конечно, каждой молодой актрисе хочется быть героиней, - говорила она в интервью «Советскому экрану». - Но я и смолоду понимала, что с моей внешностью никогда героиней не буду, мое дело - характерные роли. Героиней я, как вы видите, стала на старости лет. Может, и поздновато, но все равно радостно…»

Она могла быть то теплой и ласковой, то взрываться вихрем чувств, фантастической энергией. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. На вопрос, что привлекает ее в роли - динамичность, обилие действия или комедийные черточки, она отвечала: «Ни то, ни другое: и действенность, и комедийностъ - это приятно, интересно. А привлекает, прежде всего, человечность. Вот я снялась у Надежды Кошеверовой в «Царевиче Проше» - малюсенький эпизодик, экономка у волшебника, а какой теплый!»

При этом она как никто умела доходить до невероятного гротеска - только ее бабушки и тетушки могли так танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься, стоя на крыше троллейбуса. Даже в очень преклонном возрасте Пельтцер не только продолжала активно играть в театре, она ездила на гастроли и снималась в кино; говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду».

Существует байка, что незадолго до смерти актрисе предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она заметила: «Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь... лишь бы не на туалетной бумаге!».

Она часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям: «Он, кажется, талантлив. Надо помочь...». На такой случай у нее всегда была наготове «командировочная» сумка с неизменным ковриком для утренней зарядки. Однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: «Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь - ведь какое это благо - жить!».

Зрителям она казалась такой понятной, близкой и родной, однако коллегам работать с ней было весьма непросто. Перепалка с режиссером перед выходом на сцену или съемочную площадку были для нее обычным делом. После скандала она как ни в чем ни бывало выпархивала на площадку, и все ее капризы и претензии мгновенно исчезали.

В театре от нее доставалось всем - перед началом спектакля она кричала на костюмерш и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» И с партнерами так же: могла похвалить, а могла и сделать резкое замечание.

За вздорный характер, прямолинейность и острый язык многие ее не любили. Так, актер Борис Новиков, которого однажды отчитывали на собрании труппы, обиделся на выступление актрисы и сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!».

P.S. Хотя в «Ленкоме» ее и называли «Бабушкой», бабушкой в прямом смысле она не была. За свою довольно долгую жизнь так и не обзавелась детьми и внуками. Ее семьей был только отец. Он умер в 1959 году, прожив последние годы у дочери.

Каждое утро он выходил во двор со своим попугаем, и все с нетерпением ждали его появления. Стоило Ивану Романовичу вступить с кем-нибудь из соседей в разговор, как попугай начинал ревновать. Он раскачивался из стороны в сторону и звал его: «Ваня! Ваня!» - а если хозяин не реагировал, то сердился и кричал: «Пельтцер, мать твою!».

Он был крепкий старик и любил зайти в ресторан Дома актера - пропустить рюмочку и поговорить. Когда он встречал в ресторане свою дочь с подругой Ольгой Аросевой, то отчитывал их: «Ну что вы в ресторан пришли, две бабы, без мужиков? Пить пришли?».

Когда те оправдывались, что он тоже сюда ходит, говорил: «Я - другое дело. Вы кого играете - Валек, Машек, Танек? Чего о них говорить! А мы - Гамлета и Макбета играли! После таких ролей не отправишься домой есть макароны в одиночестве».

Долгие годы Татьяна Пельтцер поддерживала отношения с бывшим мужем Гансом Тейблером. Он женился на другой женщине, у них был сын. Когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны и даже жил у нее какое-то время.

Вторая жена ревновала мужа к Пельтцер, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Когда спустя почти полвека после развода актриса отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и пожилые, 70-летние, люди шумно выясняли, кто виноват в том, что они расстались.

В 1991 году в прессе была опубликована заметка о том, что горячо любимая актриса помещена в клинику для сумасшедших – Пельтцер страдала потерей памяти. В общей палате «местные больные ее не приняли и избили». После актрису перевели в элитную клинику. Вот только спасти ее было уже невозможно. В 88 лет она сломала шейку бедра и доживала жизнь, не вставая с постели… Когда актрису хоронили, продавщица цветов у кладбищенских ворот, узнав, что цветы - для Татьяны Пельтцер, отдала их бесплатно.

Вот что рассказывал Марк Захаров вскоре после ее смерти: «Татьяна Ивановна служила для нас живым примером стародавнего подвижничества и святой любви к сценическим подмосткам. Качества, увы, ныне дефицитные. Халтуры не терпела. Любила и тянулась к молодым. Стремилась приобщить новую актерскую генерацию к могучим ценностям нашей театральной культуры. Ее прощальная работа - роль, специально написанная для нее Григорием Гориным, в спектакле «Поминальная молитва». Она появлялась в финале, ненадолго, ей было далеко за восемьдесят, но мы безумно радовались, ликовали зрители, и многие действительно не стеснялись слез, понимая, что прощаются со старым русским театром. Татьяна Ивановна Пельтцер была великой и истинно российской актрисой».


Реклама на сайте



При подготовке статьи использовались следующие источники:
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/peltcer/history1.html
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=145
http://ria.ru/culture/20090606/173456048.html
http://sobesednik.ru/culture/tz_20_10_peltser/

Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 31/05/2014
Короткие смешные истории из жизни 05-03-13

Короткие смешные истории из жизни 05-03-13

Опубликовано: 05/03/2013

Дизайнер делает приглашение на юбилей детской музыкальной школы. Его попросили на обложке ноты нарисовать. Для экономии времени он им из нотной тетради кусок сонаты Бетховена для фортепиано отсканиров...

Белые. Но не пушистые

Белые. Но не пушистые

Опубликовано: 05/12/2003

Ответить на вопрос корреспондента 'Известий' Сергея НЕХАМКИНА 'Что было бы, если бы в Гражданской войне победили белые?' доктор исторических наук Виталий ЕРШОВ согласился охотно. Может быть, потому, ч...

Рецепты - готовим в казане

Рецепты - готовим в казане

Опубликовано: 30/07/2018

В казане можно готовить великое множество блюд. Чаще всего казан ассоциируется у нас с пловом. И действительно, плов в казане получается идеально. Но не менее вкусно получается и мясо, курица, баранин...