Татьяна Шелига – это жутко любопытная бабуля Антоновка из сериала «Пять минут до метро», торговка цветами из мюзикла «За двумя зайцами», хозяйственная Надя из «Коли ми вдома»: «Я — комедийная, острохарактерная актриса. Обожаю свое амплуа. Пусть зрители улыбаются и смеются!»
Родилась Татьяна Шелига 10 декабря 1948 года в Киеве. В 10-м классе девочка заявила маме: «Еду в Москву поступать на актерский факультет в лучший театральный ВУЗ мира — школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ. И всё! Не спорьте и не противоречьте мне. Я еду!» Конечно, это для родителей было как гром среди ясного неба, но мама знала, что с самого первого класса Таню в школе называли «наша актриса», ведь все вечера и концерты вела именно она. Ходила в кружок художественного слова во Дворце пионеров и кружок танцев в Дом ученых.
Мама Татьяны Шелиги не искалечила мечту дочери, а поддержала ее. Когда ее после поступления спрашивали: «Сколько вы заплатили?», она гордо отвечала: «Да что вы говорите!? Татьяна даже не знала, в какую сторону открывается дверь школы-студии МХАТ». Это и в прямом, и в переносном значении слов было правдой. «Я дергала дверь не в ту сторону. Олег Табаков, проходящий мимо, сказал: «Девочка, чтобы сюда поступить, толкайте дверь в другую сторону». Благословил», — вспоминает Татьяна Леонардовна.
Первую свою роль она сыграла на втором курсе. Это была роль Капочки в спектакле «Праздничный сон до обеда» (из трилогии о Бальзаминове) Островского. Художественным руководителем курса был профессор В.К. Монюков. Он, по мнению актрисы, входил в десятку лучших педагогов мира по актерскому мастерству. «После учебы хотела остаться в Москве. Тогда мной заинтересовался театр «Современник», где работали почти все ученики студии МХАТ. Ночью, когда заканчивались у них спектакли, начиналось прослушивание – просмотр курса, где мы играли отрывки своих дипломных работ. Но я, будучи киевлянкой с киевской пропиской, не смогла получить прописку в Московском театре. Мне даже предлагали сделать фиктивный брак, но первый муж был против.
Тогда я поехала по приглашению в Севастополь в театр им. А.В.Луначарского. Проработав 23 года, в 46 лет вернулась в Киев. Меня пригласил в театр им. Леси Украинки главный режиссер — Михаил Юрьевич Резникович. Там, благодаря роли Клотильды в пьесе «Фердинандо», помимо любви зрителей, я приобрела уважение коллег по цеху разных театров Киева. К слову, я за нее выдвигалась за лучшую женскую роль года на «Киевскую пектораль»».
Сейчас в театре Татьяна не работает. Много снимается в фильмах и сериалах. За это благодарит Бога! Он не забирает у нее любимую профессию: «Я одно время думала отобразить весь свой жизненный и профессиональный опыт в мемуарах. У меня есть маленький блокнотик, который я начала вести, но пока исписала только пару страниц… Не то настроение, чтобы сейчас творить. Моя жизнь состоит из отдельных кадров, поэтому я, скорее всего, рискну писать разные эссе.
Мой уход из театра, а вернее боль, которую я из-за этого пережила, повлияла на то, что я до сих пор не могу писать. У меня это как кровоточащая рана. Я до сих пор не понимаю — как человека, который был рожден, чтобы стать актрисой, можно лишать сцены? Не знаю, может быть, это манера театра Леси Украинки – так общаться с талантливыми людьми. Я за эти годы видела, как ломалась судьба очень многих хороших актеров. Когда после 15 лет работы генеральный директор говорит мне: «Вы – не актриса этого театра», — возникает вопрос, зачем было столько лет держать, и что вы тогда называете «этим театром»? Я не хочу, чтобы в моих записях сквозила только обида, и пока я от нее не освобожусь, моя карьера мемуариста подождет».
Наденька
Когда Татьяна Шелига получила приглашение сниматься в проекте «Когда мы дома» на СТБ, долго не раздумывала. «В скетчах работаю впервые, но это мое дело — работа острохарактерной комедийной актрисы. Да и съемочная группа, во главе с Максом Литвиновым и Антоном Щербаковым, мне очень импонирует. Надеюсь, и вам всем будет интересно. За несколько минут суметь рассказать смешную историю так, чтобы зрителю было интересно и смешно — эта работа требует высшего пилотажа актерского мастерства (хотя с первого взгляда кажется — что здесь трудного?) Здесь, как нигде, нужен вкус и мера, иначе получится китч. А мы снимаем добрые и милые скетчи.
Вначале актеров постоянно меняли, подбирали им другие пары, процесс был длительным. Уже после того, как меня утвердили, все равно продолжали приглашать на пробы с разными партнерами. За время кастингов я успела сыграть с семью актерами. Кстати, на пробы я пришла последней. Проект же несколько раз начинали, потом останавливали, меняли состав съемочных команд. Я уже начинала сниматься с другим партнером, но в последний момент вместо него пригласили Станислава Боклана. Думаю, до меня тоже уже была утверждена другая актриса. Знаете, как бывает: актриса пробуется первой, после нее пробуется еще сто других актрис, но возвращаются все равно к той самой первой, а иногда, наоборот, берут именно сотую, которая пришла последней. Вот это был мой вариант.
Атмосфера на съемочной площадке очень хорошая. У каждого режиссера своя команда операторов, гримеров, костюмеров. И там, и там мне комфортно. Мне вообще нравится работать с молодыми ребятами, если только они не бездарности. Но если во главе стоит Антон Щербаков или Максим Литвинов, плохо работать команда не будет, все подтягиваются под их уровень. Я с удовольствием прихожу на съемки.
Хотя не скрою, выдержать 12 часов в кадре сложно. В скетче только два человека – я и мой партнер. Мы заканчиваем один скетч и, без перерыва, переодеваемся, поправляем грим и идем снимать дальше. У нас есть маленький перерыв на обед, после которого хочется спать, а не дальше работать, а ведь приходится. Съемки — это большой объем текста, который надо запомнить, свет, от которого болят глаза, к тому же, мы все время на ногах, после чего болит спина и суставы. Но надо отдать должное, режиссеры молодцы и работа идет ровно, у нас нет переработок даже в пять минут. Актеры все время должны учиться, приспосабливаться к режиссерам, у нас нет понятия возраста и регалий. Надо быть идиотом, чтобы сидеть в обнимку со своим званием и считать, что ты достиг всего. Иногда человек с опытом и регалиями может проиграть дебютанту.
Мне с моим партнером Станиславом Бокланом комфортно. Он непростой человек, но я вижу его невероятную одаренность. К тому же, мне кажется, у него есть талант и к режиссуре. В сцене с ним я как за каменной стеной. Если он что-то предлагает изменить во время съемочного процесса, то делает это для пары, а не только для себя».
Татьяна Шелига любит не только свою роль, но весь сериал: «Есть скетчи, которые вызовут просто улыбку, а есть те, которые вызовут гомерический хохот. Из более смешных скетчей мы выжимаем все по максимуму. В более слабых мы все равно пытаемся заставить зрителя улыбнуться. И Антон Щербаков, и Максим Литвинов обладают отличным вкусом и не позволяют шуткам скатываться в пошлость и безвкусицу. Они сразу видят ширпотреб, а в этом проекте его ни в коем случае нельзя допускать. Мне всегда хочется нести что-то приятное, заставить людей улыбаться. Я думаю, люди за просмотром скетчей могут отдохнуть от всего. А это очень хорошо!»
О семье и досуге
Татьяна Шелига звездой всеукраинского масштаба стала совсем недавно, уже в зрелом возрасте. Однако чтобы сделать жизнь яркой и интересной, эта женщина и сейчас готова на экстремальные поступки. «У меня было два мужа и после разводов были достойные мужчины, которые мне нравились, но с которыми я, по разным причинам, семьи не строила, но у меня все всегда на чувствах, на общем интересе к жизни.
Сейчас же свободное время провожу с семьей: дочкой Настей, ее мужем Георгием и моими двумя внучками - Варенькой и Радочкой. Раньше все гостили у меня дома, а потом я сказала: «Вы четверо приходите ко мне одной, давайте лучше я одна буду приходить к вам». На что дочка ответила: «Ой, мам, это ж надо все приготовить, накрыть, помыть». Вроде у меня - не то же самое! И мы нашли консенсус: ищем в каких-нибудь кафешках, ресторанчиках акции и идем туда.
Вообще, самое интересное - это путешествовать по миру. Я в молодости в основном ездила по бывшему СССР: Средняя Азия, Прибалтика... Потом у меня появилась страсть к познанию Западной Украины, я просто влюблена в нее.
Сейчас собираюсь посмотреть Канны, Ниццу, Монако и юг Франции. В прошлый раз путешествовала 24 дня: поехала к однокласснице в Аугсбург (Германия), оттуда - в Мюнхен, Берлин, потом на пять дней в Италию - была в Венеции, Риме, Флоренции, Пизе и совершенно очаровательном маленьком городке Сан-Джиминьяно. Затем два дня в Париже. В Зальцбурге побывала, до этого - в Израиле, Турции… Вообще, я езжу в путешествия не отдыхать. Много хожу. Меня все спрашивают: «Как ты выдерживаешь такой график при твоих больной спине и ногах?» Но я же возвращаюсь - и начинаю лечиться. Наверное, экстрима хватает в жизни. Я, например, ныряла с корабля. Конечно, прыгнуть-то я прыгнула, а обратно вылезть не смогла. Хлопцы затянули обратно.
Потом я над самым большим в Европе каньоном, который находится в Черногории, решила прокатиться на троллее. Адреналин бьет ключом! Подготовили меня, а я и говорю инструктору: «Сыночка, я боюсь». А он мне: «Поздно, мама». Лечу над пропастью, читаю «Отче наш» и понимаю, что не знаю, как останавливаться. Мысли разные: а морда же разобьется, а фейс - это же мои деньги... Это же 95 кг летит на скорости! В автобусе мне потом вся группа аплодировала. Когда рассказала внучке, та не поверила: «Ба, а ты случайно не пиаришь себя?»
Мой совет всем: не тратьте деньги на вещи, лучше на путешествия: какая разница, сколько лет вашим кедам, если вы в них гуляете по Парижу!»
Татьяна Шелига уверяет, что не любит давать интервью, и не считает себя звездой. «Когда меня называют звездой, то становится так неловко. Звезды есть только в космосе, на небе рядом с Господом… Молодежь часто разбрасывается словом «звезда», не понимая, что актерская профессия – это каторжный труд, ведь актер выходит на сцену вне зависимости от настроения и самочувствия.
Я острохарактерная актриса! Благодаря своему амплуа я всегда была понятна людям. Да и телевидение, и сериалы дают невероятную популярность. В тот момент, когда я почувствовала любовь зрителей, поняла, что выбрала в жизни правильный путь.
Признаюсь, иногда начинаешь злиться на свою специальность, ведь она очень сложная, злая, подчас несправедливая, особенно, если ты никем не защищена. Есть фраза, которую я позволяю себе использовать в интервью, но ее часто вырезают: «Жизнь много раз била меня мордой об асфальт».
Никогда не могла понять, почему так: стоит на какой-то период перестать сниматься — и тебя нет! Появляется ощущение, что лежишь на Байковом кладбище. Ты остаешься с теми же способностями, с такой же готовностью работать, но никому не нужен. Только начались съемки проекта СТБ, и меня снова стали приглашать на телевидение, брать интервью…
Иногда просто на рынке, в метро, на улице подходят люди и говорят: «Можно я вас обниму?», «Какая Вы классная», «Спасибо, что поднимаете настроение». Просят сфотографироваться для мамы или бабушки, которая любит проект «Когда мы дома» и Надежду. Поэтому я редко рассказываю об этих сложностях актерской профессии, зрители должны знать только успешную, счастливую Татьяну Шелигу. Знаете, есть актеры, которые говорят, что им все равно популярны они или нет, думаю — лукавят. Если тебя не узнают на улице люди, не приглашают сниматься, то зачем ты выбрал профессию актера?»
|
Читайте ещё на нашем сайте - Олег Попов