Его Атос, самый таинственный и меланхоличный из мушкетеров, прославил Вениамина Смехова на всю страну. Примерный семьянин, успешный актер, любящий отец — вот кем он был до встречи с главной женщиной своей жизни. А после стал прежде всего влюбленным мужчиной.
Застенчивый студент
Веня Смехов познакомился со своим отцом только в 5 лет. Практически сразу после его рождения тот ушел на фронт, так что первые годы жизни мальчика воспитывала одна мама. К счастью, Борис Смехов прошел всю войну и вернулся домой после победы. Видный ученый, доктор экономических наук, он, конечно, не хотел, чтобы сын становился актером. Но детское увлечение сценой и занятия в драмкружке не прошли даром: ни о какой другой профессии Вениамин и слышать не хотел.
В 1957 году Смехов стал студентом Щукинского театрального училища. А его через год был переведен в вольнослушатели с испытательным сроком: мастеру курса Владимиру Этушу не нравилась чрезмерная застенчивость Вени. Это качество мешало ему всю жизнь — и не только в профессии. «Щукинское училище, где я имел честь быть студентом, всегда славилось красивыми девушками. Но меня пугала их внешняя авантажность и жеманство. И хотя я чувствовал, что тоже нравлюсь, особенно старшекурсницам, старался с девушками держаться надменно, но при этом безбожно краснел», — вспоминал Смехов. Училище он все-таки закончил, талант оказался сильнее стеснительности. А вот жену нашел вдали от театральной среды. Отдыхая однажды в молодежном лагере, третьекурсник Смехов познакомился со студенткой пищевого института Аллой. Влюбленность быстро переросла в серьезные отношения. Уже через два года они сыграли свадьбу — и тут же разъехались.
Вениамина Смехова отправили по распределению в Куйбышевский театр, а Алле предстояло учиться еще год. Разлуку с женой, родителями и родной Москвой недавний студент переживал непросто. Режиссеры провинциального театра не спешили оценить по достоинству его таланты и просто вводили нового актера в уже поставленные спектакли. Смехову казалось, что он достоин большего.
Первые же гастроли в Москву закончились для него тем, что он задержался в родительском доме, получил выговор от руководства и уговорил режиссера отпустить его раньше положенных трех лет.
Абсолютное счастье
Москва покорилась Смехову не сразу. Да, здесь были родители, друзья, любимая жена, но не было самого главного — работы. После отказов нескольких театров Вениамин всерьез задумался о том, чтобы завязать с актерством и посвятить себя литературе. Этого не случилось, благодаря режиссеру Театра драмы и комедии Александру Плотникову. Он разглядел в молодом актере потенциал — и принял на работу.
Вскоре Театр на Таганке возглавил Юрий Любимов, и началось золотое время. «Сегодня для людей молодого поколения непонятно, что такое Таганка 60—70-х годов. Каждая новая постановка — взрыв бомбы. Попасть на спектакль практически невозможно…», — вспоминает Смехов. «Юрий Петрович Любимов действительно многих освободил от работы, а в то время это было не так-то просто, ведь существовали профсоюзы, социальная ответственность государства. Никого не выбросили на улицу, ни один из ушедших актёров не пострадал. Вы сейчас скажете, что тогда было лучше. Нет. Сейчас человек свободен – можно менять институты, профессии, испытывать свои таланты, строить арт-бизнес. Есть свобода самоопределения. А мне, чтобы уйти из Самары, понадобилась добрая воля главного режиссёра: я обязан был три года там отработать. В «Добром человеке из Сезуана» у меня была неплохая роль, но я понимал, что так, как Золотухин играет Водоноса мне никогда не сыграть. Потом я понял, что и слава Богу, что я не Золотухин, но это произошло много позже. А тогда на меня навалился кризис.
Знаете, жизнь интересно анализировать с точки зрения парадоксов и совпадений... Неожиданно Любимов сказал, что мы будем своими силами делать спектакль по стихам Вознесенского. Вознесенского! На которого Хрущёв орал: «Вон из Советского Союза!» На встрече с творческой интеллигенцией, которую в Кремле устроили в 1963 году, поэт вышел на трибуну, чтобы рассказать о молодой поэзии, и начал свое выступление со слов: «Я не член партии. Как и Маяковский». И тут на него затопал Хрущёв. Вот теперь судите о том, каким был Любимов. Тот мой кризис кончился быстро, потому что я был болен стихами. Я ещё в училище наглотался стихов наших молодых поэтов – Вознесенский и Евтушенко были нашими кумирами. А на Таганке оба они были членами худсовета, и мы с ними были на «ты». Спектакль мы назвали так же, как первый сборник Андрея – «Антимиры». Из кризиса я вышел совершенно счастливым. Демидова, Высоцкий, Золотухин, Хмельницкий – мы репетировали с утра до вечера. Притом, что играли 30 спектаклей в месяц. Успех «Антимиров» объяснялся просто – именно этого так не хватало в советской театральной жизни. Всё самое великое для театра писалось стихами – Шекспир, Шиллер, Мюссе, Грибоедов, Пушкин. И Любимов сказал, что язык презренной прозы отменяется. Так началась целая череда его поэтических спектаклей.
Когда пройдёт время и нас всех забудут, Таганка останется в истории тремя именами – Любимов, Боровский и Высоцкий. Так получилось. К 80-летию Володи вышла моя книжка «Здравствуй, однако». Мы шестнадцать лет работали на одной сцене, долго сидели в одной гримёрке.
Пережили немало событий, которые нас объединяли. Он был уникальным человеком – актёром, поэтом, композитором. Но ни в Союзе писателей он не состоял, ни в Союзе композиторов, хотя его песни любила вся страна, и стихи его люди от руки переписывали, потому, что их не печатали. Но вот что удивительно, даже в родном театре Володю не воспринимали как поэта, только как исполнителя своих песен».
На фоне профессионального успеха к Смехову пришло и абсолютное семейное счастье. В 60-х у Аллы и Вениамина родились две прекрасные дочери, в которых отец не чаял души. Елену и Алику с детства окружали абсолютная любовь и забота.
Казалось, что так будет всегда. Он любил свою работу, семью, друзей. То, что со временем чувство к жене угасло, воспринимал как нечто неизбежное: многие пары живут вместе ради детей, значит, будут и они. Все изменилось в конце 70-х.
«Я безусловно счастливый человек»
Несмотря на множество ролей в театре и съемки в кино, всесоюзная слава актера Вениамина Смехова долго обходила стороной. До тех пор, пока он не сыграл Атоса в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера». Тысячи писем от поклонниц со всей страны, многочисленные интервью, съемки, которые сейчас назвали бы «промоутирующими» — с этой стороной своей профессии он еще не был знаком.
В «Кинопанораму» его тоже пригласили как одну из главных звезд «Трех мушкетеров». Этот эфир и увидела студентка Галя Аксенова — будущий киновед из Ленинграда. Она смотрела выпуск, где актер Смехов лепил котлеты со своими дочерьми, и не могла отделаться от мысли — с этим мужчиной ее будет связывать что-то очень важное…
Летом 1979 года она приехала проходить практику в литературную часть Театра на Таганке. Мужская часть коллектива забурлила: девушка была очень красива, чего сама словно не замечала. Среди ее ухажеров был даже Высоцкий, но она выбрала скромного Смехова. «Любовь поразила нас как финский нож», — цитирует он Булгакова, вспоминая начало их отношений.
Актер признается, что не был готов сразу изменить свою жизнь, поэтому встречался с Галей за спиной у законной супруги. Ему казалось, что они безупречно соблюдают конспирацию, но в театре обо всем, конечно, знали. Вскоре «доброжелатели» поставили Аллу в известность.
Развод вся семья Смеховых переживала непросто. Уже повзрослев, дочери скажут отцу, что им было бы лучше, если бы он остался с их матерью. Всегда принимающий сторону своих детей, в этот раз Вениамин с ними не согласится. «И тогда, и сейчас я абсолютно уверен в том, что поступил правильно. Ведь недаром говорят, что победителей не судят. А наша жизнь с Галей все эти годы была и остается настолько яркой и захватывающе интересной, что я считаю себя победителем».
Вениамин Смехов отказались от звания Народного артиста: «Когда случилась перестройка, было стыдно, что эти цацки давали за лизоблюдство и подхалимаж перед руководящими органами. Все же знали – кто достоин, а кто нет. Когда в интернете написали что я народный, я отшутился: «В интернете сидит народ, а не наградные комитеты». А что касается званий вообще, то мне очень нравится фраза из Экклезиаста – «Доброе имя дороже звонкой масти».
Именно Галя помогла пережить ему болезненный уход из Театра на Таганке, развившуюся из-за стресса астму и новый старт в 90-е годы. В это время Вениамин Смехов попробовал себя в роли режиссера — и оказался востребован не только в России, но и за рубежом. Его постановки с успехом шли в Германии, Израиле, Франции, Чехии. «За прошедшие годы мы с моей женой Галиной Аксеновой совершили фактически несколько раз кругосветное путешествие. Актеру необходимо быть немного кочевым, много путешествовать, передвигаться по городам, странам, местечкам, видеть новые лица, общаться с новыми людьми. Это наполняет жизнь особенным смыслом и очень помогает в работе. Я безусловно счастливый человек».
P.S. Сейчас Вениамин Смехов снова востребован на родине. Он играет несколько спектаклей в Театре на Таганке, озвучивает аудиокниги и пишет свои. «За два года до смерти Булата Шалвовича Окуджавы мы в Переделкине записывали одну из моих телепередач о «Таганке». Я был уверен, что он обожает все наши спектакли, а выяснилось – ничего подобного: «Были такие, что меня очень трогали – «Зори здесь тихие», «Дом на набережной», - сказал мне Булат Шалвович, – а были и такие что оставляли спокойным. Я любил «Современник». Но ты не обижайся – ваш театр был лучше всех, потому что это был не театр, а клуб порядочных людей». И я тоже теперь так думаю. Нужно чтобы современный театр был клубом порядочных людей».
Их браку с Галей уже больше тридцати лет, но этих лет, по словам актера, будто и не было. Рядом с ней ему всегда кажется, что они только познакомились, и все самое лучшее — еще впереди…
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян