Есть у Виктора Проскурина черта, которой мог бы позавидовать даже заслуженный артист. Он буквально живёт в театре. Всё, что его окружает на сцене, для него такая же реальность, как и всё то, что существует за стенами театра. Это удивительный дар.
Проскурин Виктор Алексеевич родился на одном из полустанков Казахастана, в Акмолинской области, 8 февраля 1952 года. Сейчас этот городок носит название Актюбинск. Вскоре родители Виктора переехали в Москву. Детство Проскурина прошло на окраине столицы, в бараках. Родители много работали, и Виктор был предоставлен самому себе. Поэтому рос очень самостоятельным ребенком. Но, несмотря на тяжелые условия жизни, Виктор не стал хулиганом. После уроков он ходил на занятия в литературном кружке. В школе учился на твердые четверки. Уже с ранних лет понял, что хочет быть актером.
Когда Виктору Проскурину было пятнадцать лет, он посещал студию во Дворце пионеров. Там на талантливого паренька обратил внимание ассистент режиссера Киностудии имени Горького и пригласил сниматься в молодежном фильме Победоносикова «Орлята Чапаева». Так состоялся дебют Проскурина в кино – на Южном берегу Крыма.
Сразу после школы он поступал в Театральное училище им. Щепкина и не поступил. Ему тогда сказали прямо: «Молодой человек, у вас нет глаз, что вы будете делать в театре с таким лицом?» Несмотря на это, сразу после окончания училища Проскурин по приглашению пришел работать в Ленком. Здесь ему сразу досталось множество замечательных, ярких ролей.
Всесоюзную славу Виктору Проскурину (да и не только ему) принес первый советский телесериал «Большая перемена». В этой легендарной киноленте Проскурин воплотил образ злостного прогульщика, любителя танцев Генки Ляпишева. Критики до сих пор гадают, в чем был секрет грандиозного успеха фильма? Возможно, в непринужденной и легкой игре талантливых актеров, благодаря которой в душе остается ощущение праздника? Была собрана палитра самых лучших актеров, и они сыграли великолепно, не мешая друг другу, не затмевая друг друга, а, наоборот, выгодно дополняя. Стала крылатой фраза Генки Ляпишева: «Ходишь, ходишь в школу, и тут – бац – вторая смена!»… Но Виктор Проскурин постоянно стремился к разнообразию в ролях, он искал новых персонажей, создавал разные характеры, проживал множество разных жизней. Несмотря на востребованность образа Генки Ляпишева в то время, Проскурин сумел не остаться в этом амплуа навсегда. Роль за ролью он доказывал, насколько глубок и многогранен его актерский талант.
Одной из самых заметных ролей Проскурина стала роль многодетного отца семейства в фильме «Однажды двадцать лет спустя», где его женой была Наталья Гундарева. Герой Проскурина мастерски заплетал своим киношным дочерям косички, сыновьям шнурки завязывал, да еще не забывал трудиться на благо всей семьи.
Дела житейские
Сам Виктор Алексеевич в свою личную жизнь никого не пускает. Говорит о близких очень лаконично. Зато друзья могут говорить о нем часами. Актер Юрий Беляев познакомился с Проскуриным будучи выпимши. Решили продолжить знакомство дома у Проскурина. Таксисты отказались их везти и они начали пинать машины. Вдруг поняли, что их куда-то несут. Очнулись они в вытрезвителе, откуда их вытащила жена Беляева, которая назвала Проскурина гением из подворотни. Сам Виктор и не отрицает, что он постигал премудрости актерской профессии в подворотнях. Творческие споры юных театралов часто проходили в подворотнях с плавленым сырком и бутылкой портвейна.
Впервые Проскурин женился на хорошенькой актрисе Ольге Гаврилюк. Они вмести учились 4 года. А потом случился роман. Вскоре у них родилась дочка Александра, а актера пригласили играть в фильме «Большая перемена». Казалось, что жизнь Виктора налаживается. Семья, любимая работа, популярность. Но через год совместной жизни, Ольга Гаврилюк поняла, семья в жизни ее мужа занимает далеко не первое место. Развелись они также быстро, как и поженились. Ольга признавала, что как муж Виктор Проскурин ей не подошел, но зато стал отличным отцом для их дочери. Ольга Гаврилюк: «Зря говорят, что Витя невзрачный. Он талантливый человек, а талант всегда красив. Наши отношения начались во время подготовки дипломного спектакля. Потом сыграли скромную свадьбу. Расписались в ЗАГСе и вчетвером пошли в ресторан «Пекин» - мы с Проскуриным и двое наших свидетелей. А через день приехали родители, так что отметили еще раз уже в семейном кругу. Вскоре у нас родилась Сашенька.
Мы прожили вместе меньше года. Пока я возилась с крохотной дочуркой, муж пропадал на работе в театре. Там-то, в «Ленкоме», он и влюбился в актрису Татьяну Дербеневу. И ушел к ней. Я рыдала в подушку, думала, как бы мне все это пережить. И справилась.
О нашей малышке Сашеньке Виктор не забывал - навещал, привозил подарки, забирал погостить к себе. Вскоре я тоже встретила замечательного человека, актера Мишу Васькова, и вышла за него замуж. Дочка и его стала называть папой. Сашка не расстраивалась, что у нее два отца и три дедушки, напротив – радовалась».
Впрочем, Саша быстро отбилась от рук отчима и матери и уже в 16 лет забеременела, вышла замуж и родила дочку Лизу. Проскурин общается и с дочерью, и с внуками.
Второй супругой Проскурина стала актриса Татьяна Дербенева (брак просуществовал только 3 года). Со своей третьей супругой — Светланой Колгановой (Проскуриной) - Виктор познакомился во время съемок в Ленинграде. Она рассказывает: «Он играл в спектаклях так, что девчонки висели гроздьями около театра. Все сходили с ума. Виктор ничего не делал дома. После того, как мы однажды познакомились на съемках одного из моего фильмов – я взяла его фамилию и стала снимать его во всех своих фильмах».
Многие режиссеры жалуются, что с Проскуриным невозможно работать, из-за его сложного характера. Однако у Светланы к Виктору был особый подход. Она советует всем женщинам говорить своим мужчинам по 7 раз в день, что он гений. Ему обязательно надо это знать. Главное самой тоже верить в это. Но однажды, Светлане пришлось доставать мужа с того света. Виктор попал в аварию и перенес страшную травму и сложнейшую операцию. Он пришел в себя только через несколько дней. Все это время Светлана была рядом. Потому что своих нельзя бросать в сложной ситуации.
Следующими двумя жёнами Проскурина стали по очереди две Ирины: сперва молоденькая актриса Ирина Смурова, сыгравшая несколько эпизодических ролей, а позже Ирина Хонда, выпускница восточного факультета СПбГУ, по всей видимости – последняя законная супруга популярного актёра. Детей от всех этих многочисленных женщин Виктор Алексеевич не приобрёл, поэтому его единственными наследниками по втором поколении остаются внучка и внук, рождённые его дочерью Александрой Викторовной Бледной.
С нынешней женой Ириной актёр не часто выходит в свет и на все вопросы о второй половинке отвечает: «Я живу по принципу - если ты кого-то любишь, никому об этом не говори».
«Я никогда и ни о чем не жалею»
В настоящее время актер продолжает сниматься и играет на театральных сценах. И это несмотря на то, что сейчас многие ругают современное кино на чем свет стоит: «Я не стараюсь отсматривать все последние новинки и все отслеживать. По-настоящему хорошему кино реклама не нужна. С другой стороны, картина может быть ужасной, но о ней будут так трезвонить, словно это шедевр.
Я ничего не понимаю в кинобизнесе, потому что никогда им не занимался. Тем не менее, я знаю, что в этой сфере царит обман. И вся страна знает, что кино пропитано ложью. Там, где раньше были звезды, теперь грязь и помойка. Но я не могу осуждать людей, которые живут в этом «болоте». Потому что я тоже без него не могу. Я сам варюсь в этом «болоте». И если меня вытащить на сушу, я сразу же превращусь в коровью лепешку. То, что сейчас происходит в кино и в театре, напоминает мне рынок, «Черкизон». Каждый выживает, как может. И предлагает те свои таланты, которые будут востребованы и за которые ему смогут заплатить».
Многие актеры с ужасом вспоминают 90-е годы, а вот Проскурин не видит смысла говорить о тех годах. «Что было, то было. Уже ничего не исправить. Да я и не хочу. Только сейчас начал понимать, что, если бы в те годы пошел по другому пути, изменил бы самому себе и сделал бы какую-нибудь ерунду.
Я вообще никогда и ни о чем не жалею. Потому что жалеть - значит тратить время на глупости. А жизнь тем временем будет проходить…»
Виктор Алексеевич не смотрит свои прежние картины: «У меня нет желания пересматривать кино, в котором я когда-то снимался. Это пройденная часть. Меня всегда удивляло, почему к старому кино надо возвращаться, а к несчастной юношеской любви - нет? Удивительно, как некоторые актеры делят свои фильмы на плохие и хорошие. Для меня они все хорошие, потому что это часть моей жизни. Может, потому что я тогда был другим? Плохим… А сейчас я разве плохой? Как сказал известный сатирик, «со мной еще очень даже можно разговаривать, если прижать к теплой стенке...»
Одно время Проскурин перестал сниматься, исчез с экранов. Поклонники строили самые разные версии. «Все то время, что я не работал в кино, я такого о себе наслушался! Хотел было однажды рассказать всю правду, а потом решил: если люди и так все знают, зачем их разубеждать? У каждого в жизни так бывает: общаетесь вы с человеком, но встретиться не получается - просто не хватает времени, потом общение постепенно сходит на нет, и когда он вам вдруг неожиданно звонит через полгода, вы начинаете его попрекать: «Где же ты был? Почему не звонил?» Когда я такое слышу, хочу спросить: «А сам-то почему не набрал мой номер? Не спросил, как поживает твой друг?»
Виктор Проскурин очень тяжело переживает своё увольнение из Театра Ермоловой. Он очень сильно похудел. Ранее Проскурин часто пробовал на себе различные диеты, однако в этот раз его худоба приобрела нездоровые масштабы. Хотя известие о решении Меньшикова Проскурин встретил мужественно, в частности, он никак не стал комментировать действия худрука Театра Ермоловой, выразив сильное нежелание «участвовать в бытовых разборках».
P.S. Виктор Проскурин удивительный человек: с тонким умом, наблюдательный, независимый. Он может быть ласковым, нежным и внимательным, а потом вдруг перевоплощается в резкого и непримиримого. За этим всегда стоит его выстраданная и осмысленная позиция. Еще Проскурин очень любит некоторые свои роли: «Моя профессия - актер. И с точки зрения моей работы я бы с удовольствием сыграл Сталина. А с человеческой точки зрения я бы его расстрелял, убил. Поэтому, если говорить о любимом фильме то, это «Однажды двадцать лет спустя», я горжусь этой работой. Мне повезло с партнерами. Наташа Гундарева - удивительная актриса, тонкий человек и отличный партнер. Мне было легко играть ее мужа. Да и в роль многодетного отца я легко вжился. Хотя мы не снимались сразу со всеми детьми, потому что в противном случае это был бы просто сумасшедший дом. Если были сцены со старшими ребятами, то их и приглашали, остальные ждали. Роль многодетного отца мне понравилась. Правда, сцены родов в нашем фильме не было. Это минус. Сегодня, наверное, этот фильм не понравился бы продюсерам».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Георгий Мартиросян