Яна Арлазорова называли мастером импровизации на эстраде: он сломал стену между сценой и зрителем, спустился в зал, даже вышел на улицу, возрождая традиции уличных комедиантов. Он стал народным любимцем. «Эй, мужик!» – окликали его прохожие. Вовлекая в свои импровизации, Арлазоров стал своего рода психотерапевтом для зрителей: в 90-е годы он старался раскрепостить людей, в которых еще жил страх говорить вслух то, что они думают. Он умел талантливо превращать зрителей в партнеров. Все были уверены, что и в жизни Арлазоров был похож на своего главного сценического персонажа – веселого и нагловатого Мужика. И лишь единицы знали другого Яна Арлазорова - ранимого и очень одинокого…
Ян Маерович Арлазоров появился на свет летом 1947-го года в еврейской семье. Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом. Мама же известного юмориста всю свою жизнь проработала в медицине (преимущественно в качестве хирурга). Весьма примечательно, что именно ее фамилию Ян носил почти всю свою жизнь. С чем связанно подобное обстоятельство сказать достаточно сложно. Возможно, причиной тому был тот факт, что в советские времена жить с русской фамилией было несколько проще, чем с еврейской. Подобное происхождение могло обеспечить человека многими преференциями при поступлении в комсомол, компартию или даже при устройстве на работу. Так или иначе, Ян Арлазоров, как и его старший брат, всю жизнь носил именно фамилию матери. Под этим именем его знали в школе, в местных кружках самодеятельности и в спортивных секциях. В данном контексте стоит отметить, что в детстве Ян был достаточно разносторонним мальчиком.
Он неплохо учился в школе (хотя отличником никогда не был), а также отлично проявлял себя в футболе, легкой атлетике и некоторых других спортивных дисциплинах. Однако с самого детства его главной страстью был театр. На подобный выбор жизненных увлечений в значительной мере повлиял его дед, который тоже когда-то работал на сцене.
Актерское прошлое дедушки, а также множество забавных историй, которые тот рассказывал о том времени, побудили Яна впервые задуматься о поступлении в театральный ВУЗ. Взвесив все хорошенько, Ян Арлазоров отправился к родителям. Однако те идею о поступление в театральное училище не оценили. По их мнению, данная профессия сулила постоянное безденежье, а потому вряд ли могла подойти их сыну. Кроме того, отец Яна Арлазорова всегда мечтал, чтобы его сын связал свою жизнь с наукой. Но будущего артиста подобный расклад совершенно не устраивал.
Отказываться от намеченных планов актер даже не собирался, а потому родителям Яна в конечном итоге пришлось уступить. Они сдались, однако в качестве одного из условий выдвинули следующее: Арлазоров-младший должен был с первого раза поступить в лучшее театральное училище Москвы. В противном случае, ему предстояло выбрать для себя другую специальность. Ян Арлазоров согласился с подобными условиями и отправился готовиться к поступлению в ВУЗ. В качестве будущего места учебы было выбрано Щукинское театральное училище. Ян Арлазоров подал документы и вскоре успешно поступил в престижное учебное заведение. С этого момента в его жизни начался совершенно новый этап.
Получив диплом об окончании Щукинского училища, Ян Арлазоров устроился на работу в Центральный детский театр Москвы. В этом месте он проработал несколько лет, преимущественно играя различных комедийных персонажей в спектаклях для юных зрителей. Весьма примечательно, что уже в этот момент Ян Арлазоров зарекомендовал себя в качестве прекрасного юмориста, который умел заставить зрителей смеяться даже в самой непростой ситуации.
В 1972-м году Ян Арлазоров впервые попробовал себя в качестве киноактера. Его дебютной работой стала лента «Хроника ночи», поставленная киностудией Беларусьфильм. В данном контексте стоит отметить, что обозначенный фильм был снят в жанре «экшн» и изобиловал сценами перестрелок и взрывов. Возможно, именно поэтому после выхода на экраны данной ленты Ян Арлазоров на восемь лет забыл о кино. Боевики были явно не его жанром, а потому он снова решил вернуться в театр.
Лишь только в начале девяностых годов Ян Арлазоров начал появляться на сцене в привычном для нас комедийном амплуа. В этот период популярность ему принес легендарный образ вечно чем-то недовольной кассирши, начинавшей каждую свою фразу знаменитым словом «Госпидя», которое произносилось с абсолютно неповторимым выражением.
Впоследствии в репертуаре Яна Арлазорова появились и другие монологи, среди которых одним из самых известных стал монолог «Эй, мужик», который во многом и сформировал неповторимый эстрадный стиль артиста. Арлазоров писал для себя сам. Он был первым, кто начал общаться с залом, как теперь говорят, вести интерактив. Сегодня это расхожий прием, а тогда неформальное обращение к человеку из публики было смелым, опасным и новаторским шагом.
Жениться больше не хочу!
Личная жизнь артиста не сложилась. Еще в училище Ян познакомился с будущей супругой — Ёлой Санько. Поженились они уже после учебы. У них родилась дочь Алена. Семья просуществовала всего несколько лет, а обида друг на друга была такой сильной, что супруги не общались. Больше Арлазоров не женился, высказавшись по этому поводу так: «Для меня пример настоящей женщины и жены — это моя мама. Сейчас таких нет. Встречаешь женщину — и ей сразу надо купить какой-нибудь «Лексус», квартиру, потом яхту и остров. Любовь — это Божье чувство, оно переворачивает человека».
Самым близким человеком для него была Людмила Корчевская (директор и близкий друг артиста): «Я знала Арлазорова огромное количество лет, однако жены в его жизни я не застала. У меня нет оснований говорить, что он когда-то безумно ее любил. Но Ян очень страдал. Не из-за жены, а из-за того, что с ним так поступили — забрали у него дочь.
Мудрая женщина сохранила бы для ребенка отца. Его дочь Алена тогда была маленькой, но потом-то она выросла и уже сама должна была понимать, что это ее родной отец — единственный, другого не будет. И почему она, будучи взрослым человеком, с ним не зналась, надо было спросить у нее. Тем более что мы пытались их примирить, они одно время общались. Ян помогал ей устроиться в юридическую академию, некоторое время оплачивал ее учебу, но потом она опять пропала, и давать деньги стало некому».
О сложном характере Яна Арлазорова знали все: «Я очень сложный. У меня нет друзей, со мной трудно общаться, так что я вовсе не рубаха-парень. Предпочитаю одиночество, люблю лежать на диване и размышлять. Еще могу сказать, что плохо защищен от хамства, наглости, жестокости, пасую перед ними и долго прихожу в себя».
При этом Ян Маерович всегда старался помочь окружающим. Писатель Лион Измайлов, например, вспоминал, как однажды, сильно заболев, два месяца пролежал дома. Арлазоров оказался едва ли не единственным из коллег, кто звонил и рассказывал анекдоты до тех пор, пока тот не начинал смеяться.
Два года артист вел передачу «Народная скорая помощь» в эфире радиостанции «Авторадио». Любой мог воспользоваться помощью доктора АрлаZorro — так себя называл Ян Маерович. Ему верили — и он помогал. Звонил, например, человек и говорил: «Ян, у меня больна дочь, ей нужно сделать операцию в Германии, я готов продать свою почку, для того чтобы мне дали какие-то деньги». Арлазоров назвал в эфире номер его телефона. И через две недели этот человек перезвонил и сообщил: «Ян, мне дали деньги, я смог прооперировать ребенка в Германии».
Во время следующей передачи, узнав, что малышу нужна кровь для переливания, тот мужчина снова позвонил и сказал, что соберет друзей и все вместе они сдадут кровь. А однажды Арлазоров узнал, что у «запорожца», который к празднику Победы подарили инвалиду войны, воры украли все колеса. И пока старик после полученного стресса поправлял здоровье в больнице, по радиопризыву артиста к дому инвалида стекалось огромное количество автоколес с покрышками. Потом он не знал, куда их девать!
К другому инвалиду, без рук, без ног, которого в больнице никто не навещал, после выпуска передачи пришли десятки людей. Ансамблю Надежды Бабкиной Арлазоров помог найти музыкальные инструменты. В театре «Русская песня» помнят это и благодарны Яну Маеровичу. В то время под крылом у Надежды Георгиевны образовывались новые коллективы и денег на покупку инструментов не хватало. После радиоэфира, где Ян Арлазоров объявил на весь свет об этой проблеме, люди принесли Бабкиной более ста инструментов: аккордеоны, балалайки, гармошки... Артист восхищенно говорил: «Это своего рода национальная идея, понимаете? Вот это неравнодушие к чужому горю в России для меня самое важное и самое дорогое. Такие качества есть только у россиян! Не понимаю, почему закрыли передачу».
Образ жизни — йога
Журналисты всегда называли его неконтактным. Он признавался, что сидеть и рассказывать о себе ему просто неинтересно. Категории «интересно» и «неинтересно» часто определяли его поступки. Например, он занялся йогой в те времена, когда методическое пособие по ней приравнивалось к запрещенной литературе. Было интересно. В йоге, как он рассказывал отцу и брату, ты сам себе и тренер, и спортсмен. Это не спорт даже, а образ жизни. Он всегда выбирал и то, куда ему ехать на гастроли, а куда не ехать. И выступал только там, где хотелось.
О том, что Ян Арлазоров тяжело болен, пресса начала писать в начале 2007 года. Артист тогда попал в больницу с резкими болями в желудке. Однако сбежал, даже не пройдя обследования. Но вскоре проболтался кто-то из медперсонала онкологического центра на Каширском шоссе: к нам приходил Арлазоров. Тогда-то и хлынула лавина слухов. Артист никак не комментировал эту ситуацию и лишь Людмила Корчевская раскрыла тайну: «После смерти матери от рака предложение пройти там обследование Арлазоров воспринял болезненно. Но в итоге согласился. Вердикт врачей был следующим: опухоль нужно удалять, однако для начала следует пройти курс амбулаторного лечения в Центре хронофототерапии, реабилитации и иммунокоррекции на Маяковке. Врачи советовали воздержаться от выступлений: артист всегда тратил на них слишком много энергии. Но примерно через полгода после начала лечения он, почувствовав себя вполне здоровым, вопреки запретам отправился на фестиваль юмора в Юрмалу. И там... прошелся по сцене на руках, чего ему нельзя было делать категорически! Потом Арлазоров объяснял врачам: «Мне надо было доказать, что я в прекрасной форме»».
По тем же причинам в октябре 2007 года артист согласился отметить 60-летие на сцене Театра эстрады. Весь вечер Арлазоров работал для публики, читал монологи, принимал поздравления. Но никто не догадывался, какой ценой ему это давалось. Юбилей здорово подкосил и без того шаткое здоровье артиста.
Арлазорова долго лечили в Германии. Но, к сожалению, лечение не помогло... 7 марта 2009 года артист умер. В день 63-летия со дня рождения артиста на его могиле был открыт памятник, который представляет собой установленный на постамент бронзовый круг с рельефным изображением знаменитого юмориста.
P.S. В последние годы Яна Арлазорова серьезно беспокоило, что со сцены уходит эстрада, которая учит людей сопереживать и сочувствовать. «Пусть будет плохой человек, но если я вижу, что он талантлив, буду относиться к нему хорошо. А если человек замечательный, но артист бездарный, то что я могу ему сказать? Не занимайся этим! Не занимайся, и все. И плевать, что зритель смеется... У меня мама была хирургом. Она просто била по рукам, если в медицину шли люди, которым она противопоказана».
О своей тревоге он не раз говорил со сцены. Например, в монологе «Письмо Ваньки Жукова»: «Дедушка Константин Макарыч, сделай божескую милость, забери меня, Христа ради, с этой эстрады. Никакой мочи больше нет. Вчера один артист прям со сцены вслух сказал такое слово... Как бы мне тебе написать?! Ну, то самое слово, которое отец сказал, когда я ему молотком по пальцу вдарил. Только он три слова сказал, а этот одно, но три раза. Со сцены. Только ты отцу за это по шее дал, а ему — деньги...»
|
Читайте ещё на нашем сайте - Амаяк Акопян