Актриса проснулась знаменитой после дебюта в фильме «Баллада о солдате». Искренняя, добрая, жизнерадостная - такой запомнилась ее Шурочка, и такой Прохоренко была в жизни. Ее называли русской Клаудией Кардинале, но она вдруг перестала сниматься и уехала во псковскую деревню с символическим названием Глушь.
Жанна, полное имя которой Жанетта, родилась 11 мая 1940 года в Полтаве, но там прожила недолго. Когда началась война, отец девочки ушел на фронт, где геройски погиб через три месяца. Жанна вместе с мамой переехала жить к родственникам в Ленинград. Там прошло тяжелое послевоенное детство Прохоренко. Чтобы как-то разукрасить серые будни, девочка записалась в драмкружок при городском дворце пионеров. Жанне очень нравилась сцена, но девушка, возможно, не рискнула бы сама уехать в Москву для обучения актерскому мастерству. Но тут вмешалась судьба: в театральную студию пришли представители школы МХАТ, которые проводили донабор студентов из числа талантливой молодежи. Прохоренко стала одной из пяти отобранных и отправилась заниматься у Олега Ефремова в школу-студию. Тогда как раз был создан театр «Современник», в котором Жанна дебютировала в спектакле «В добрый час». Именно там девушку заметил режиссер Григорий Чухрай и пригласил на главную роль в кино.
«Баллада о солдате» — первый фильм, в котором снялась Жанна Прохоренко. Режиссер картины Григорий Чухрай быстро определился с актером на главную мужскую роль. Им стал студент 2-го курса ВГИКа Владимир Ивашов. А вот с главной женской ролью оказалось сложнее. Лишь просмотрев множество актрис, он обратил внимание на первокурсницу МХАТа, пробовавшуюся на роль в массовке. Жанна Трофимовна вспоминает: «Григорий Чухрай нам потом объяснял, почему взял нас. Володю он как-то сразу нашел, а на женскую роль я в последнюю очередь попала. Многих, многих перепробовал. Потом он положил передо мной мои фотографии и сказал: «Понимаешь, с одной стороны, твое лицо похоже на всех, а с другой — абсолютно индивидуально». Он все время искал обобщения. И не только в лицах — во всем. Даже в прическе моей героини. Когда уже были занесены ножницы над моей головой, чтобы остричь большую, тяжелую косу, потому что она была нетипичной, в последний момент Григорий Наумович сказал: «Стоп, пусть будет с косой!».
Ее Шура отличалась особым жизнеутверждающим оптимизмом, сердечностью и высокой духовностью. Непосредственная, тонкая работа Жанны Прохоренко в этой роли — яркий штрих к портрету военного поколения — тех, кто вопреки войне и смерти любил и мечтал, верил в победу добра и мира.
У фильма было трудное прохождение на экран. Госкино не хотело принимать картину, и Григория Чухрая чуть не исключили из партии за искажение образа советского солдата. Только после гран-при Каннского кинофестиваля фильм прошел с успехом и в СССР.
Благодаря этому фильму Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов первыми из советских артистов были в Соединенных Штатах в 1960 году на кинофестивале в Сан-Франциско. «О нас писали вещи, которые меня страшно обижали: «Да, в ней ничего не сделано. Она такая, как есть: лицо в веснушках, щеки, как только что сорванные яблоки, даже брови не выщипаны. И коса еще». Их это поразило до глубины души. А в «Тайм» была такая обложка: мы с Володей в ковбойских костюмах сидим на лестнице какого-то общественного здания, а он — еще и с балалайкой. Надпись на обложке была такая: «Русские покорили Америку!» — вспоминала Жанна Прохоренко.
Вторая роль Жанны Прохоренко — Ксения из культового фильма Райзмана «А если это любовь?» Одноклассники Ксения и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых — в первую очередь педагогов.
Картина производит фурор, ведь тогда о любви между школьниками было говорить не принято, тем более в таком контексте: учителя и родители собственными запретами ломают детям жизнь. Это много лет спустя выйдет легендарная драма «Вам и не снилось», а на тот момент Жанна Прохоренко и партнер Игорь Пушкарев выглядели словно мессии.
Из-за съемок в этих фильмах актрису с шумом отчислили из Школы-студии МХАТ. Обучение Жанна Прохоренко продолжила во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова. Ее однокурсниками были Галина Польских, Жанна Болотова, Сергей Никоненко, Лидия Федосеева-Шукшина, Николай Губенко.
Затем Жанна Прохоренко сыграет еще приблизительно в пятидесяти достойных фильмах: «Женитьба Бальзаминова», «Иду на грозу», «Дядюшкин сон», «Один шанс из тысячи», «Калина красная», «Непридуманная история», «Они шли на Восток», «Происшествие, которого никто не заметил», «Любовь Серафима Фролова», «Шальная пуля», «Золотая мина», «Колье Шарлотты» — но эти картины не смогли повторить успех молодости. К сожалению, с начала девяностых годов Жанна Прохоренко, как и многие актеры ее поколения практически перестала сниматься.
Проклятая любовь Жанны Прохоренко
Актриса, казалось, получила от Судьбы по максимуму: красота, талант, громкая слава в 19 лет, профессиональная востребованность, страстная любовь, причем взаимная – оба мужа носили Жанну на руках. Но… От одного она ушла сама. Второго – трагически потеряла.
С первым мужем, режиссером Евгением Васильевым Жанна Прохоренко познакомилась во ВГИКе, где она училась на актерском, а молодой человек на режиссерском отделении. В семье родилась дочь Екатерина Васильева, тоже ставшая актрисой и снимавшаяся в таких фильмах, как «Вам и не снилось» и «Гостья из будущего». С мужем, который был на 13 лет старше супруги, Жанна прожила более 10-ти лет, но на одном из кинофестивалей девушка встретила сценариста Артура Макарова, приемного сына художественных руководителей во ВГИКе.
Встреча навсегда изменила личную жизнь актрисы и ее родных. У молодых людей закрутился бурный роман, и по возвращении домой актриса объявила Васильеву, что подает на развод. Режиссер отпустил жену, но до последних дней жизни любил Жанну. Даже второй брак, которым Евгений Васильев пытался начать новую жизнь, не продлился долго.
Артур Макаров был талантливым литератором — он написал сценарии трех десятков кинофильмов. В их числе — «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина», «Приезжая», «Колье Шарлотты». Он дружил с Андреем Тарковским, Владимиром Высоцким, Ильей Глазуновым, Василием Шукшиным. Шукшин снял его в роли вора в законе в «Калине красной». В начале 80-х Жанна Прохоренко и Артур Макаров стали жить в гражданском браке. В постперестроечные годы Макаров практически перестал заниматься творчеством — с головой ушел в бизнес. В 1993 году зарегистрировал фирму «Арт Гемма». Официально фирма занималась производством гвоздей с серебряными шляпками для реставрации уникальных образцов мебели. 3 октября 1995 года в квартире Прохоренко в центре Москвы обнаружили труп Артура, из груди которого торчал охотничий нож из его коллекции. Тело нашла дочка актрисы Екатерина.
Жанна Трофимовна в этот момент находилась на любимой даче в деревеньке Глушь на Псковщине. Сельский домик Прохоренко и Макаров купили за пару лет до его убийства. Оперативники немедленно вызвали кинозвезду в Москву. Ее ждали сразу два потрясения: смерть любимого и ограбленная квартира. Из квартиры вынесли коллекцию холодного оружия, несколько картин и деньги из потайного сейфа. Несколько лет с небольшими перерывами длилось расследование дела по факту убийства Артура Макарова, но стало очередным «глухарем».
За несколько лет до смерти Артура Макарова Жанна Прохоренко приобрела в деревне - бревенчатый домик. Огород, сосновый бор, озеро — вот и все, что требовалось актрисе, о которой все реже и реже вспоминали режиссеры. Но затворничество Жанны Трофимовны началось после жестокого и загадочного убийства ее любимого мужчины.
Потеряв любимого человека, Жанна Прохоренко впала в депрессию и резко сдала. Актриса жила почти затворницей и принимала у себя только дочь и внучек. В Москву выбиралась не более 3-4 раз в год ради съемок в очередном маленьком эпизоде.
Из-за депрессии Жанна Трофимовна не придала значения резко ухудшившемуся самочувствию. А когда родные убедили актрису пройти обследование, была диагностирована злокачественная опухоль пищевода, которая впоследствии и стала причиной смерти Прохоренко. Актрису перевезли в московскую больницу, где Жанна Трофимовна прошла 12 этапов химиотерапии.
Дочь Прохоренко, актриса Екатерина Васильева, рассказала что на спасение матери не было никаких средств: «Когда маме только сделали операцию, в Интернете появились сообщения о том, что актриса Прохоренко тяжело больна. Тогда позвонили из Союза кинематографистов и полюбопытствовали, как дела. Я им все рассказала… А дальше что? Да ничего! Они исчезли. А кричать, звонить самой, бить во все колокола мне мама не позволила. Это не гордыня, а чувство собственного достоинства.
Не могла она клянчить! С моей стороны, со стороны друзей и близких было сделано все, что возможно. Можно было бы броситься куда-то за границу. Но на это у нас элементарно не было средств. Понимаете, нет никаких средств! Я работала в доме культуры, получала 14 тысяч, у мамы пенсия 12 тысяч, и у Марьяши в театре зарплата тысяч восемнадцать».
Вся медицинская помощь оказалась тщетной. Жанна Прохоренко, прожившая последние годы в состоянии депрессии и с ощущением одиночества, скончалась 1 августа 2011 года. Знаменитый кинорежиссер Александр Митта сказал тогда: «Ушла еще одна недооцененная актриса нашего кино. Это удел многих талантливых красавиц, которым выпало родиться в Советском Союзе, когда фильмов снималось мало, а те, что снимались, не выпускались за границу». По словам Митты, Прохоренко была «удивительно светлым человеком»: «За всю жизнь я ни разу не слышал о ней ни единой сплетни, ни единого дурного слова», - отметил режиссер, у которого актриса снялась в фильме «Точка, точка, запятая...».
К счастью, в последние минуты жизни актриса не была одна. Артистку держала за руку старшая внучка Марьяна Спивак, которая по примеру бабушки тоже стала актрисой.
Сейчас внучка Жанны Прохоренко повторяет судьбу бабушки. В 2017 году девушка снялась в главной роли фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и прошлась по красной дорожке кинофестиваля в Каннах, спустя 57 лет после того, как там побывала Жанна Трофимовна. Киноработа Марьяны также получила награду французских кинокритиков.
P.S. Жанну Трофимовну знали лишь единицы. Актриса почти никого не приглашала ни в дом, ни в душу. Рядом с ней всегда была дочь Екатерина Васильева и внучки Марьяна и Ксюша. Там у себя в деревне Прохоренко выращивала овощи. И вот еще одна деталь - она очень много курила. До последних дней. Крепчайшие сигареты. Мужские. Обычно так делают люди, которым есть над чем глубоко подумать...
|
Читайте ещё на нашем сайте - Римма Казакова