Ее называли музой композиторов, ведь она была автором стихов многих популярных песен: «Мадонна», «Безответная любовь», «Музыка венчальная», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь» и т.д. Ее поэзию называют исповедальной и глубоко лиричной. Всю жизнь она черпала вдохновение в любви, хотя ей это принесло немало разочарований и привело к одиночеству.
Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально девушку звали Рэмо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». «Появилась на свет я в Украине. И не просто появилась, а родилась от выстрела ружья. Беременная мама пришла к подруге, у которой муж служил в НКВД. На стене висело ружье. Все знали, что оно незаряженное, и подруга в шутку прицелилась и спустила курок. Ружье почему-то выстрелило, пуля просвистела возле самого маминого уха. Я родилась раньше времени и с большой родинкой под коленкой (меченая)».
Свои детские годы Римма Казакова провела, преимущественно, на территории Беларуси, в том числе непростое военное время, а затем ее семейство переехало в Ленинград. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет (на исторический факультет), и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток.
Именно тогда Казакова, которую мама с детства называла «Римусей», решила поменять имя. Как впоследствии признавалась поэтесса, ее родители были немного «сдвинутыми» коммунистами, и потому посчитали аббревиатуру Рэмо вполне подходящим именем для дочери. Но ехать с таким именем в глубинку, чтобы преподавать там историю, девушка однозначно не хотела. Тогда она и отправилась в ЗАГС. Там выпускнице пединститута заявили, что у нее хорошее революционное имя, и менять его негоже. Но Казакова не сдавалась. В заявлении она написала, что Рэмо – это аббревиатура сродни ВЦСПС, ЦПКО и тому подобному, а не человеческое имя. В результате сотрудники ЗАГСа все же сдались под напором молодой преподавательницы и позволили ей стать Риммой.
Отправившись работать по распределению, Римма Федоровна трудилась в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда поэтесса жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году был опубликован первый сборник ее стихов, получивший название «Встретимся на Востоке».
Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за своей работы девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.
Хотя Римма Федоровна хорошо относилась к своей профессии и любила историю, все же постепенно она понимала, что главным делом своей жизни хочет сделать именно поэзию. В 1959 году, через год после издания ее первого стихотворного сборника, Казакова стала членом Союза писателей СССР.
Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С тех пор поэтесса опубликовала большое количество стихов, издала многочисленные сборники, перевела немало произведений с языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а также написала ряд стихотворений к известным на всю страну песням. Вскоре талантливую и популярную поэтессу назначили секретарем правления советского Союза писателей, кроме того Римма Казакова вступила в ряды КПСС. На должности секретаря правления Союза писателей поэтесса проработала до 1981 года. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной российской организации – Союза писателей Москвы.
После того, как Римма Федоровна начала вести активную деятельность в Союзе писателей СССР и публиковать свои многочисленные произведения, она обосновалась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, застать ее в столице всегда было труднее всего. Дороги, их дух, красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества.
По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как «Из кубинского дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне туман», «Под чужими небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские страницы», «Митинг в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие. В таких стихотворениях Римма Федоровна, с одной стороны, рассказывает о разных местах и людях, которые там живут. С другой стороны, она делится своими размышлениями по поводу увиденного, передает атмосферу и настроение каждого города и региона.
Но, пожалуй, наиболее известным является ее творчество о любви, дружбе, верности, материнстве и других «вечных темах». Будучи мудрым и открытым человеком, Казакова умела очень чувственно и пронзительно написать о силе добра, о любви мужчины и женщины, о любви матери к ребенку и даже о любви к родине, хотя идейной коммунисткой Римма Федоровна никогда не была.
«Пытаясь спасти сына от наркотиков, заработала себе инфаркт»
Всю свою жизнь Римма предпочитала писать о чувствах глубоко личных, интимных. И получалось у нее это тем проникновеннее, чем больше ее обманывала любовь. Это подтвердят миллионы женщин, которые обожают шлягеры на стихи Казаковой. «Мадонна» и «Ты меня любишь» прославили Серова, «Безответная любовь» стала визитной карточкой Ирины Аллегровой. «Все началось в 1969 году. Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и появилась песня. Потом я познакомилась с Сашей Серовым и с Игорем Крутым. А дальше с Аллегровой, Пугачевой, Лещенко, Киркоровым, Распутиной... Думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать. Почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой»».
Римма была на судьбу не в обиде. «Что такого особенного я собой представляю, чтобы меня любить? - размышляла она. - Я некрасивая... За это жизнь меня и лупила. Мужчины, которые мне нравились, моряки и летчики, ездили на юг, где ухаживали за откормленными и правильно выращенными девочками из состоятельных семей. Кому нужна такая дурнушка, как я, покупавшая на развале поношенные босоножки?».
Действительно, ее личная жизнь складывалась непросто. Первым мужем Риммы Казаковой был писатель-публицист Георгий Радов, с которым поэтесса прожила вместе восемь лет. Как впоследствии признавалась Римма Федоровна, семья у них с Радовым получилась далекая от идеальной: муж пил, периодически поднимал руку на свою супругу и устраивал пьяные дебоши. Единственным настоящим утешением были дети, точнее, сын Егор – единственный ребенок Риммы Казаковой. «Брак – во многом случай, тем более у таких людей, как я, – потому что я подчиняюсь не логике, а порыву. Меня тянет к человеку, и я безрассудно бросаюсь. На самом деле только такое чувство и даёт счастье, отраду. С первым мужем у меня не было подобных отношений. Он был намного старше, но и я понимала: годы поджимают, пора иметь семью и детей… И не было ни одного человека, которому бы я могла, так сказать, вручить свою судьбу. А мой первый муж был серьёзным, умным человеком, прекрасным и талантливым собеседником. Всё было при нём. Вот только большой разрыв в возрасте. Я потом поняла: вот так рационально замуж выходить нельзя. Только когда тебя ведёт большое, страстное чувство, ты можешь – с трудом и не всегда результативно – но хотя бы надеяться на попытку управлять этим процессом».
Через некоторое время после развода с Радовым поэтесса вышла замуж во второй раз: за стоматолога, который был моложе ее. Впрочем, Римма Федоровна всегда была моложавой и никогда не выглядела на свой возраст. Поначалу поэтесса была счастлива во втором браке, но вскоре муж начал ей изменять, и семья вновь распалась. Такими были ее мужчины: встретить того единственного, с которым любовь был бы до гроба, писательнице не удалось. Казакова говорила: «До замужества увлеклась одним лётчиком из Совгавани. А он предпочёл жениться на местной Дуньке – они обычно выбирают себе официанток или библиотекарш. Я никогда не выбирала мужчину по принципу: умный, добрый, благородный. Все это у меня было у самой. Я всегда выбирала себе мужиков – самых таких поганеньких. Мне их было жалко. А ещё мне нравились красивые дубины».
Близкая подруга Дмитриева говорила о поэтессе: «Она очень влюбчивая была. Римме нравились красивые мужчины. Даже в ее возрасте. Она получала эстетическое удовольствие. Любовь – это ее основополагающая черта». При этом поэтесса не боялась одиночества и утверждала: «Одна – это нормально. Человек вообще штучный товар, мы все одиночки. И ничего страшного в этом нет!»
У общительной и трудолюбивой Казаковой было немало друзей в поэтических кругах родной страны. В числе ее близких подруг была и поэтесса Белла Ахмадулина. Возможно, отчасти именно друзья помогали поэтессе справляться с невзгодами судьбы. Так, ее сын Егор в армии начал баловаться наркотиками, а по возвращении к гражданской жизни женился на девушке с шизофренией. Молодые супруги стали «кайфовать» вместе и родили дочку Машу. Когда Маше было 8 лет, жена Егора покончила с собой.
К счастью, Римме Федоровне удалось помочь единственному ребенку справиться с тяжелой зависимостью, и в своих последних интервью она нередко упоминала, что сейчас у него все благополучно. «Сына удалось вылечить, ведь выбора не было. Сын есть сын. С сыновьями не разводятся. Это любовь и ответственность на всю жизнь. Крест, который надо превратить в радость и подарок. Счастье, что Егор сумел спастись».
P.S. Сына вылечить удалось, а вот собственное здоровье Казакова подорвала. Она ушла в 67 лет, но живут песни на ее стихи в исполнении Майи Кристалинской, Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Аллы Пугачевой, Валентины Толкуновой, Ирины Аллегровой, Филиппа Киркорова, Льва Лещенко, Александра Серова...
Главным секретом и универсальной ценностью ее поэзии писатель Егор Радов считал «доходчивость»: «Самые сложные мысли и чувства она могла описать так, что ее понимало огромное количество людей. В этом и есть секрет ее безмерного успеха и величия ее жизни».
И напоследок несколько строчек из стихотворений разных лет для настроения…
***
Моя последняя любовь,
заплаканная, нервная,
моя последняя любовь —
ты первая…
***
Словно в огне, в бреду,
каждый свой день встречаю.
Рядом с тобой иду,
а по тебе скучаю.
***
Люблю того, кого люблю,
и странным, ласковым смиреньем
и этим вот стихотвореньем
своё несбыточное длю…
***
|
Читайте ещё на нашем сайте - Агния Дитковските