В 1980г. в г. Эстере на Гаити на рынок пришел какой-то мужчина и, подойдя к торгующей женщине по имени Анжелина Нарсисс, представился ее братом Клэрвиусом. Сказать, что женщина была изумлена, значит, не сказать ничего. Уже восемнадцать лет Анжелина не встречала своего брата. Более того, в последний раз она видела его в гробу. Врачи в больнице Альберта Швейцера подтвердили смерть, и Клэрвиус был похоронен на маленьком кладбище к северу от родного поселка, а на его могилу водрузили бетонный памятник.

А теперь брат вернулся... и готов был поведать Анжелине удивительные вещи. Клэрвиус рассказал, что еще до смерти его душа была продана бокору родным братом, с которым у них произошла серьезная ссора из-за земли. Он помнил все, что случилось потом. Как весной 1962 г., запинаясь, подходил он к дверям больницы, чувствуя озноб и тошноту, кашляя кровью. Клэрвиус помнил, что провел несколько дней в больнице на кровати, и с особым ужасом вспоминал, как двое врачей-ассистентов констатировали его смерть. Потом вызвали старшую сестру Мэри Клэр, которая опознала тело и оставила отпечаток своего пальца на свидетельстве о смерти. Находясь, все еще в сознании, но, чувствуя, как душа словно бы парит надо всем, он наблюдал за тем, что происходит, но был не в силах вмешаться. Нарсисс смотрел, как его тело поместили в холодильную камеру, а затем похоронили.

Он вспомнил также, что гвоздь, вбиваемый в крышку гроба, оказался слишком длинным, и поранил ему щеку, после чего остался шрам.

Через несколько дней, все еще лежа в гробу, он услышал барабанный бой и пение. Затем бокор трижды позвал его по имени. Едва Нарсисс вышел из гроба, как был высечен сизалевым кнутом, связан и облачен в черную одежду. Не имея сил сопротивляться и разговаривать, он был отправлен вместе с другими зомби на север страны. Днем хозяин заставлял их прятаться в кустарнике, а по ночам зомби продолжали свой тяжелый путь к отдаленной плантации сахарного тростника, где им было суждено выполнять самую трудную работу. Целых два года, вспоминает Нарсисс, он работал на поле с раннего утра до позднего вечера, пока один из зомби не был избит с особой жестокостью за то, что отказался есть. Порки были, впрочем, обычным делом и не вызывали недовольства. Но на этот раз непокорный взбунтовался. В бешенстве он схватил лопату и убил хозяина. Освободившись, все зомби вышли из оцепенения и разбрелись в разные стороны.

Однако Нарсисс не знал, куда пойти: если он вернется в родной поселок, то брат опять попытается убить его. Шестнадцать лет он бродил по стране, пока однажды не услышал о смерти брата. Лишь после этого известия Нарсисс осмелился вернуться в родной дом.

В том, что этот человек не лгал, не было никакого сомнения. Клэрвиус выдержал испытания и был признан многими родственниками, хотя свидетельство о его смерти с отпечатком пальца сестры было заверено Скотленд-Ярдом, Но никто особо не радовался этой встрече - ведь раньше он был эгоистичным и самодовольным человеком, теперь же зная, что он - зомби, родственники еще больше отдалились от Клэрвиуса. Отвергнутый домашними, Нарсисс прозябал в местной клинике и выполнял поручения баптистов. Однажды он решил заглянуть на кладбище и посетить свою могилу, где на бетонной плите все еще можно было прочесть слова: Ici repose Clairvius Narcisse. Местные рабочие сочли за лучшее держаться от Клэрвиуса на почтительном расстоянии.

Кто же такие зомби?

Кто же такие зомби - не живые, но и не мертвые существа, которых часто встречают на Гаити? Действительно ли зомби - мертвое тело без разума и без души? Находится ли оно во власти колдунов, которые подчинили его себе, захватив душу?

Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Существуют ли они? Для доказательства этого приводится множество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие мертвецы - слуги дьявольских магов. И даже если создания, подобные зомби, найдены, действительно ли это ходячие мертвецы? Можно ли дать логическое объяснение их странному состоянию?

'Самое худшее - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее почувствовал: 'Великий Боже, может, вся эта чепуха - правда...'

Так Уильям Сибрук описывает свою встречу с созданием, самым зловещим среди всех порождений сверхъестественного. Сибрук столкнулся лицом к лицу с зомби - ходячим мертвецом. И в эту минуту он был готов поверить всему, что слышал о зомби с момента своего первого приезда на Гаити.

Участь зомби страшнее, чем удел вампиров или оборотней. Вампиры все же возвращаются к тем, кого любят. Их можно узнать и удержать. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий облик. Но зомби - автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошлом, не знает о своем настоящем. Без проблеска узнавания он может взглянуть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо собственного дома.

Ни призрак, ни живое существо - зомби помещены, может быть, навечно, в эту 'пограничную зону между жизнью и смертью'. И если вампиры - живые мертвецы, то зомби - ходячие мертвецы, тело без души и разума. С помощью колдовства им придали видимость жизни. Они - порождение колдунов, которые используют их как собственных рабов или сдают напрокат, чаще всего для работы на полях.

Гаити - родина этого явления и изобилует рассказами о людях, которые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно появились, став зомби. Одну из самых знаменитых историй, впервые описанную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор рассказывают на Гаити. Очаровательная молодая девушка по имени Мария умерла в 1909 году. Через пять лет после смерти, в столице Гаити - Порт-О-Пренсе, в окне какого-то дома ее заметили бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда дом нашли, ни владельца, ни девочки там уже не было. А тем временем по Порт-О-Пренсу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девочки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для ребенка. Он был ловко наряжен в одежду, в которой похоронили Марию.

Говорили, что Марию выкопал колдун и превратил в зомби, а когда он умер, вдова отдала его девочку католическому священнику. После того, как ее видели школьные товарищи, говорили, что родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней. И что позже там ее навещал брат.

Однако это не очень типично для историй про зомби, потому что самое печальное в них - то, что зомби никто не может помочь. Семья и друзья чаще всего не знают о случившемся, а если и знают, то слишком напуганы, чтобы пытаться что-то делать. Зора Херстон приводит следующую историю, рассказанную матерью умершего мальчика. После погребения, посреди ночи, его друзья были разбужены испуганной женщиной и ее дочерью. Оказалось, что внезапно ночью сестра услышала на улице пение и шум. Затем она узнала голос брата. Ее плач разбудил весь дом, и, посмотрев в окно, домашние увидели зловещую процессию, бредущую вдоль улицы, и мальчика, похороненного накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач, 'Но таков ужас, - пишет Зора Херстон, - внушаемый этими созданиями, что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти'. Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.

Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попытается освободить своих умерших близких? Действительно ли зомби существуют? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к верованиям и религиозной практике вуду.

Вуду - уникальное сочетание верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев, а также европейского оккультизма. Но самые глубоки корни - в Африке, и появление вуду совпадает с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужасный период в жизни человечества начался, когда Гаити владели испанцы в XVI веке, и переживал расцвет в XVII, когда остров Гаити перешел к Франции. Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работорговцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побережья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности французов. В тех редких случаях, когда у французских властей возникали юридические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот довод, что это лучший способ обратить африканских язычников в христианство. Множество рабов стали прихожанами католической церкви. При этом они слегка изменили христианские доктрины, приспособив их к собственному темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со своими религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор. Даже сегодня, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно и католицизм и вуду.

На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но большинство принадлежало к племенам, говорящим на языке йоруба. Эти племена верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семьями, перевезенные в ужасных условиях в незнакомую страну, рабы, тем не менее, сохранили приверженность своим традициям. Они по-прежнему почитали магию и колдовство и помнили о богах и духах предков, которым поклонялись в лесах Африки, что и составило основу для формирования вудуизма на Гаити. Новая религия объединила лишенный корней, страдающий народ. Поэтому французские власти ее быстро запретили. Тем самым они увеличили популярность вуду, а также ее зловещую мистическую составляющую.

Рабство было отличным бизнесом. К 1750 году на Гаити привозили 30 000 рабов ежегодно. Одно поколение сменялось другим, тоска и ностальгия по прошлому росли и готовили почву для восстания. Наконец в 1757 году остров Гаити попытался стать независимым. Восстанием фанатичных беглых рабов руководил Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 году. С уходом французских колонистов, носителей католической веры, религия вуду распространилась повсеместно.

Религия вуду имеет две стороны. Одна - вера и поклонение собственным богам - как в классических религиозных конфессиях. Но есть и другая, мистически окрашенная - вуду черной магии, колдовства, веры в монстров, убийц и воскрешение мертвых. Важнейшей частью некоторых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и петухов.

Подготовила Елена Долотова


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни
Перейти в раздел: Непознанное
  • Опубликовано: 03/05/2004

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Трагедия на Дубровке. Год спустя.

Трагедия на Дубровке. Год спустя.

Опубликовано: 08/10/2003

Мы до сих пор не знаем многого о трагедии 'Норд-Оста'. Кто виноват в том, что группа террористов во главе с Мовсаром Бараевым сумела захватить Театральный центр на Дубровке и взять в заложники сотни з...

Сборник анекдотов 12-04-2013

Сборник анекдотов 12-04-2013

Опубликовано: 12/04/2013


Занятие по изучению Устава караульной службы. Старшина обращается к солдату:
- Рядовой Сидоров! Вы стоите на посту и замечаете, что к вам подползает человек. Ваши действия?
- Отведу наше...

Последняя Надежда.

Последняя Надежда.

Опубликовано: 08/10/2003

Увесистых многих томов не хватило бы, чтобы даже телеграфным стилем рассказать об этой уникальной русской женщине. Пережитого ею хватило бы на сотню биографий. На примере ее жизни легко доказывается н...