Украинский джигит - Анатолий Хостикоев - изображение

Его называют украинским Антонио Бандерасом и сравнивают с Арнольдом Шварценеггером, а он блестящий трагик и последний романтик. Кроме того, при всей могучей трагедийности Хостикоев - классическое полудитя: именно этим словом Фаина Раневская определяла самую суть актерства...

Анатолий Хостикоев родился в Киеве, как он сам любит говорить в "двуязычной семье родителей-фронтовиков". Мама Валентина Васильевна говорила по-украински, но, выйдя замуж за осетина, перешла на русский язык. Родным украинским языком мальчик овладел в детском садике, что довольно редко встречалось по тем временам, когда все говорили по-русски, а тех, кто "спiлкувався українською мовою, дразнили жлобами или кугутами". В нем чувствовалась и горячая осетинская кровь и горячая украинская кровь тоже...

Судьба не оставила Анатолию Хостикоеву особого выбора в профессии - в детском саду мальчик участвовал во всех утренниках, изображая толстого коричневого мишку. В школе организовал музыкальный театр миниатюр, а роль Отелло всерьез примерил на втором курсе театрального института...

Потом была служба в армии, с которой у актера связаны не самые приятные воспоминания. В армию я попал, когда уже вполне мог быть освобожденным от призыва по возрасту. «Мне было 24 года, после окончания Киевского театрального института имени Карпенко-Карого я уже пару лет проработал во Львовском драмтеатре имени Заньковецкой... Но поскольку меня воспитывали родители-фронтовики, мне было сказано, что мужчина должен служить в армии. Я, в общем-то, тоже так считал, правда, был абсолютно уверен, что останусь во Львове, в ансамбле Прикарпатского военного округа. К тому времени у меня уже была эстрадная программа: я играл на гитаре и вел концерты. Даже сначала не сообразил, в чем дело, когда мне приказали прийти с вещами на вокзал и сесть в эшелон.

Я долго думал о том, что произошло (подробностей до сих пор не знаю), но пришел в себя только в Сочи и понял, как это далеко от Украины...

Первый же армейский эпизод стал свидетельством того, что мир, в который я попал, жесток. Эшелон сопровождал капитан - абсолютно черный с лица, потому что все время был пьян. Мы, трое ребят из Львова, призвавшиеся с высшим образованием, сидели не вместе с другими, а немного в сторонке, пили только появившуюся тогда кока-колу и по чуть-чуть водочки, а капитан смотрел на нас и медленно наливался злобой. Потом вдруг позвал: "Темиргалиев!". Подбегает к нему солдатик: "Рядовой Темиргалиев по вашему приказанию прибыл". Капитан, ни слова не говоря, разворачивается всем корпусом и с размаху бьет его кулаком в лицо. Парнишка упал, не вскрикнув. Для меня это был шок. А командир посмотрел на нас, львовян, и ухмыльнулся: мол, продолжайте ребята, гуляйте, пока гуляется...

Потом таких эпизодов было множество. Ну, скажем, в армию я взял часы с выгравированной надписью: "Георгию Хостикоеву в день 50-летия. Юго-Западная железная дорога" - их подарили моему отцу на юбилей. В первый же день службы на пункте в Караязах ко мне подошел дембель и приказал: "Снимай часы!". - "Зачем?" - спрашиваю. "Тебе еще служить и служить. Это еще неизвестно, вернешься ли, а я домой...". Я вскипел: "Ты со мной так не разговаривай - я к такому отношению не привык". Тут же пришлось подраться... Отцовские часы отстоял, они до сих пор со мной - я бы их не отдал никогда в жизни! Короче говоря, с армией связаны ужасные, нестираемые временем воспоминания. Иногда я думал: «Если человек, не дай Бог, попадает в тюрьму, наверное, он это заслужил, но в армию-то за что?»».

После армии Анатолий Хостикоев вновь приехал во Львов, в труппу Театра имени Марии Заньковецкой. Молодой, здоровый, красивый, талантливый актер ощущал величайшее наслаждение от работы с Богданом Ступкой, Федором Стригуном, Богданом Козаком, Борисом Романицким и Надеждой Доценко. Он просто боготворил всех своих партнеров по сцене, никогда не позволял себе просто обратиться к кому-нибудь фамильярно на "ты".

Конечно же, во Львове, в театре Анатолию Хостикоеву было уютно, хорошо работалось, но он – киевлянин, потому жить и работать хотел дома. Он очень обрадовался, когда его пригласила Ирина Александровна Молостова – его институтский педагог, в то время ставшая художественным руководителем Театра имени Леси Украинки, в себе в театр.

Проработав в Театре Леси Украинки два сезона, актер пришел в Театр Франко к Сергею Данченко. Так добрую половину жизни Анатолий Хостикоев играет ведущие роли в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко. «Театр для меня - родной дом».

Другой Анатолий Хостикоев

Много уважаемых людей - и Виталий Коротич, и Роман Виктюк - говорили мне, что если бы Анатолий Хостикоев вырвался из Киева в Москву, он стал бы прославленным и хорошо раскрученным актером, получил бы заслуженное признание. Роман Григорьевич с болью рассказывал, как вы должны были в Лондоне сыграть в его постановке вместе со знаменитой балериной Натальей Макаровой, но вам пришлось срочно вернуться в Киев - заменить заболевшего актера-франковца. Здесь прямо на сцене вы сломали ногу, спектакль в столице Великобритании прошел без вашего участия, и вы не использовали свой шанс - может, единственный... «Я благодарен судьбе, что такая попытка была, что Роман Григорьевич дал мне шанс состояться в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Петербурге, Москве... Не произошло, не случилось... Очевидно, так было запланировано свыше, и что уж теперь жалеть? Были к сожалению, у меня случались творческие простои... Почему - долго рассказывать, но когда в театре было так называемое "безвластие", я сыграл свои лучшие роли. Парадокс - в это безвременье я успел сделать спектакли "Отелло", "Кин IV", "Пигмалион". Потом - раз, и как отрезало...

Я всегда был в оппозиции к художественному руководству, потому что это власть. Художественный руководитель берет на себя огромную ответственность за людей, а владеть ситуацией в театре - значит владеть душами, сердцами и судьбами. Театр ведь совершенно другое государство. Все актеры - эгоисты, от этого никуда не деться, наверное, так у нас написано на роду, но вместе с тем театр - это коллектив. Когда кто-то приходит руководить и делает это, как ему кажется правильным, часто ущемляются интересы многих людей. Конечно, нельзя всем дать роли, но нельзя и унижать. Есть такая известная фраза: "Актера обидеть легко"...

15 лет я был занят в спектакле "Энеида", причем начал этот длинный путь с койки в палате интенсивной терапии. Представляете, что такое сыграть спектакль, который готовился полгода, и оказаться в реанимации? Восемь месяцев больницы, клиническая смерть... В 86-м году у меня остановилось сердце. Я играл с двусторонним воспалением легких, рассчитывал, что организм у меня крепкий, повторял про себя: "Еней був парубок моторний"... Очнулся в реанимации, кровища хлещет, а я хочу на сцену и еще не понимаю, что побывал на том свете. Да, из-за болезни я пропустил 12 спектаклей, но ведь сыграл более 300!»

В октябре 1999 года вместе с Богданом Бенюком и Мирославом Гринишиным создали Театральную компанию «Бенюк и Хостикоев». «С самого начала главной задачей для меня было найти добротный материал. Для зрителя работаем. А актеры все имеют огромный опыт, поэтому могут справиться с любой ролью — с ними не было абсолютно никаких проблем. К сожалению, специально для актрисы Наталии Сумской драматургию не пишут. А зря! Должны писать, потому что это актриса с колоссальным потенциалом, которая умеет практически все. Вот нашелся бы такой драматург, который взял бы и написал пьесу под конкретных актеров, как это было раньше — было бы здорово».

«Мы – не клан. Мы - актерская династия!»

Анатолий Хостикоев довольно комфортно себя чувствует в этой жизни. Он вряд ли смог бы совершить те ошибки, которые совершал в молодости, но он и не настолько в возрасте, чтобы не наделать новых. Ведь за свою жизнь Анатолий Хостикоев трижды был в ЗАГСе. Но, несмотря на это самое ужасное, в чем его обвиняли много лет назад: мол, живет сразу с двумя женщинами - с бывшей женой Любовью Кубюк и нынешней Натальей Сумской. А он, смеясь над сплетнями, позвал обеих актрис в свой спектакль «Моя профессия - синьор из высшего общества» да еще и вывел на сцену чуть ли не всех своих родственников (кроме разве что первой жены Надежды Кондратовской). «История спектакля обрастала всякими слухами. Но я понимал, что в театре не хватает искрометной комедии. И решился».

Кстати, благодаря слухам, что он многоженец Хостикоев получил роль султана Сулеймана в сериале «Роксолана». «Наверное, режиссер Борис Небиеридзе слышал, что Хостикоев - многоженец, и решил, что я идеально подхожу на эту роль, но я очень домашний, преданный человек и не могу жить одновременно с двумя-тремя женщинами. Для меня семейный очаг - не просто слова, а святое понятие.

Да, я поддерживаю взаимоотношения со своими бывшими женами. Надя, правда, на другой орбите, а Люба Кубюк и Наташа Сумская общаются - в спектаклях, на репетициях…

Наташа - мое естество, я ощущаю ее постоянно, знаю, что она всегда рядом: если не в реальности, то душой и сердцем».

А самое большое счастье Анатолия Хостикоева — это его сыновья и он очень надеется, что они никогда его не разочаруют, и не доставят горьких разочарований.

P.S. В дни юбилея принято оглядываться назад. Были в жизни актера Анатолия Хостикоева и большие разочарования и большие приобретения. «Невзирая на юбилей, я все же не подвожу итоги. Что касается разочарований, то их у меня нет, есть сожаление о том, что не успел побывать во многих странах, например, в Китае, Японии. Я разделяю профессию и жизнь, иначе актер становится каким-то зомби, который будет и в реальной жизни все время что-то играть. Я не фанат, я живу в рамках понимания того, что существующее на сцене нельзя ни в коем случае переносить в жизнь. А наоборот — можно».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни
Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 18/04/2013

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Семен Фарада.

Семен Фарада.

Опубликовано: 05/12/2003

В ЭТОМ году Семену ФАРАДЕ исполнится 70 лет. Актер серьезно болен, после инсульта у него до сих пор бездействует правая рука. За последние годы Семен Львович сменил 13 больниц. Его сценой стали белые ...

14 марта сгорел Манеж.

14 марта сгорел Манеж.

Опубликовано: 01/04/2004

Сигнал о пожаре в здании старого Манежа поступил в 21.20 по московскому времени. Когда первые пожарные расчеты прибыли на место, горел участок крыши до 500 квадратных метров, и пожар стремительно разр...

Поглощенный морем

Поглощенный морем

Опубликовано: 03/05/2004

Семнадцатого июня 1984 года Панамский 'Арктический Возчик', 17 000-тонное грузовое судно, покинул Бразилию с трюмами, полными разных товаров. В последний раз корабль дал о себе знать, находясь в трехс...