Балетный танцовщик и режиссер Андрис Лиепа – уникальный артист. Он не побоялся выступить на поприще своего знаменитого отца Мариса Лиепы и в результате не оказался в его тени. В конце 90-х годов, покинув раньше времени сцену из-за профессиональной травмы, неутомимый Андрис нашел применение своей творческой энергии.
Родился Андрис Лиепа 6 января 1962 года в Москве в семье именитого артиста СССР. «Когда я родился папа, Марис Лиепа, уже был ведущим солистом Большого театра. Родился отец в Риге, и его мечтой всегда было переехать в Москву и танцевать в Большом театре. В своем дневнике он так и написал: «Я буду танцевать принца Зигфрида на сцене Большого театра». И мечта осуществилась.
Мама была драматической актрисой. С отцом она познакомилась в самолете, когда летела в Ригу на съемки фильма «Илзе», в честь которого и назовут мою сестру. А меня назвали в честь моего прадедушки – он тоже был Андрей. По внутреннему латышскому распорядку крестили меня в лютеранской церкви. Бабушка Лилия Кришевна и дедушка Эдуард Андреевич, коренные латыши-лютеране, решили, что если я регулярно приезжаю к ним, то и ответственность за мое будущее в какой-то степени тоже лежит на них.
Так случилось, что вскоре после моего рождения мама забеременела Илзе, и меня отправили в Ригу, где я прожил до трех лет. Первым языком, на котором я заговорил, стал латышский. Когда Илзе родилась и немного подросла, меня решили вернуть обратно в лоно наших московских квартир. Папа с мамой были заняты на работе, и за мной отправили мамину маму Екатерину Ивановну. Всё было хорошо до тех пор, пока мои латышские бабушка с дедушкой были рядом. Они меня посадили в поезд, а когда поезд тронулся, маленький мальчик подумал, что его украли, и стал носиться по поезду и кричать: «Верните меня к бабушке с дедушкой!» Я не знал по-русски ни одного слова, Екатерина Ивановна знала по-латышски лишь одно – «Нельзя!» И только по приезде в Москву меня начали учить русскому языку.
В Москве у меня началось обычное для московского мальчика детство. Родители – на работе, с нами сидела бабушка. Мы с сестрой Илзе с детства занимались хореографией, гимнастикой, ритмикой; нас водили на фигурное катание и в музыкальную школу. В итоге из всех родительских экспериментов остался только один – балетная школа, тем более что отец в этой школе преподавал.
С нами отец был всегда просто папой. Он всегда был удивительно добрым и, самое главное, профессиональным человеком. И этот профессионализм он прививал нам. За это ему земной поклон».
Сразу после окончания хореографического училища Андрис Лиепа попал в Большой театр, где почти десять лет танцевал ведущие партии, участвовал в постановках знаменитой балетной труппы «The New York City Ballet», а также «La Scala», работал с классиками мирового балета Барышниковым и Бежаром. «Я понимал, что отдать силы и здоровье Большому театру можно, но душу ему отдавать нельзя... Если бы я не уехал в Америку... к Барышникову, я бы не уехал вообще. Если ты до 30 лет не сделал карьеры, потом ее делать лень».
В 1988 году он стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. «Выездная виза была только у меня и у пианиста Виардо. Я был тем первым человеком, который не остался на Западе, не стал просить политического убежища». Андрис Лиепа со своей партнершей Ниной Ананиашвили стали приглашенными артистами в труппе «Нью-Йорк сити балле» (Нью-Йорк). Они станцевали «Вариации Раймонды», «Симфонию Си» и «Аполлон». Позже начал работать в «Американском театре балета» (АВТ), где он исполнил партию Принца Зигфрида в новой постановке «Лебединого озера», осуществленной Михаилом Барышниковым.
В конце 80-х Андрис Лиепа получил приглашение работать в Мариинском театре. А в 1992 году, во время гастролей по Америке, он простыл и в Вашингтоне просил разрешить не приходить на репетицию. Но его заставили обязательно быть. На репетиции «Жизели» он упал и разорвал крестовидную связку. Так закончилась его безоблачная карьера артиста балета. «Мне было 32 года. Я восстановился, но нога всё равно болела. Начал танцевать на одной ноге и так танцевал еще пять лет. Но уже когда я болел, понял, что пора». И Андрис Лиепа дебютировал в роли хореографа-постановщика и с успехом продолжает заниматься этим по сей день… «От отца я унаследовал работоспособность и беззаветную преданность своему делу. Платили или не платили – он ехал, танцевал, выступал в благотворительных концертах, перечислял деньги в Фонд мира. Всё это выглядело немножко пафосно, но у него это было внутри.
Я тоже занимаюсь благотворительностью, сотрудничаю, в частности, с «Первым московским хосписом»: много лет дружим, делаем благотворительные спектакли, концерты. И я понимаю отца, когда он по велению сердца участвовал в благотворительных проектах. Просто раньше это воспринимали как непонятный многим дополнительный пиар: зачем, например, деньги отдавать в Фонд мира, если они всё равно непонятно куда уйдут? Сейчас мы оказываем адресную помощь».
Андриса Лиепа часто преследовала тень отца: «Нас конечно сравнивали. Но родители нас с Илзе так хорошо подготовили, что в итоге на меня это не давило, а придавало еще больше уверенности и добавляло энтузиазма. То есть от осознания того, что я — Лиепа, мой энтузиазм и желание работать только росли! Я понимал, что не могу просто так позаниматься и что-то просто не доделать. Я знал, что Лиепа должен делать все так, чтобы все были уверены, что если у меня что-то и не получается — я сделал и сделаю все для того, чтобы получилось».
Семейные неурядицы
Вся жизнь Андриса Лиепа связала с балетом. И даже с женой его познакомила сцена. «С Катюшей мы познакомились в Кировском театре - я приехал к ним на какие-то спектакли в Мариинский театр, тогда он еще был Кировский. Увидел ее за кулисами... и все». Долгие годы их брак казался идеальным, а потому весть о разводе после 20 лет семейной жизни была как гром среди ясного неба: «Последние пять лет мы не жили в одной квартире. Катя попросила в какой-то момент, чтобы мы пожили отдельно. Но я надеялся, что у нас выйдет так же, как у Аллентовой с Меньшовым: они тоже какое-то время жили порознь, а потом поняли, что друг без друга не могут. Я не считал, что всё у нас так непоправимо. Дочка все-таки... Но я ошибся. Остается только подчиниться. Насильно мил не будешь.
Катя была частью нашей семьи. Но она решила, что ей нужно быть отдельно от нас. Годы, проведенные вместе, были для нас счастливыми. И у нас растет замечательная дочка Ксюша. Поэтому я ни о чем не жалею. Сейчас у меня новый этап в жизни.
Меня сегодня очень удивляет, что женщина пытается добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчине. Это неправильно. Мужчины и женщины априори две разные субстанции, мы не можем быть равны... При попытках посягнуть на чужое женщины становятся мужеподобными, а мужчины - женоподобными. Это отталкивает».
Екатерина Лиепа совершенно по-другому рассказывает об их разводе: «В какой-то момент Андрис Лиепа стал вести себя агрессивно. Однажды у нас возник спор. Я пыталась что-то объяснить, он не слушал и постепенно наливался яростью. В какой-то момент схватил меня за плечи и тряхнул так, что в шее что-то хрустнуло. Я испуганно вскрикнула, а он прорычал в гневе: «Я тебя когда-нибудь убью!» По его глазам — чужим и страшным — я видела, что это не пустая бравада. Это был не Андрис, а какой-то другой человек.
На работе он довольно часто выходил из себя. Мог вспылить и наорать на подчиненных. Но дома никогда так себя не вел. На пару секунд мы оба замерли. А потом Андрис развернулся и ушел. Как мне показалось — довольный произведенным эффектом. После этого случая я всерьез испугалась за себя и Ксюшу. Однажды Андрис Лиепа уехал на три дня, собрала вещи, и мы с дочкой переехали на другую квартиру. Когда он появился, я сказала: «По-моему, нужно пожить отдельно». Мы еще три года пытались наладить отношения, потом два года практически не общались. И наконец, я решила поставить точку и развестись.
После развода я очень переживала. А потом умер Борис Михайлович Рацер, мой второй папа, и это событие сразу все расставило по местам. Стало понятно, что действительно страшно и непоправимо, а что — не очень. Мне не хватает папы. Его доброты, спокойствия, любви. А как он относился к маме!
Жизнь подтвердила, что я правильно сделала, когда развелась с Андрисом. Буквально через неделю после папиной кончины мама приехала к нам в Москву. Андрис в тот день встречался с Ксюшей, а бабушка ждала их во дворе. Он сунул ей в руки какой-то пакет, развернулся и пошел прочь. Она спросила: «Андрис, ты не хочешь мне что-нибудь сказать?» Он не ответил, сел в машину. Она закричала: «Андрис, умоляю тебя, повернись, у нас горе в семье, скажи хоть что-нибудь!» Но он не обернулся, уехал. Мама зарыдала, Ксюша пыталась ее успокоить и сама заревела. Наверное, если бы рядом были друзья или спонсоры, перед которыми нужно выглядеть благородным человеком, Андрис вел бы себя иначе. Но «публики» во дворе не оказалось.
Рассказываю сейчас и сама не верю, что в этого человека я была безумно влюблена. Что прожила с ним двадцать лет. Я любила другого Андриса...»
Два лучших друга
Особое место в жизни Андриса Лиепа занимает его сестра. Андрис Лиепа и Илзе не только продолжают дело своего отца Мариса Лиепы. Они оба страстно увлечены балетом, при этом поддерживают друг друга не только в работе, но и в семейных делах. По ее словам, жить с творческим человеком, конечно, нелегко, ведь у талантливых людей особый склад характера и мировоззрение: «Он многим жертвует ради искусства. Что поделаешь? Знаете, я часто думаю о том, что если бы я не была Андрису сестрой, я бы стала ему прекрасной женой. Потому что сумела бы оценить в нем то, что действительно ценно – его талант, его человеческое благородство. И мне остается только сожалеть, что я не его жена. И радоваться тому, что я его сестра. Потому что это тоже очень неплохо».
Андрис человек верующий. Его мировоззрение очень изменилось после того, как он пришел к Богу. «В людях мне импонируют профессионализм и работоспособность. Если человек умеет и любит работать, он может творить чудеса. В нашей, как и в любой публичной, профессии нельзя любить только цветы и успех. Всё это прикладывается, но не ради этого мы работаем, а чтобы после успеха на следующее утро встать пораньше, пойти на репетицию и станцевать не хуже, чем вчера. Чтобы иметь успех, нужно быть по-настоящему трудоголиком. Я полостью согласен с замечательной актрисой Людмилой Максаковой: «Жизнь – это велосипед: она идет, пока ты крутишь педали». Я перешел 50-летний рубеж, поэтому меня это особенно касается. Даже прежде, чем утром пойти в храм, я занимаюсь у станка.
И, как правило, чем больше у меня работы, тем чаще у меня возникает потребность молиться. Работа держит меня в тонусе и духовном, и эмоциональном, и рабочем. К тому же я понимаю, что без молитвы ничего не получится. А когда случается перерыв, то кажется: вот самое время стоять и молиться… Но для меня время без работы – это настоящее испытание…»
P.S. Для Андриса Лиепа Новый год, Рождество - тройной праздник, ведь 6 января - его день рождения. «Более десяти лет я делал балы-маскарады в Гостином дворе. Были путешествия в разные страны мира: Венецию, Париж, Лондон, Пекин. Каждый год мы встречали Новый год в новом месте!»
|
Читайте ещё на нашем сайте - Андрей Хлывнюк