8 августа 80-летний юбилей отмечает один из самых титулованных, любимых и при этом «негероических» американских актеров - Дастин Хоффман. Актер считается одним из самых трудолюбивых и преданных своему делу артистов Голливуда. За свою карьеру ему удалось сыграть более 50 разных персонажей. Хоффману достаточно и нескольких часов, взятых из чужой жизни, чтобы показать характер и всю подноготную человека.
Появился на свет Дастин в Лос-Анджелесе, в 1937 году, 8 августа, у четы Гарри и Лиллиан. Когда Дастин Хоффман стал известным актером, пресса писала, что мать назвала ребенка в честь известного актера Дастина Фарнума, однако мама опровергла это, сказав, что ей просто показалось красивым имя, к тому же, она не настолько стара, чтобы помнить этого актера. По признанию матери, маленький Дастин развивался медленно – до трех лет еще не разговаривал, однако, уже пытался проехаться на скутере.
В возрасте 12 лет Дастин участвовал в школьной постановке «Рождественской песни» Чарльза Диккенса. Спектакль дорого обошелся Хоффману: после произнесения фразы «Храни нас всех Бог, черт побери!» он был исключен из школы. Перейдя в другое учебное заведение, Дастин обучился игре на пианино. Музыка стала страстью для него – он даже подумывал стать джазовым музыкантом. Однако, совсем немного проучившись в Лос-Анджелесской консерватории, он пришел к мысли, что хочет быть актером. Карьера джазового музыканта не состоялась, о чем впоследствии Хоффман сильно жалел.
В Нью-Йорке Хоффман поступил в «Актерскую студию» Ли Страсберга. Чтобы как-то сводить концы с концами, он подрабатывал санитаром в психиатрической больнице, гардеробщиком в театре, наборщиком текста и продавцом игрушек. «В первый день моей работы в больнице случился забавный случай, я страшно испугался. По лестнице спускался парень средних лет. Он сказал мне: «Я выбираюсь отсюда в следующее воскресенье. Моя жена — старая датская уборщица. У тебя милые зубки, сынок, твои?». Внезапно, ни с того, ни с сего, парень стал издавать звуки электрической бритвы и ушёл так же быстро, как и появился. Это было что-то».
Попеременно с тяжелой работой Хоффман оттачивал свое мастерство, наблюдая за игрой актеров в спектаклях. Свою карьеру он начал именно в театре – в пьесе «Путешествие пятой лошади» он сыграл злого клерка Зодитча, и его игра была высоко отмечена критиками, несмотря на провал самого спектакля. Он продолжил играть в небольших театральных постановках, пытаясь добиться успеха. Хоффман отчаянно желал заявить о себе.
Однажды актер получил сильные ожоги рук и тела при приготовлении фондю, но, рискуя собственным здоровьем, решил не отказываться от ролей и репетиций – он боялся потерять то, чего уже достиг. Такое самопожертвование и работа на износ, в конце концов, принесли свои плоды. Талантливого театрального актера заметили режиссеры, и в жизни Дастина Хоффмана начался «сезон кино».
Мир кинематографа встретил актера эпизодическими ролями в фильмах «Выход тигра» и «Миллион Мэдигана». Вскоре удача повернулась лицом к Хоффману: его игра так понравилась режиссеру Майклу Николсу, что он решил позвать актера на главную роль в «Выпускнике». «Персонаж в книге, по которой снимался фильм, был блондином-красавчиком, членом университетской команды по бегу. Я сказал режиссеру Майку Николсу, что сомневаюсь, подхожу ли для этой роли. После премьеры люди подходили к продюсеру «Выпускника» и говорили: «Фильм отличный, жаль только, что вы промахнулись с выбором актера на главную роль.
Я очень хорошо помню мое первое интервью. Это было сразу после «Выпускника». Ко мне пришел знаменитый американский журналист Стадс Теркел. Мы говорили около трех часов. А потом он сказал: «Погоди минутку, я проверю диктофон». Диктофон не работал. Теркел сказал: «Не возражаешь, если мы поговорим о том же самом еще раз?» Я сказал: «Нет». И мы говорили еще три часа. Не думаю, что здесь есть что-то от успеха начинающего актера. Сейчас я сказал бы то же самое».
Все фильмы того периода были отмечены позитивными рецензиями и престижными наградами. Именно на 70-80 годы приходится пик популярности Дастина Хоффмана, отмеченный яркой драмой «Крамер против Крамера». Выразительная игра актера принесла ему долгожданный «Оскар» и всенародную любовь. Стоит отметить, что Дастин как раз недавно перенес развод и привнес много личного опыта в образ главного героя.
Следующая работа, «Тутси» помогла Дастину Хоффману окончательно утвердиться в статусе величайшего актера современности. За яркий и незабываемый образ актера-неудачника, который вынужден притворяться женщиной, чтобы получить роль, Хоффман был удостоен множества наград, а сама картина вошла в сотню лучших американских фильмов.
В 1988 году вышел фильм «Человек дождя» Барри Левинсона. Он повествует о гениальном аутисте Реймонде Бэббите, обладающем феноменальной памятью и способностью делать сложные арифметические расчеты в уме. Удивительно, но Хоффман с опаской взялся за роль Рэймонда Бэббита, боясь, что не сможет справиться с трудной задачей. Для достоверности актерской игры, Хоффман продолжительное время общался с аутистами и их семьями. Кропотливая работа увенчалась успехом: Дастину удалось достоверно сыграть человека с аутистическим расстройством, и даже специалисты не смогли найти подвоха. «Человек дождя» принес создателям множество наград, а Хоффман получил «Оскар» как лучший актер.
Хоффман продолжил активно сниматься в кино. В 1997 году он снова сотрудничает с режиссером Барри Левинсоном в черной комедии «Плутовство». Помимо Хоффмана, в картине задействованы Роберт Де Ниро, Энн Хеч и Кирстен Данст. Картина номинировалась на множество премий, но в итоге получила только специальный приз Берлинского кинофестиваля.
После «Плутовства» актер взял небольшой «творческий отпуск»: «Не так давно я прекратил активно сниматься. Куда-то делась искра. Куда-то делся ток. Может, конечно, я напишу что-то. Или попробую что-то снять. Но я собираюсь делать это очень тихо».
С начала «нулевых» Хоффман больше не гонится за главными ролями, вполне довольствуясь и второстепенными персонажами. «Я жил в Золотой век Голливуда, но тогда мы сами не знали, что он был золотым. Большие студии снимали фильмы, которые сегодня могут быть созданы только вне рамок студийной системы. В то время действительно казалось, что ты никогда не будешь работать над сериалами».
«Двое не становятся единым целым. Это же нереально!»
Личная жизнь Дастина Хоффмана складывалась достаточно спокойно – на заре карьеры он женился на балерине Анне Бьёрн, удочерив ее дочку. Некоторое время спустя Энн родила дочь Дженну, забросив ради семьи карьеру. Однако позже Энн возобновила выступления, из-за чего Дастину довелось погрузиться в заботы о детях, в результате ему пришлось отказаться от крупных ролей. Подобная напряженность внутри семьи привела к разводу в 1980 году.
Любопытно, что Хоффман, спустя неделю после развода, взял в жены Лизу Готтсеген, адвоката. В браке с Лизой, который длится по сегодняшний день, у Дастина родилось четверо детей. «Наше знакомство с Лизой очень оригинальное. Моя мать дружила с ее бабушкой, мы жили в одном доме. И я играл на пианино на свадьбе ее дочери. Та была беременна Лизой. Возможно, именно тогда жена в меня и влюбилась. А потом я как-то играл у них в гостях еще раз — Лизе было 10 лет, и она танцевала под мой аккомпанемент. Только в день помолвки она мне рассказала, как тогда поклялась своей бабушке, что непременно — только подрастет — выйдет за меня замуж. Мы начали встречаться, когда мне было 43 года, а ей 22, и она училась в колледже на юриста. Это случилось после очень мучительного развода с моей первой женой. Развода невероятно болезненного для всех — и для нас с Анной, и для дочек. Особенно младшей. Я только потом, много позже, узнал, как ей было плохо и больно. Я как раз играл в фильме «Крамер против Крамера» и сначала чувствовал себя настоящим мазохистом. В кино редко на самом деле доводится играть самого себя в тех же обстоятельствах, что переживаешь в своей жизни. Хотя, пожалуй, мне довелось еще раз. В комедиях «Знакомство с Факерами» мою жену играет Барбра Стрейзанд. И если вы помните, мы там все время милуемся с ней и обнимаемся. Вот у нас с женой очень похожие отношения.
Я всю жизнь пытался сохранять баланс между семьей и карьерой. Но что такое баланс? Это пятьдесят на пятьдесят. И редко удается добиться именно такого соотношения. Брак, по большому счету, вещь противоестественная. Особенно если относиться к нему согласно концепции «двое становятся единым целым». Это же нереально! На то и пара, чтобы оставаться парой. Со своими взглядами, представлениями и привычками. Тем более что каждые лет примерно десять человек меняется — хочет он того или нет. Короче говоря, нужно очень много обыкновенной удачи для долгого брака. Всегда кто-то чем-то жертвует. Муж работает, приходит зверски усталый, и ему не до детей или жены. Хорошо, если потом он может это как-то компенсировать. В любом случае нет работы тяжелее и сложнее, чем родительская. У меня шестеро детей, и я, как мне кажется, знаю, о чем говорю. Возможно, я слишком мягкий отец. Старался всегда оградить их от трудностей, от всего — даже в летний лагерь не посылал, не говоря уже о том, чтобы поработать летом в кафе. Снимал в эпизодах в своих фильмах. Ни в чем не отказывал. Они считают себя очень счастливыми детьми. Но иногда попрекают тем, что слишком уж их опекал».
Но несмотря на второй свой счастливый брак и шестерых детей, Дастин Хоффман не может себя однозначно назвать счастливым человеком… «У меня много раз бывали депрессии, страх, тоска, зато я никогда не скучал. То, что часто люди принимают за скуку, просто неспособность отдаться целиком и полностью данному конкретному моменту жизни. Одно из преимуществ моего возраста — возвращение к детскому восприятию мира. Дети никогда не скучают. Они могут быть голодны, раздражительны, могут злиться, что не в состоянии объяснить причину своей боли, все что угодно — но скучать они не умеют. Мне нравится наблюдать за детьми, они так воодушевлены — честное слово, но взрослые люди редко испытывают подобный восторг просто так, без всякого повода. Без марихуаны, ну или чего-то еще покрепче. Взрослые даже не видят того, что приводит в восторг детей. Это настоящее преступление. Клянусь, хотя вырос в семье атеистов и не являюсь религиозным человеком, но с некоторых пор каждое утро смотрю на небо и стараюсь восторгаться: «О, какое солнце! О, какое облако!» Правда, это ведь настоящее чудо! Поверьте — я абсолютно искренен и не играю перед вами! Хорошие психологи творят чудеса, знаете ли. Я бы даже после смерти хотел с ними встречаться».
P.S. Как и положено мэтру, Хоффман галантно уходит в тень, уступая дорогу начинающим актерам. В его жизни было много всего - настоящий коктейль из неудач, взлетов и актерских перевоплощений. Но, подобно стойкому деревянному солдатику, он преодолел трудности, победил диагностированный в 2013 году рак и продолжает радовать нас своими работами, доказывая зрителю, что искра никуда не подевалась. «Чувство, что смерть недалеко, давит на меня. Я всегда пытался вести с ней какую-то игру. Я говорил себе: «Чувак, ты еще не прожил и половину жизни». Когда мне исполнилось сорок, я сказал себе: «Ни фига это не половина». Потом мне исполнилось пятьдесят. Я сказал: «Хорошо, сейчас я в середине пути». Потом, когда мне исполнилось шестьдесят, я сказал своему тестю: «Знаешь, кажется, я начинаю чувствовать что-то вроде кризиса среднего возраста». И тесть сказал мне: «Среднего, черт возьми, возраста?! Дастин, а много ли ты знаешь 120-летних людей?» Жизнь — мусор. Но это не означает, что ей невозможно насладиться».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Андрей Соколов