Народный артист Украины Давид Бабаев не любит круглых дат и других информационных поводов, которые «угрожают» усиленным вниманием к его скромной персоне. Но 75-летний юбилей этого замечательного актера мы не могли обойти стороной.
Давид Бабаев родился 14 июля 1943 года. В детстве мечтал стать моряком, хотя плавать не умел и до сих пор не научился. Тогда же, увлекшись черно-белыми лентами Чарли Чаплина, создал небольшое представление для показа в семейном кругу: лихо танцевал, напевая веселую песенку - «Я мистер Чарли Чаплин, ношу большую шляпу, и с тросточкой под мышкой танцую я фокстрот».
Невысокого роста, рыжеволосый, с веснушками на лице - при такой внешности он, однако, не получил какого-то прозвища. Очевидно потому, что умел, опережая других, смеяться над собой. Еще с юности, и до сих пор его называют просто - Дод, а менее официально - с любовью и нежно - Додик. Так его зовут родные, друзья и коллеги, даже его ученики. «Для меня детство - самая счастливая пора, и я счастлив тем, что оно пришлось именно на послевоенные годы. Кстати, я об этом думал давно и самому себе ответил, почему так. После войны все были счастливы. Не было семьи без потерь, но вместе с победой пришло хорошее время. Да, голодное, бедное, нищее даже, но ведь все люди были добрыми и любили друг друга!
На Лукьяновке, где я вырос, на улице Тропинина, двери не закрывались. Когда сосед заходил в гости, на стол ставилось все, что было в доме. А когда ты к кому-то наведывался, там тоже накрывали стол. Никто ничего не жалел! Родители всю ночь стояли в очереди, потому что рано утром в магазин завозили муку или сливочное масло, но никогда ни на что не жаловались. Потому что кончилась война, потому что живы и жизнь - замечательная. Были фашисты, которых мы победили, и все остальные - добрые, хорошие люди.
Даже шпана, бандиты. По сравнению с нынешними тоже добрые, хорошие люди. Я знаю, о чем говорю, потому что рос в бандитском районе, в среде уголовников. Кто-то кого-то пырнул ножом, кто-то в драке проломил кому-то голову, и эти люди были среди нас. И я, подростком будучи, с ними дружил! Соседка часто говорила моей маме: «Посмотрите, с кем ваш Додик сидит во дворе - они же научат его плохому!», на что мама отвечала: «Нет, это он их научит хорошему».
Более того, скажу страшную и парадоксальную вещь, но это будет правда: более порядочных людей, чем те послевоенные бандиты, в жизни я не встречал, потому что слово «честь» не было для них пустым звуком. Если сегодня люди каждый день добивают кого-то ногами, то тогда такого не допускали. Разборки были, но по воровскому закону: лежачего не бить и драться до первой крови. Как только сопата пошла (кровь из носа) - все, драка прекращалась. Если один из дерущихся упал, а второй - даже не желая, просто по инерции - пнул его ногой, с тем, кто пнул, переставали общаться и даже здороваться. Так же, как с тем, кто оговорил кого-то. Боже тебя упаси отвернуться и сказать плохое о человеке, с которым только что разговаривал: ты сразу становишься изгоем, никем! Есть претензии - делай предъяву в глаза, то есть предъявляй их лично, не за спиной. Сейчас в прессе часто пишут: тот вор в законе, этот вор в законе... Не знаю, есть ли они сейчас - в том, прежнем смысле. После войны так называли уважаемых в воровской среде людей, живших по законам. По своим, но по законам, от которых ни в коем случае нельзя отступать: если человек репутацию терял, возврата не было.
Тогда, на бандитской Лукьяновке, я умел за себя постоять. Но честно говоря, я ненавижу физическое воздействие, поэтому правоту свою доказывал в разговоре. Я пользовался уважением в той среде. Был толстым, драться не умел - первый удар вывел бы меня из строя. Однако меня никто не трогал: для бандитов и воров я был свой, потому что настоящий. Я был Додом, и те, кто знает меня с тех пор, называют именно так. Но лучшими друзьями моими были все-таки не бандиты, а обыкновенные ребята.
В 60-м году перешел в вечернюю школу (родители были старые, больные, отец еле дотянул до пенсии, нужно было помогать) и устроился на второй «Арсенал» - по большому блату, заметьте! - подсобным рабочим в механический цех. Что это значит? Мы с товарищем, два 17-летних пацана, ежедневно таскали по нескольку тонн металла - со склада в цех. Вручную, на тележках! И вывозили из цеха металлическую стружку. Огромный, нечеловеческий труд за зарплату в 540 рублей. Ну, в 61-м была реформа - 54 стало.
Но, как говорится, нет худа без добра: на заводе меня приметила секретарь директора Варвара Николаевна Пушечникова, бывшая актриса, которая руководила драмкружком. И на сцене заводского клуба, во дворе, я впервые выступил перед публикой.
В театральный институт поступать не стал, а решил штурмовать цирковое училище. Конкурс был 14 человек на место. Я стал студентом в 24 года, имея за плечами семь лет работы на заводе. Чтобы кормить семью, вел четыре кружка самодеятельности, бегал по концертам в надежде заработать там пятерочку, здесь - десяточку, и при этом не пропустил ни одного занятия за два года. Ни по какому предмету! А нынешняя молодежь - безумно талантливая и развитая - зачастую не ценит возможностей, которые имеет».
«Мне слишком тяжело далась профессия»
Более 45 лет Давид Бабаев служит в театре имени Леси Украинки. Актер долго шел к своей мечте и сегодня по праву считается ведущим мастером одной из лучших украинских сцен: «После окончания эстрадно-цирковой студии мы всем курсом отправились на работу в Архангельскую филармонию. Шестопалов поставил роскошную концертную программу, с которой нас и «купила» филармония. Тексты написали лучшие эстрадные сценаристы Роберт Виккерс, Александр Каневский. Юрий Рыбчинский с Игорем Покладом сочинили песни. К тому же это было весьма выгодное предложение — работать в филармонии. Мне платили 11 рублей 50 копеек за выступление — ставка артиста высшей категории. Плюс четверть ставки за ведение концерта и 20 процентов так называемых северных. Где бы мы ни были на гастролях — в Сочи, Крыму, «северные» все равно получали. Если учесть, что в месяц давали по 30 концертов, то сумма набегала приличная. Но я не считал себя эстрадником. Просто так сложилась судьба. Поэтому, получив в 1972 году приглашение попробоваться в Театр имени Леси Украинки, конечно, тут же согласился. Я был в отпуске в Киеве, а Театру русской драмы на роль Гриши Редозубова в «Варварах» понадобился молодой толстый артист. Альфред Васильевич предложил мою кандидатуру. В три дня я стал артистом театра».
Сегодня Давид Бабаев широко известен своими театральными и киноработами, которых уже более сотни. Каждый образ, созданный им, захватывает внутренней наполненностью, откровенностью, точным характером, обнаженным нервом и целостным стержнем роли. Коллеги ценят его как внимательного и заботливого партнера, а сам актер по этому поводу замечает, что «не артист создает роль, а его партнер».
За много лет работы на сцене Бабаев приобрел немало театральных привычек. «Есть у меня правило — в день спектакля только завтракать. Потом пью лишь кофе. Не могу выходить на сцену на сытый желудок. При этом совершенно не испытываю чувства голода. Только подъезжая к дому, ощущал, что срабатывает рефлекс, как у собаки Павлова, хотелось перекусить. Еще перед началом спектакля обязательно «слушаю» зал. Театр — это как болезнь. Знаменитый режиссер Алексей Дмитриевич Попов сказал: «Если можете не работать в театре — не работайте». Мне слишком тяжело далась эта профессия, чтобы я мог с ней расстаться. Для меня спектакль — три часа жизни, когда я абсолютно здоров. Как бы тебе ни было плохо, что бы ни болело, все симптомы сразу исчезают, когда выходишь на сцену. Спектакль заканчивается — проблемы возвращаются. Сцена — это волшебство!»
О его педагогической деятельности широкой общественности известно немного. Преподавать в Эстрадно-цирковом училище (сейчас - Муниципальная академия эстрадного и циркового искусств) начал еще в 80-е годы. Возможно, в знак благодарности и любви к альма-матер - циркового училища Давид Бабаев согласился на предложение тогдашнего художественного руководителя «подобрать» брошенных другими преподавателями студентов III курса факультета разговорного жанра. К удивлению других преподавателей, эти студенты стали лучшими в учебном заведении. Давид Владимирович признается, что стать преподавателем ему было несложно. Актер говорит, что работа со студентами помогала ему удерживать высокую профессиональную планку, идти в ногу со временем и самосовершенствоваться. «Моя задача в том, чтобы выпускники могли работать везде - в театре, кино, на эстраде, в цирке, даже в ночном клубе или развлекательной структуре, чтобы были универсальными артистами, легко взаимодействовали с партнером на сцене и зрителем, чувствовали жанр и умели точно в нем существовать. Поэтому особое внимание уделяется мастерству актера».
P.S. Всю свою жизнь Давид Бабаев счастливо женат. Свою верную подругу жизни он встретил, когда учился в училище. «Мы встретились в самодеятельности - в РАБИСе. В 67-м году я был студентом первого курса, а Таня училась на третьем курсе КПИ и была звездой Театра «ЭТА» в политехе, им Виталий Иващенко руководил. Ушла оттуда к нам, чего Иващенко, кстати, всю жизнь не мог ей простить.
Наши отношения - отдельная большая история, «Сага о Форсайтах». Мы встречались, но вскоре я уехал работать в Архангельск и не имел права Таню обременять, потому что не знал, как сложится моя судьба. Оказалось, что она все-таки меня ждала, и когда я вернулся в Киев, мы снова стали встречаться.
Кстати, жена не жалеет, что не стала актрисой… После школы прослушивалась у Рушковского, он оставил очень добрые воспоминания, но что-то отсоветовал. Родители ухватились за это и отправили Таню в политех, что для нее было ужасу подобно, потому что она чистый гуманитарий. Но таланта своего не растеряла. Был такой режиссер, Алексей Денисович Дикий. Так вон, он, приходя на репетицию, говорил актерам: «Ну, чем будем удивлять?». Таня - мое большое счастье, потому что удивляет меня по сей день. А о том, что моя жена не актриса, жалеть не надо, поскольку не знаю, смогла бы она выжить в театре со своей добротой, мягкостью, принципиальностью и восприимчивостью, от мамы доставшимися, или нет. Здесь нужен твердый характер».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Анна Ризатдинова