Вы наверняка когда-нибудь напевали, хотя бы про себя: «Как теперь не веселиться, не грустить от разных бед – в нашем доме поселился замечательный сосед…», или «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома…», или «Песне ты не скажешь до свидания, песня не прощается с тобой…». И если вас спросят, кто это исполняет, вы тут же ответите – Эдита Пьеха. Без нее невозможно представить советскую, а затем и российскую эстраду. Талант и душевность, интеллигентность и искренность, красота и чувство стиля – это все о ней. 31 июля Эдита Пьеха будет отмечать свой 80-й день рождения.
На свет Эдита появилась 31 июля 1937 года в трех сотнях километрах от Парижа – на севере Франции, в шахтерском поселке Нуаэль-су-Ланс. «Мои родители – поляки, как сегодня говорят, гастарбайтеры. Станислав Пьеха и Фелиция Каролевска приехали во Францию в поисках работы. Отец был шахтером, он проработал в шахте больше 20 лет. Работать приходилось, стоя по пояс в воде. Из-за этого папа заболел силикозом – болезнью, при которой окаменевают легкие. Тяжелобольным он выращивал розы, вывел необыкновенный сорт. Это был удивительный куст, на котором одновременно цвели желтая, розовая, белая, лиловая и красная розы. Для меня это было единственным воплощением красоты среди серого пейзажа шахтерского поселка. Мама тоже работала в шахте, с 16 лет была сортировщицей. Она никогда не жила роскошно, не сидела у зеркала, не наряжалась. Но всегда была аккуратно одета и следила за прической. Мама играла на мандолине и пела ласковые, задушевные песни. Знала три языка: родной польский, немецкий и французский. Она внушала мне, что труд, порядочность, честность – самое лучшее в человеке, и я искренне старалась быть такой, какой она хотела меня видеть. Мы ходили с ней в костел. Помню, когда я первый раз пришла туда, запел хор, я стала подпевать. Так я и начала петь. А в первый раз я «появилась на публике» в нашем шахтерском поселке 9 мая 1945 года. Я, худющая девочка со слабыми туберкулезными легкими, на площади изо всех сил старалась «вытянуть» знаменитую «Марсельезу», которую во время немецкой оккупации подпольно разучивали в бомбоубежище.
Что такое война, я узнала в два годика, когда фашисты оккупировали Францию. Мне было четыре, когда папа умер. Хозяева в шахтерском городке установили жестокий закон: если рабочий не выходил в смену, его семья оказывалась на улице. И мой четырнадцатилетний брат спустился под землю на следующий день после похорон отца. Через три года не стало и брата – его скосил скоротечный туберкулез, за три месяца болезнь свела его в могилу, прямо в день его рождения. Брату было семнадцать, мне – семь. У меня тоже начинался туберкулез, но обошлось бронхитом, который периодически о себе напоминает… А когда брат и мама уходили на работу (мама подрабатывала – стирала белье), я оставалась одна в нашей комнате. У меня не было никаких игрушек. Одиночество развило во мне мечтательность и воображение. Спустя много лет в моем репертуаре появилась песня, в которой были слова: «Мне не снились сказки, снилась корка хлеба и большие бомбы, что летели с неба…» Единственной радостью в послевоенном Нуаэль-су-Лансе были качели, благодаря которым я научилась парить над проблемами жизни…»
Самым любимым городом в мире для певицы является Санкт-Петербург. Именно в нем она стала всеми обожаемой Эдитой Пьехой: «В 1946 году я с мамой и отчимом уехала из Франции в Польшу. Окончила школу, педагогический лицей, а потом мне помог случай. Я узнала об отборочном конкурсе для желающих учиться в Советском Союзе. В Гданьске прошла три конкурса – благодаря, видимо, своей артистичности, потому что знаний у меня было значительно меньше, чем требовалось. Преподаватель так напутствовал меня: «Эдита, у вас малость хромает эрудиция, но вы чертовски обаятельны – поезжайте!» Так в 1955 году я попала в СССР. Мне было тогда неполных восемнадцать…»
Эдита поступила в Ленинградский государственный университет на отделение психологии философского факультета, учила русский язык, записалась в хор польского землячества. А вскоре была приглашена Александром Броневицким в его ансамбль студентов Ленинградской консерватории. И в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год выступила перед публикой с песней «Красный автобус» на польском языке. Первое же выступление стало триумфом: на следующий день о ней и о студенческом коллективе узнал весь Ленинград.
От «Дружбы» до любви
В 1956 году ансамбль Александра Броневицкого стал называться «Дружба» – это название придумала Эдита Пьеха. Вскоре руководитель ансамбля предложил своей солистке руку и сердце. В то время в СССР брак между иностранкой и советским парнем казался немыслимым. Но Александр был беспартийным, а Пьеха – комсомолкой из социалистической страны, и власти разрешили им скрепить свой союз узами законного брака.
В феврале 1961 года у Эдиты и Александра родилась дочь Илона. «После развода у меня были еще две попытки выйти замуж. Но я поняла, что не положено мне еще раз в этой жизни встретить мужчину, который бы ко мне относился как к женщине: и второй, и третий муж меня любили как артистку. А зачем мне дома еще один поклонник? Я отказалась от такой любви…»
Дочь Илона пошла по стопам родителей: стала певицей, актрисой и телеведущей. А затем артистическую династию продолжил и внук Стас. «Стас ездил со мной на гастроли с четырех до семи лет. Дружил с музыкантами, слушал, как они готовятся к выступлениям. А в конце исполнения песни «Мужчина, которого люблю» выбегал на сцену в таком же костюме, как у всего коллектива. Он уже тогда попробовал сцену на вкус». А вот внучка Эрика сказала, что в роду уже и так хватает артистов, и выбрала профессию архитектора.
Икона стиля
Потрясающие платья стали визитной карточкой Эдиты Пьехи. Причем у нее никогда не было стилиста – ее собственный вкус и чувство стиля были безупречны. Про Пьеху однажды написали: «Немодная певица, которая всегда модная»: «Это так. Мои платья – это дополнение к песням. Я никогда не стремилась одеваться, как все – всегда старалась быть собой, никому не подражать, не бежать за модой. Модных певиц у нас очень много, но все они очень быстро куда-то деваются… Для того чтобы хорошо одеваться, я много работала – пела по три сольных двухчасовых концерта в день. Мне платили по 48 рублей за концерт, а платье у Вячеслава Зайцева стоило 1000 рублей…»
С Зайцевым певица познакомилась так: один из итальянских журналов заказал агентству ТАСС интервью с самой популярной звездой эстрады. Выбрали Пьеху. И вдруг оказалось, что ей не в чем достойно представить Советский Союз. За платьем для певицы обратились в московский Дом моделей, а там как раз пробовал свои силы Слава Зайцев. После этой удачной работы он предложил ей сшить еще несколько концертных платьев. С тех пор во время зарубежных поездок Эдита Станиславовна выискивала ткани, каких не было в Союзе, и везла их Зайцеву. А все думали, что она заказывает свои наряды в Париже!
Сегодня в доме Эдиты Пьехи хранится более полусотни платьев. Для них построен специальный «Павильон воспоминаний» – вместе с платьями там хранятся первые концертные туфли, а также концертные афиши и все награды певицы. «Это сделано для того, чтобы иногда с друзьями я могла вспомнить и восстановить всю свою жизнь – как в кино перемотать назад пленку…»
Недавно с Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства открылась выставка приуроченная к юбилею Эдиты Пьехи. Поклонники смогли увидеть не только уникальную коллекцию концертных платьев певицы, созданных такими именитыми модельерами как Вячеслав Зайцев, Татьяна Парфенова, Нона Меликова, Ирина Танцурина, но и узнать историю каждого из них. «Я всегда выбирала платья, которые как вторая кожа, их не замечаешь. Никаких шлейфов или декольте, чтобы выходить на сцену и не думать, что надето. Любимые – все, они частичка меня».
Дом №53
Ее душевного тепла хватило не только для дочери Илоны и внуков – Стаса и Эрики, но и для того, чтобы согреть целый детский дом. С 1987 по 1997 год Пьеха опекала воспитанников детского дома №53 Выборгского района Санкт-Петербурга. «Был период, когда цветов в магазинах не было, и люди приходили ко мне на концерты с игрушками. Их скопилось так много, что я стала думать, кому бы их отдать. Открыла телефонный справочник на букву «Д» – детские дома. Когда-то я жила в доме номер 53 – так я и выбрала Ленинградский детский дом №53. Привезла туда игрушки, а когда увидела ребят – появилось такое желание помочь им всем... Мои доходы не позволяли оказывать серьезную материальную поддержку, но у меня есть имя, которым я и пользовалась: доставала для детского дома обувь, одежду, стройматериалы, билеты в театр… И не было случая, чтобы мне отказали. Универмаг «Гостиный двор» одевал ребят, фабрика «Скороход» шила девочкам-старшеклассницам сапожки, гостиница «Прибалтийская» безвозмездно передавала одеяла, мебель и так далее… Ехала как-то в поезде и увидела загруженное микроволновыми печками купе. Разговорилась с предпринимателем. «Хотите купить?» – поинтересовался он. «Нет, – говорю, – хочу выпросить для детского дома: подарите им четыре печки». И он подарил! Так благодаря хорошим людям и моему участию удавалось помочь детям. С некоторыми выпускниками детдома №53 я дружу до сих пор».
P.S. Эдита Станиславовна к каждому своему выступлению, к каждому выходу на сцену относится очень серьезно. Идеальным должно быть все – репертуар, голос, настроение, платье. Стремиться и достигать она научилась еще в ранней юности. А к предстоящему юбилейному концерту готовится особенно серьезно и тщательно. «Вся моя жизнь связана с песнями, а сейчас самое мучительное время для меня. До 31 июля нужно «родить» программу. Так укомплектовать очередность песен, чтобы они плавно вытекали одна из другой, чтобы смысл был. 31 июля будет мой экзамен, аттестация – не напрасно ли я выходила на сцену. Если концерт будет удачным, значит, не зря я столько лет дарила людям себя, свои силы, песни. И, в конечном счете, не зря жила на этой земле. Очень хочу, чтобы в этот вечер, когда закроется занавес, я могла сказать себе: ну что ж, не провалилась… А что будет дальше, я не буду никому объявлять».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Джиган