Эмиль Лотяну - изображение

Эмиль Лотяну - режиссер-романтик, мастер советского поэтического кино. В его фильмах проявляется фигура свободолюбивого, гордого, одинокого художника и поэта. Начиная с шестидесятых годов его картины покорили не один миллион кинозрителей в разных частях мира. Да и сейчас достаточно взглянуть в телепрограмму того или иного канала, чтобы убедиться — редкая неделя обходится без фильмов этого прекрасного мастера, последнего рыцаря поэтического экрана. Его фильмы всегда возглавляли список зрительского успеха — «Табор уходит в небо», «Анна Павлова», «Мой ласковый и нежный зверь», «Ждите нас на рассвете».


Эмиль родился 6 ноября 1936 года в деревне Клокушна, которая находится на территории Бессарабии недалеко от границы с Буковиной. Родители мальчика работали педагогами. Отец вел занятия по физике, мать преподавала родную речь. У деда по отцовской линии была собственная мельница. Предками Эмиля были румыны, поляки, русские и украинцы. Фамилия отца прежде звучала как Лотоцкие, позднее была переделана в Лотяну. «То что моя жизнь прошла в Молдавии сильно отразилось на моем творчестве. Даже когда я снимал по Чехову, это было прочтение произведения человеком из этих краев. Я родился на окраине больших лесов, на перепутье дорог, где мой дед построил мельницу. Один дед был лесником, другой — мельником, как в сказке. Мы жили на другой планете, где были цыганские танцы у костров, песни, охота, катание на санях. Жизнь — это большая цепь поколений, и в ней должны быть свои традиции, обычаи, устои. Все это, наверное, и дало мне право и возможность прославить свой край, которым восхищались Горький, Пушкин, Гоголь...»

Школу Эмиль заканчивал в Бухаресте, там же начал писать стихи. Юноша увлекся к кинематографу, большое впечатление на Эмиля произвела американская приключенческая картина «Дилижанс». В подростковом возрасте потерял отца. В 1953 году Эмиль решился на переезд в Москву, где сразу же поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ. «Самое яркое событие, когда я, мальчик из молдавского села, поступил в блестящий вуз — школу-студию МХАТ — и встретил там удивительных учителей, которые оставили след на всю мою жизнь. Я плохо говорил по-русски, переходили на французский, так мы разговаривали...»

В 1955 году переводится на режиссерский факультет ВГИКа, после окончания которого Лотяну возвращается в молдавскую ССР и приступает к работе – его работы не остаются незамеченными и Эмиля Лотяну приглашают на Мосфильм, и режиссер переезжает в Москву, где приступает к работе над фильмом «Табор уходит в небо». Постановщик использует излюбленную народную тему. На этот раз в качестве основы сюжета Лотяну использует раннее творчество Максима Горького, рассказ «Макар Чудра». В фильме история о любви и ревности тесно переплетена с нравами бродячих цыган, живущих в Бессарабии в конце XIX столетия. Музыку вновь пишет Евгений Дога. Для того чтобы собрать аутентичный музыкальный материал, композитору вместе с режиссером пришлось объездить весь СССР. И только в Забайкалье Евгений Дога нашел цыганскую семью Бузылевых, сохранившую вокальные традиции прошлого столетия.

Скрупулезность Лотяну касалась также состава массовки. На роли цыган в таборе режиссер искал исполнителей по разным городам Союза. Усилия постановщика оправдались: в 1976 году фильм становится лидером советского кинопроката, собрав в кинозалах 65 миллионов зрителей. «Зрителя всегда можно потрясти высоким искусством. Я очень хорошо знаю зрителя. Сегодня на него, как пепел от Везувия, сыплется поток дешевого коммерческого кино, где стреляют, совращают, убивают. Зрителю остается только ждать сильной красивой картины, ведь у него постоянная жажда — испить свежесть искусства. Катарсис — вот основа искусства со времен Платона, которая является пружиной и держит любое художественное произведение. Зрителю надо настоящее».

Для своих актеров он был мастером, учителем, советчиком. Но и сам нуждался в помощи: «Всю жизнь я дружил с корифеями, мэтрами кинематографа, но, к сожалению, их уже нет. Последним ушел из жизни Григорий Чухрай. Так что все они остались моими вечными советчиками. Нужны невероятные усилия, чтобы снять кино. Нет денег. Трудно договориться с людьми, у которых отчетливо видна только одна цель — завладеть материальными привилегиями».

Эмиль Лотяну был уверен, что его жизнь и жизнь его зрителей — это одно и тоже: «Когда я встречаюсь со своим зрителем, выясняется, что у нас очень много точек соприкосновения. Я всегда старался вовлечь зрителя в свой мир, в праздник моих картин. Я убеждался, что сотни миллионов зрителей ныряют в этот мир и радуются. Реакция публики всегда восторженная, хотя многие ленты сделаны давно. Мои фильмы смотрели эфиопы с копьями в руках, молчаливые финны, которые, оказывается, чем больше молчат, тем глубже воспринимают. Мои картины проданы в 140 стран мира. Одних международных призов у меня больше двадцати. В Италии я получил приз, который за всю историю кинематографа вручался только трижды: Копполе, Куросаве и вашему покорному слуге. Говорят, нельзя жить воспоминаниями, но мне есть что и о ком вспомнить. Все, что я делал, ушло к людям».

После ухода с Мосфильма Эмиль Лотяну возвратился на родину. Начиная с середины 90-х годов новые сценарии и идеи Лотяну не находили поддержки среди руководителей киностудий. Режиссер начинает преподавать в Кишиневском институте кинематографии.

Фильмы Эмиля Лотяну не любили критики и обожали зрители. А сам режиссер больше всего на свете любил свободу, был романтиком, поэтом и художником. Эмиль Лотяну внес в кинематограф хэмингуэевскую тему – человек не для того рожден, чтобы терпеть поражение.

Последняя муза Эмиля Лотяну

Прирожденный художник Эмиль Лотяну нуждался во вдохновении и музе, которая дарила бы силы на создание новых произведений. Поэтому личная жизнь режиссера была тесно связана с творчеством. Первой гражданской супругой Эмиля стала Светлана Фомичева (Тома). Её он встретил на троллейбусной остановке. Ей не было и семнадцати. Через неделю после кинопроб они уехали на съемки «Красных полян» на Карпаты. Жили вместе, но потом расстались. Светлана вышла замуж за молодого актера Олега Лачина. Тот погиб, когда их дочке Ирине (будущей кинозвезде) было всего восемь месяцев. В тот тяжелый момент Эмиль поддержал Светлану как друг. И вскоре на экране яркой звездой вспыхнет их фильм «Табор уходит в небо».

Свою встречу с Лотяну актриса называла «судьбоносной». Ведь именно этот режиссер помог ей сделать первые и самые удачные шаги в кинокарьере. А выход на экраны фильма «Табор уходит в небо» обеспечил Светлане Тома международный успех и признание. «Мы сходились с Эмилем, расставались. Но он всегда шел по жизни где-то рядом, - с большой нежностью говорит Светлана Тома. - Он никогда не жаловался на боль, не впадал в депрессию. Был настоящим мужчиной. Даже инфаркт перенес на ногах. «Эмилюшка» - звала его моя внучка Машенька. А он ее - «ангелом» и «златовлаской». И очень хотел снимать в кино».

Второй раз связать себя серьезными отношениями Лотяну решился после съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Избранницей Эмиля стала Галина Беляева, которая вскоре после свадьбы родила сына Эмиля. Позднее Эмиль Лотяну-младший выучился на юриста в МГУ и на продюсера во ВГИКе. Сейчас Эмиль живет в Лос-Анджелесе, работает адвокатом. После съемок «Анны Павловой» Галина Беляева приняла решение уйти от мужа. Разрыв Лотяну переживал очень остро. «Эмиль был сильным человеком. Может, мы потому и расстались. Я хотела больше свободы. Он ведь намного старше меня. И я, как маленькая девочка, должна была подчиняться. Эмиль Владимирович не хотел разводиться. Скорее мне не хватило житейской мудрости». У Галины сейчас четверо детей. Она замужем за преуспевающим бизнесменом.

Однажды Лотяну спросили, почему кинорежиссеры женятся на актрисах, которых снимают. «Во-первых, не все женятся, - ответил Эмиль Владимирович. - Во-вторых, эта вещь слишком серьезная, потому что избранница не просто главная актриса. Она подобна любимому творению Бога, которое Всевышний дал тебе, чтобы помочь в исполнении твоего замысла».

Обе жены были намного младше режиссера: Светлана Тома на 12 лет, Галина Беляева – на 25. В 2003 году Лотяну встретил последнюю возлюбленную Петру Фильчакову, которая оказалась младше его на 50 лет. Режиссер как раз собирался снять потрясающую историю любви молодой цыганки и красавца композитора. По своему сценарию. Кстати, цыганский театр находится рядом с рестораном «Яр». Так же называлась и его картина.

На роль главного героя Лотяну взял артдиректора кишиневского телевидения Теодора Гуцу. Сложнее оказалось с главной героиней. Лотяну хотел, чтобы это была девушка необычной красоты. Видно, он искал не просто актрису, но и Музу. В России, родной Молдавии таких не оказалось. В поисках ее он прошел Румынию, добрался до Балкан. В маленьком городке в Словении зашел в кафе. И вдруг увидел девочку. Такой нераспустившийся бутон. Его поразила ее ненавязчивая игривость. Лотяну уговорил ее провести фотопробы. 15-летняя Петра Фильчакова приехала в Москву с мамой. Съемки были на квартире режиссера. 8 марта. Перед этим Лотяну перенес страшный грипп, не мог даже сидеть. Приезд Петры подействовал на него волшебно. Режиссер ожил. Шутил, угощал вином. Девочка прожила в Москве четыре дня. После ее отъезда Лотяну полностью отдался новому фильму. На его столе стояла фотография девочки. Говорят, он подолгу любовался ею, часто брал фото в руки.

P.S. В марте 2003 года Эмиль Лотяну отправился в Болгарию, чтобы выбрать натуру для нового фильма «Яр», который поступил в производство. В аэропорту Софии режиссеру стало плохо, и он впал в коматозное состояние. Лотяну доставили в Москву в одну из клинических больниц. Месяц врачи боролись за жизнь режиссера, но 18 апреля 2003 года сердце Лотяну остановилось. Причиной смерти стал рак 4 степени.

Был снят один только кадр «Яра». На острове, окруженном водой, горит крест. Как знак судьбы.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Астрид Линдгрен



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 28/10/2017

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Жил-был КВАДРАТ. Стабильная фигура.

Жил-был КВАДРАТ. Стабильная фигура.

Опубликовано: 05/12/2003

Жил-был КВАДРАТ. Стабильная фигура.
Все стороны равны, углы - прямые.
Был уважаем, важен, под ногами
имел внушительное основанье...

Рецепты фруктового желе

Рецепты фруктового желе

Опубликовано: 20/08/2018

Желе домашнего производства - натуральный и вкусный продукт, который охладит вас в летнюю жару и порадует яркими красками. Готовить натуральное желе совсем не сложно, убедитесь в этом самостоятельно!

Сборник анекдотов - январь 2013

Сборник анекдотов - январь 2013

Опубликовано: 21/01/2013

- Ты зачем всю машину затонировал?

- Ездить не умею.

- А тонировка что, помогает?

- Прячусь, стыдно!