«Лучшая музыка в кино - это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша». Это слова композитора, мелодии которого становились едва ли не популярнее культовых картин, где они звучали. Эннио Морриконе, ремесленник и гений, доказавший, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.
Римлянин Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года. Его отец был известным джазовым трубачом, мама занималась воспитанием пятерых детей. У Эннио не было сомнений в своем предназначении, в 6 лет он начал сочинять музыку, а в 13 - стал студентом консерватории Санта-Чечилия. В первую очередь он учился игре на трубе, с 16 лет заменив отца в ансамбле, но параллельно изучал и композицию. Уже в студенчестве Морриконе начал подрабатывать композитором в театре и аранжировщиком на студиях звукозаписи, радио и телевидении. Его по праву называют отцом современной аранжировки. Благодаря своему трудолюбию Эннио закончил консерваторию как трубач, инструменталист и композитор, отдав учебе 12 лет. Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга» он написал в 31 год.
Первым успехом молодого композитора стал саундтрек к итальянским вестернам (спагетти-вестернам) из так называемой «Долларовой трилогии» режиссера Серджо Леоне. Итальянский постановщик смог вдохнуть новую жизнь в увядающий на тот момент жанр, продемонстрировав нестандартный, новаторский творческий подход. Обилие крупных планов, долгие - до 10 минут - паузы, короткие и хлесткие диалоги - все это сопровождалось пронзительной, напряженной музыкой с преобладанием трубы и губной гармошки, а также с включением звуков кнута, варгана и револьверных выстрелов.
Трилогия о «человеке без имени» в исполнении Клинта Иствуда быстро стала классикой мирового кино, как и ее приквел – «Однажды на Диком Западе». Музыка к последнему стала одним из самых продаваемых саундтреков в истории кинематографа. В 1980-х годах Морриконе напишет музыку к еще одному шедевру Леоне - гангстерской драме «Однажды в Америке», которая снималась уже в Голливуде. Позднее композитор признавался, что ему не нравится, когда о нем говорят как о «специалисте по вестернам». «Это лишь небольшой процент музыки, которую я написал», - подчеркивал Морриконе.
Растущая востребованность и популярность Морриконе в Европе помогла ему начать активную работу на голливудских студиях. Особняком стоит культовый телесериал «Спрут», к работе над которым маэстро подключился со второго сезона, сочинив для него потрясающие мелодии – передающие и накал криминальных страстей, и лирику личных драм с фирменным женским вокализом.
Вопреки расхожему мнению, Морриконе создавал не только саундтреки, он писал и камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 году совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах. «Готовясь к концертам, я брал в расчет, что хочет услышать аудитория. А также то, что ей, на мой взгляд, стоило бы услышать».
Морриконе никогда не испытывал особого пиетета перед режиссерами, с которыми работал, а уж тем более перед актерами (кстати, однажды маэстро сказал о том, что Тарантино «кретин», а его фильмы — «отстой», только лишний раз подтверждает это). Бернардо Бертолуччи по этому поводу даже говорил, что музыка Морриконе настолько «зрима», что может работать как «визуальный элемент фильма». Так что неудивительно его мнение, что музыка не всегда должна служить лишь сопровождением или аранжировкой.
Напротив, Морриконе считал, что порой в кино именно музыка должна выходить на первый план, а визуальный ряд лишь дополнять ее. По этой причине в отдельных фильмах с участием Морриконе даже обнаруживают клиповые принципы — музыка доминирует, а изобразительный ряд подчиняется ей и иллюстрирует ее. В качестве примера исследователи часто приводят знаменитую кульминационную сцену «мексиканской дуэли» в «Хорошем, плохом, злом». И действительно, музыке здесь отводится решающее значение, словно бы это оператор и актеры дополняют звуки, а не наоборот. Не зря Серджио Леоне сначала попросил Морриконе написать композицию, а уже потом снимал под существующий музыкальный ряд (режиссёр знал, что мелодии Морриконе настроят артистов на нужные эмоции, поэтому часто включал их на съемочной площадке).
Перечислять фильмы Морриконе – все равно что приводить список звезд на небе – их более 500. Даже сам маэстро признавал, что многих не помнит.
«Бок о бок всю жизнь»
В личной жизни Эннио Морриконе был счастливо женат – в браке он с женой прожил более 50 лет. В 1956 году композитор женился на Марии Травия, которая написала тексты ко многим его песням. «Мы с женой прошли бок о бок всю жизнь. И могу сказать, что за всю жизнь ни разу серьезно не ссорились. Конечно, в основном это ее заслуга, она очень мудрая женщина».
У пары родилось четверо детей: Андреа - дирижер, композитор; Марко - работает в обществе по авторским правам; Алессандра - хирург; Джованни - работает в компании Universal.
Морриконе был крайне суеверен. Он считал несчастливыми фиолетовый цвет и 17 число, особенно, если оно выпадало на пятницу. Но, несмотря на творческую профессию и множество суеверий, в отношении своего дела Морриконе был абсолютным прагматиком. Он считал, что причины его феноменальной работоспособности – это мастерство и сосредоточенность, а не вдохновение и талант, на которые уповают многие его коллеги. За годы напряженного труда маэстро выработал четкий распорядок дня, который педантично соблюдал. Он рано вставал, занимался гимнастикой и гулял, вовремя ложился спать. Его рабочий день длился более 10 часов! «Ничто так не стимулирует к творчеству, как сжатые сроки сдачи проекта. Свои лучшие мелодии я написал именно в условиях стремительно наступающего дедлайна. А музыка, над которой мог работать месяцами, получалась весьма посредственной».
Морриконе на протяжении всей своей карьеры являлся крупнейшим автором музыки к фильмам двух континентов, ему катастрофически не везло с получением крупнейших международных кинематографических наград. Ему присудили 1 из 5 возможных «Грэмми», 3 из 9 возможных «Золотых глобусов». Свой первый «Оскар» он получил в 2008 году за вклад в киноискусство, после 5 безуспешных номинаций. А единственный соревновательный «Оскар» Морриконе дождался только на 88 году жизни – за картину «Омерзительная восьмерка».
Несмотря на обилие предложений о работе в Голливуде, Морриконе отказывался переехать за океан и продолжал жить в Италии до конца своих дней. Кроме того, он так и не освоил английский язык. «Мне предлагали бесплатный дом в Голливуде, но я сказал: «Нет, спасибо, я предпочитаю жить в Риме».
Послесловие…
Эннио Морриконе - один из самых известных композиторов современности и один из наиболее известных в мире композиторов кино. За свою долгую карьеру написал музыку более чем к фильмам и телесериалам Италии, Испании, Франции, Германии, России, США. Морриконе признавался, что именно работа в кино стала для него бесценным опытом, так как дала ему «возможность экспериментировать с идеями, слышать их в исполнении оркестра и затем использовать для конкретной цели».
Умер легендарный итальянский композитор Эннио Морриконе на 92-м году жизни. Он скончался в одной из клиник Рима в ночь на 6 июля 2020 года. Причиной смерти Морриконе стали осложнения, возникшие у композитора после падения и перелома. Адвокат семьи Морриконе уточнил, что композитор до последнего момента сохранял ясность ума и даже успел попрощаться со своей женой Марией, детьми и внуками.
Он мог сделать заурядный фильм обязательным для просмотра, хороший фильм — искусством, а отличный фильм — легендой. Он оставил невероятное наследие…
Лучшие саундтреки Эннио Морриконе
«За пригоршню долларов», 1965
«Хороший, плохой, злой», 1966
«Профессионал», 1981
«Однажды в Америке», 1984
Сериал «Спрут», 1984
«Неприкасаемые», 1987
«Новый кинотеатр Парадизо», 1988
«Малена», 2000
«Бесславные ублюдки», 2009
|
Читайте ещё на нашем сайте - Евгений Комаровский