«Я шагаю по Москве», «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза»... Практически каждый фильм режиссера Георгия Данелия мгновенно расходился на цитаты. «Как часто я не способен ощутить ту грань, что отделяет жизнь от вымысла», – признается мастер. Возможно, поэтому в его картинах грань между смешным и грустным столь тонкая, драма и комедия перетекают друг в друга.
Творчество Георгий Данелия впитал буквально с молоком матери, которая всю жизнь посвятила кино. Она много лет проработала на «Мосфильме» ассистентом режиссера, вторым режиссером, как режиссер-постановщик сняла несколько фильмов. Свое детство Георгий провел в Москве. Семья Данелия переехала из Тбилиси, когда маленькому Георгию был всего годик.
Кажется, что будущее Георгия Николаевича было предопределено. Благодаря влиятельным родственникам он мог легко поступить во ВГИК. Но принял другое решение. «Мама работала вторым режиссером и знала многих мастеров ВГИКа, а муж ее сестры, знаменитой актрисы Верико Анджапаридзе, кинорежиссер Михаил Чиаурели снимал фильмы о Сталине и был тогда одним из самых влиятельных деятелей кино. Но поступать во ВГИК я отказался – блат был чересчур явным. И к тому же никакой тяги к режиссуре у меня не было, как, впрочем, и ни к чему другому. Кроме джаза.
Тогда мама сказала, что в какой-нибудь институт поступать надо обязательно, а то тебя в армию заберут. В армию мне не хотелось. Мой приятель Женя Матвеев собирался в архитектурный, и я решил идти с ним – за компанию».
Отучившись в МАрхИ, Данелия получил распределение по специальности, но, гуляя вечером с другом, купил газету и узнал, что при «Мосфильме» открываются высшие режиссерские курсы, на которые будут принимать людей творческих профессий – художников, писателей, театралов, музыкантов и... архитекторов. «В тот день мама сказала: «Ну какой из тебя режиссер? Ты же видел режиссеров. Знаешь, какие они». И действительно, режиссеров я видел, и очень многих. Все они были яркие, колоритные личности и излагали свои мысли образно, красиво и очень складно.
Когда мне было лет пять, мамина подруга Аллочка на ночь вместо сказок рассказывала мне историю Римской империи. Когда мы добрались до Цицерона, я представлял его себе в виде Григория Львовича Рошаля – в берете, очках, при бабочке, но в тоге (Рошаль у нас бывал чаще других)». Вскоре Георгий Николаевич поступил на высшие режиссерские курсы на «Мосфильме».
Во время обучения в институте, Данелия снял пару короткометражных фильмов. Но его первым фильмом, на котором он выступил уже как основной режиссер, стала экранизация повести Веры Пановой «Сережа». «После учебы я устроился третьим вторым режиссером к режиссеру Файнциммеру на картину «Девушка с гитарой». Проработал два месяца и понял, что уже не хочу быть вторым режиссером. Хочу снимать сам!
Редактор Марьяна Качалова, которая курировала курсы, сказала: «Ищите сценарий. Будет сценарий – будет шанс. Хорошо бы современный, на производственную тематику. Или военно-патриотический».
Пришел ко мне Игорь Таланкин (мы с ним вместе учились на курсах) с тоненькой книжечкой: ««Сережу» Пановой читал? На, прочти. Если понравится, объединимся». Я дочитал до половины и мы сразу позвонили автору. Просили ее написать сценарий, но Панова отказалась: «Некогда, да и не умею, сами пишите».
Писали сценарий так: я сидел за машинкой и печатал одним пальцем, а Таланкин, задрав ноги, лежал на диване. Работали дружно. Разногласия возникали только по форме. На «Мосфильме» фильм приняли, мягко говоря, прохладно. Директор киностудии охарактеризовал «Сережу» как ленту серую и безликую. Но Пановой картина понравилась. Более того, фильм отправили на кинофестиваль в Чехословакию, где он получил «Хрустальный глобус». Получив эту награду, мы попали в разряд «наши молодые, подающие надежды режиссеры». Так нас называли в прессе лет пятнадцать. А потом, без переходного периода, сразу перевели в «наши старейшие мастера»».
Позже режиссер Данелия снял лирическую комедию «Я шагаю по Москве». Фильм навсегда вошел в историю кинематографа. В этой картине особое значение Георгий Николаевич придавал тонкому раскрытию психологии героев, использованию музыки. На съемках фильма актерам было весело, азартно, легко. После выхода «Я шагаю по Москве», совсем молодые актеры Михалков, Локтев, Польских, Стеблов проснулись известными.
Часто в фильмах легендарного режиссера прослеживались черты драмы или мелодрамы. Таковы: «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза». Просмотр этих комедий вызывал легкий, иногда горький смех. Этот смех никогда не бывал злым. В работах Данелия соединялись счастье и горе, смех и трагедия.
Режиссёр Георгий Данелия рассказал, что после выхода «Кин-дза-дза!» к нему обратился американский режиссёр с предложением делать спецэффекты, так как ему понравился полёт пепелаца. Данелия ответил, что никаких спецэффектов тут не было, а гравицаппу ему дали в Министерстве Обороны. Через какое-то время режиссеру позвонили военные и сказали не валять дурака, потому что американец на полном серьёзе запрашивал у них гравицаппу.
Георгий Данелия никогда не был растерян и не собран на съемочной площадке, просто живет героями, проблемами фильма. «Надо работать, даже если не получается, надо вернуться и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. Мне более всего дороги взволнованная тишина зала в том месте, на которое ты надеялся, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, – это и есть лучшая встреча со зрителем» – это слова действительно легендарного режиссера.
Любовный марафон
В личной жизни Георгия Данелия всегда кипели донжуанские страсти… Первой женой великого режиссера - тогда еще студента архитектурного института – стала Ирина Гинзбург – дочка министра строительства. Данелия увидел красавицу на лестничной клетке в доме своего друга и влюбился. Ирина ответила взаимностью. Однажды он сломал руку, и прямо в гипсе Ириной и овладел. Вдруг пришел папа, и Данелия пришлось на морозе пережидать на балконе. Вскоре они поженились, хотя мать Данелия не одобряла этот ранний брак. В своей книге «Тостуемый пьет до дна» Георгий Николаевич рассказал еще одну символическую историю из их жизни. Как-то перед отъездом Данелия на военные сборы, молодые договорились, что каждый день с 11 до 12 ночи будут смотреть на Полярную Звезду. При встрече они решили посмотреть на нее уже вместе. Но почему-то глядеть начали в разные стороны. «А ты куда смотришь?» – спросил Данелия жену. «Как куда? Вон на ту Полярную Звезду красного цвета», – ответила Ирина, указывая на Марс. Разошлись не только траектории их взгляда, но и жизненные пути. Брак распался через год, как шутил Данелия, из-за того, что «жена слишком ярко красила губы». С бывшей женой он сохранил приятельские отношения, а с дочкой Светланой до сих пор созванивается каждый вторник.
Второй супругой режиссера стала народная артистка СССР Любовь Соколова. В 36-летнюю красавицу Любу 27-летний Данелия влюбился с первого взгляда на съемках фильма «Хождение по мукам» в 1957 году. Он сразу же стал за ней ухаживать несмотря на то, что его предупредили: у тебя нет шансов. Люба недавно потеряла мужа, ребенка и не собиралась больше выходить замуж и рожать детей. Данелия наврал, что ему тоже 36 лет, и стал добиваться расположения Соколовой. Однажды на глазах у всей съемочной группы он встал на колено и сказал: «Люба, роман я тебе не предлагаю, будь мне женой!» Уже через год они жили вместе, а еще через год родился Коленька.
Любовь научилась готовить грузинские блюда, отказывалась от главных ролей, терпела увлечения мужа на стороне, ведь Данелия мог внезапно пропасть на неделю и также без объяснений вернуться. Когда же после 25 лет совместной жизни муж ее все-таки покинул, она собрала вещи и ушла к себе на квартиру. Целыми днями сидела дома и смотрела в одну точку. Но ненависти к любимому Данелия она не чувствовала. А когда в 26 лет погиб их сын Николай (есть версия, что из-за наркотиков) - порвалась будто их последняя нить.
Последняя женщина, с которой Георгий Николаевич официально зарегистрировал брак, Галина Юркова. По профессии она режиссер-постановщик. Интересно, что выбором режиссера на «Мосфильме» были недовольны все! Его коллеги вспоминают: «Коллектив кинокомпании объявил ему бойкот! «Вертихвостка добилась-таки своего», - шептались про Юркову в коридорах. - Всю жизнь к мужчинам-знаменитостям клеилась: и к Тарковскому, и Ерофееву, и Шатрову. И, наконец, заполучила в мужья великого режиссера. А Данелия наш и повелся. Слабый был совсем после операции - его только-только с того света вытащили. Мать умерла. Вот он, исхудавший скелет, с серым лицом вернулся на «Мосфильм» - тут-то его и взяли в оборот». Галя окружила заботой, теплом и лаской, начала водить Георгия к целительнице Джуне. Георгий стал приходить к Гале в гости, играть на гитаре, а однажды пришел и сказал: «Вот моя зарплата, вот моя бритва. А это я сам. Принимай таким, какой есть». Галина тогда спешила на деловую встречу, разговаривать было некогда и Георгию Николаевичу пришлось делать предложение в лифте. Он надел ей на палец старинное серебряное кольцо, доставшееся ему от мамы. А Любе Соколовой дома признался: «Я влюбился, я ухожу».
Но спустя годы коллеги вдруг поняли, что Данелия не ошибся с выбором третьей жены! Галина Юркова на новые сюжетные ходы хоть и не воодушевляла, но смогла создать для гения-мужа домашний уют, ведь Данелия в быту очень не приспособлен. Чтобы он догадался поесть - на крышке кастрюли с супом надо приклеить стикер «СУП».
Благодаря Галине, Данелия решился на «подвиг» – перестал пить, хотя среди коллег уже давно слыл законченным алкоголиком. Из-за его запоев съемки приходилось останавливать на неделю-две.
В последнее время кинорежиссер не появляется на публике. Он уже год не выходит из дома из-за болезни, но при этом продолжает работать над новой книгой: «Сейчас я уже еле хожу. При этом «сижу» на кислородном аппарате. На природу не выезжаю. Тем более что дачи у меня нет. Я оставил ее в свое время бывшей жене Любе Соколовой. Там сейчас наши внуки и правнуки отдыхают. Но у меня есть квартира за городом, в писательском поселке. Там давно не был. Но я не один и в помощи не нуждаюсь. У меня есть жена, есть домработница. В этом смысле всё в порядке. И, к сожалению, голова работает. Все время думаю: «Господи, зачем же я живу в таком состоянии?!» Но надо жить дальше».
Фильмы легендарный режиссёр уже давно не снимает. «В художественном кинематографе я своих вершин давно достиг – мне никогда не повторить фильмы класса «Я шагаю по Москве» или «Осенний марафон». Мне уже не очень интересно рассказывать о каких-то человеческих недостатках, как в «Афоне», вообще рассказывать человеческие истории – я уже очень много всего рассказал».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Валентин Пикуль