Игорь Ясулович - изображение

Детство без приказов

Игорь Ясулович родился в Самарской области, в обыкновенной семье советского офицера и матери-домохозяйки. В любой момент семья по приказу по службе отца могла отправиться жить в другой город. «Жили мы в небольших городках, довольно долго мы жили в Измаиле, там дислоцировалась Дунайская флотилия, где служил отец, он морской офицер у меня был, инженер-капитан 1-го ранга и начальник техотдела Дунайской флотилии. И в этом провинциальном городке такого потока транспортного, как в других городах, не было. Тогда вообще об этом смешно было говорить. По улицам я гонял босиком, в компаниях играли. В войну играли, в казаков-разбойников играли, что-то придумывали. Бегали, путешествовали, смотрели развалины, которые сохранились со времен взятия Суворовым Измаила, там крепость еще сохранилась».

Смена обстановки и друзей — это было привычно для маленького Игоря, пока их семья стабильно не осела в Таллинне. Именно там мальчик пошел в школу. «Отец все время был занят, может, воспитание в том и заключалось, что не слишком много воспитывали».

Свободолюбивому ученику таллиннской школы Игорю Ясуловичу еще в юности хотелось заняться чем-то особенным, чем-то таким, чтобы душу наизнанку выворачивало. Желание оказалось вполне исполнимым, когда он узнал, что существует театральный кружок, которым руководит сам Иван Россомахин, артист Русского драматического театра в Таллине. Уже скоро Игорь оказался в числе учеников известного актера.

Вкусив волшебство театрального искусства, Игорь решил, что по окончании школы прямиком отправится в Москву. «Такой практики не было, чтобы быстренько сесть в поезд, на пару дней смотаться в Москву, пройти консультацию, потом вернуться, досдать. Сдал экзамены, аттестат получил и поехал поступать. А в Москве уже все потоки были пропущены, уже добирали. Это я не к тому говорю, что я не поступил в другие учебные заведения, потому что уже все было сформировано. Но как-то сложилось, что попал во ВГИК, и я даже считаю, что в этом был перст судьбы».

Купание в лучах славы

Во ВГИКе Игорь Ясулович увлекся пантомимой, ежедневный тренинг, акробатика и танец на всю жизнь вошли в привычку актера. Благодаря этому артист научился без усилий играть задачу телом. Его никогда не пугала работа, требующая выдержки и физической силы,— закалился в молодости. «Утром был тренаж, причем туда включался и балетный станок, и акробатика, и прочее».

С гастролями молодые актеры Театра пантомимы объездили почти всю Россию. Были и в союзных государствах. Сумасшедший график, адская усталость, но их молодость преодолевала все. Девушки страдали, писали стихи молодым столичным актерам, с упоением смотрели все их спектакли. А недавние выпускники с наслаждением купались в лучах успеха.

Кинематограф тоже Игорь Ясулович баловал его ролями. Количество фильмов в копилке актера давно перевалило за сотню. И ничего, что главных ролей там единицы. Игорь Николаевич не из тех людей, кто хранит обиды на режиссеров и своих коллег. «Надо трезво оценивать себя и свое место. Кинематограф — это индустрия, и уже в советские времена было понятно, что мне в кинематографе не уготована блестящая карьера. А то место, которое мне посчастливилось занять, меня вполне устраивало. Нужны были другие лица, они были замечательные. О какой обиде можно говорить? Я в своей жизни встречался с Эрастом Павловичем Гариным, это великое счастье, что я с ним работал 4 года».

«Мэри Поппинс, до свидания», «Гардемарины, вперед!», «Лиловый шар», «Роковая ошибка». На съемочных площадках судьба сводила Игоря Николаевича с легендарными людьми. На нехватку работы актер никогда не жаловался, тем более что был очень востребован и на театральных подмостках.

С 1964 года Игорь Николаевич работал на сцене Московского театра-студии киноактера, в труппу которого он поступил сразу по окончании ВГИКа. С этим театром связано много приятных воспоминаний. Актерам, по словам Ясуловича, там жилось весело. «С пяти до семи или до восьми, сейчас не помню, мы звонили в диспетчерскую, нам говорили: «Завтра у вас свободный день» или «Завтра вы вызываетесь на переговоры», «Фотопробы у вас», «Озвучивание», «Пробы на дубляж». И вот так мы работали. Но когда нас утверждали на какую-нибудь роль в кино, мы прикреплялись к картине. Театральные артисты имели свободу передвижения, поскольку студия в них была заинтересована и вынуждена считаться с их мнением. А мы были крепостными артистами, поэтому «к ноге и сидите». Конечно, были нормальные человеческие отношения, можно было договориться, и я всегда старался договориться, чтобы меня отпустили играть в спектакле в Театр киноактера, который не ставил условий, потому что мы принадлежали кино. Но я был заинтересован в том, чтобы приехать и играть спектакль. А кто бы отказался сыграть в «Похождениях Чичикова», «Горе от ума» и «Дурочке»? Соблазн был велик — новые города, новые сцены, зрители. А в 1993 году, когда Театр киноактера закрыли, Игорь Ясулович перешел в труппу московского ТЮЗа. «Чем в театре хорошо и замечательно, особенно когда ты работаешь в таком театре, где есть два крупнейших режиссера,— этот театр отличается очень глубокой творческой работой, когда все делается не быстро, а нащупывают болевые точки, пытаются разобраться, что же для нас сегодня, почему нас сегодня так это волнует. И поскольку, эти спектакли, пропущенные через себя, идут долго, то продолжается творческая работа».

С 1992 года основное дело Ясуловича еще и педагогика. Игорь Николаевич передает азы театрального мастерства начинающим актерам ГИТИСа. Для Игоря Ясуловича все его ученики талантливые. Главное, от чего он пытается их уберечь, это от стремления стать вмиг знаменитыми.

Ещё Ясулович совершил много вроде бы незаметных, но очень важных человеческих поступков, о которых кино- и телезрители просто не знают. Участие в проекте МТЮЗа «Дети Беслана», честные высказывания на злободневные темы. При этом Ясулович никогда – ни в советские годы, ни теперь – не был светским персонажем. Не мелькал на номенклатурных сборищах, не появляется на светских вечеринках.

Сбежал из роддома…

Игорь Ясулович постоянен не только в своей профессии, но и в личной жизни. Его сын Алексей Ясулович – довольно известный актер. «Уже много лет главной женщиной для меня остается моя жена Наташа. Нас познакомили друзья. Это была любовь с первого взгляда. Целый год я каждый вечер проводил у Натальи. Слава Богу, что родители меня приняли, а потом и благословили наш брак в 1963. Правда, первый год семейной жизни мы практически не виделись – я был на гастролях, а жена дома. Было время, когда Наташа даже ездила со мной – пока не забеременела. Кстати, в нашей жизни есть случай, который мы до сих пор вспоминаем с улыбкой. Придя первый раз в роддом и увидев сына в окне – я просто развернулся и ушел. Жена целый день место себе не находила, боялась, что я испугался ответственности... А я просто пошел собирать друзей, чтобы устроить огромный праздник перед окнами роддома в честь сына.

Через два года мы отметим золотую свадьбу. Жена окончила исторический факультет МГУ, отделение искусствоведения. Сейчас Наташа занимается театральной сценографией. Около трех лет назад мы переехали на новую квартиру, но до сих пор некоторые вещи не удается наладить. Иногда просто руки не доходят, чтобы какие-то крючки повесить, что-то купить. Не зря говорят, что переезд хуже пожара. Мы ведь всю жизнь жили в одной квартире, в центре города. Теперь надо свыкнуться с новым местом. В квартире живем мы с женой Натальей Юрьевной и сын Леша с семьей. У нас подрастает внучка Глафира. В марте ей исполнилось три года. Сын талантливый актер. Хотя Леша все равно немного в другую сторону ушел: стал заниматься монтажом, пытался что-то снимать как режиссер, даже был продюсером одно время. Кроме того, я горжусь, что сын – талантливый музыкант. Он хорошо играет на гитаре, легко может подбирать мелодии, еще освоил игру на духовых инструментах».

Эпилог

Сегодня Игоря Николаевича можно увидеть в ТЮЗе. Почти каждая сыгранная роль в стенах этого театра не осталась незамеченной публикой и критиками. В кино актера увидишь уже реже, но, тем не менее, он все еще снимается в интересных ему проектах. Очень жестоко все устроено в театральном мире. В кино тоже очень жестоко. Вы нужны — вам оборвут телефоны. Будут звонить, звонить, звонить. Но эти же люди, если вдруг возникло что-то новое и у них поменялась немножечко концепция или что-то они решили по-другому сделать, легко исчезают. Еще вчера они звонили и требовали, чтобы вы пришли, подписали договор, а завтра вдруг нет звонка, ничего. Все, глушь. Но надо оставаться самим собой. Ты занимаешься своим делом – так занимайся им честно, не позволяй себе моментов предательства, не изменяй себе, не предавай дела, которому ты служишь.

И возраст, по-моему, вещь условная. Булат Шалвович Окуджава, когда его спросили, чувствует ли он возраст, ответил: «Когда в зеркало смотрю, тогда чувствую». Пока у меня есть силы и возможности играть с той мерой отдачи, которая требуется в каждом спектакле, в каждом фильме, и это замечательно. Я говорю себе: радуйся тому, что тебе отпущено, и старайся это не растерять, а приумножить.

Кроме того, у меня есть рецепт хорошего настроения, ведь и у меня тоже бывают минуты уныния и отчаяния. Я спасаюсь от них в семье: приходя домой, ты согреваешься душой. И второе мое спасение - работа, дело, которому я служу. Моя зарядка - работа на сцене. Это дает силы жить».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни
Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 27/09/2014

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Смешные короткие истории из жизни - сборник 13.10.2016

Смешные короткие истории из жизни - сборник 13.10.2016

Опубликовано: 13/10/2016

Вчера муж, поев картошечки с курочкой и салат, попив яблочный компот с блинчиками, выдал: - Если ты, когда-нибудь уйдёшь от меня к другому, я всё равно буду приходить к вам ужинать!

Кровь за кровь

Кровь за кровь

Опубликовано: 02/09/2004

Жизнь москвички Ани Егоровой перевернул телефонный звонок: — Вы не могли бы сдать кровь для моей двухлетней дочери? — спросил женский голос. В своем дневнике Аня пишет, что лишь потом поняла, чего с...

Памела Смарт: Урок совращения

Памела Смарт: Урок совращения

Опубликовано: 03/07/2004

Она была учительницей, личностью с определенным положением и авторитетом. И в то же время Памела Смарт была помешана на сексе с подростком. Преступная страсть привела ее к жестокому убийству.