Итальянский еврей, воспевший Париж. Его чувственный, словно бархатный, голос проникал в сердца миллионов слушателей, перенося их в пьянящую атмосферу французской столицы. Эдит Пиаф, Симона Синьоре, Мэрилин Монро - самые роскошные женщины ХХ века одаривали его своей любовью. Песни Ива Монтана по-прежнему цепляют за живое. Ведь ему было, о чём петь – жизнь исполнителя и актёра была крайне насыщенной.
Отпрыск бедной еврейской семьи, вынужденной по причине зарождавшихся в Италии фашистских настроений эмигрировать во Францию, Иво Леви с детства бредил кинематографом. Отец семейства, исповедовавший коммунистические взгляды, так и не сумел прижиться на новом месте и обеспечить детям хорошее образование, в результате чего Иво уже в 11 лет пошел работать на завод. Но вокальный и артистический дар стремительно привели худощавого молодого человека на сцену. В 17 лет, успев побывать в шкуре заводского рабочего, шофера, грузчика и парикмахера, Леви впервые выступает перед публикой под псевдонимом Ив Монтан. Как он объяснял сам, история этого псевдонима связана с тем, что когда он был ребёнком, мать звала его домой, смешивая итальянские и французские слова: «Ivo, monta! (Иво, поднимайся!)».
Решающую роль в вокальной карьере Монтана сыграла легендарная Эдит Пиаф. Волею случая заприметив одаренного юношу, она щедро поделилась с ним своим мастерством и помогла сформировать собственную неповторимую манеру пения - рассказа. Став спутником Пиаф не только на эстраде, но и в личной жизни, Ив Монтан на протяжении их двухлетнего романа превратился из начинающего певца в популярнейшего зрелого исполнителя с собственным богатым репертуаром. Незадолго до расставания, неизбежность которого ощущалась перед каждым выходом дуэта на сцену (когда Монтан начинал невольно затмевать великую певицу), Пиаф успела познакомить своего протеже с известным кинорежиссером Марселем Карне, чей фильм «Врата ночи» стал дебютом Монтана в кино. Всю свою жизнь Ив Монтан успешно совмещал работу в кино с выступлениями на эстраде.
Больше, чем любовь
В 1949 году состоялась судьбоносная встреча актера с Симоной Синьоре – актрисой и спутницей жизни Монтана. К моменту их встречи Монтан уже был кумиром французского мюзик-холла, а Симона - с успехом справлялась с профессией киноактрисы. Чувство, которое родилось за четыре дня, стало любовью на протяжении 27 лет. Чем-то молниеносным и неизбежным. «Сердце мое разбивалось на осколки. Стоило настолько крепко полюбить, чтобы отправиться в это дивное путешествие», - скажет Симона.
Одно время актриса готова была покинуть карьеру ради любимого мужчины. Так как концертная деятельность Ива требовала постоянных разъездов, Симона всегда сопровождала мужа. Она стояла за кулисами во время его выступлений, а вечерами готовила ему вкусные ужины и вязала теплые шарфы. Но удержать мужчину способна только самодостаточная женщина, и Синьоре поняла это вовремя, тем более, что роли предлагались ей десятками. Снова начав сниматься, она стала одной из немногочисленных французских артисток, получивших заветного Оскара, а затем и награду Грэмми. Кроме того, Симона Синьоре не раз была удостоена во Франции звания лучшей артистки года. Она получала премии в США, Великобритании, Японии, Италии.
Влюбленные много путешествовали по миру. Симона однажды разоткровенничалась: «В Париже Монтан был Монтаном, я оставалась собой, и мы были мужем и супругой. В столице России я слыла женой Монтана, в Нью-Йорке, до первого концерта, его признавали лишь в качестве супруга популярной артистки. Но нам было по душе любить друг друга, чем мы и жили». Любовь к Синьоре оказала огромное влияние на творчество Монтана, - он часто посвящал ей песни и признавался в любви прямо перед концертами. Зал сначала замолкал, а потом поднимался и аплодировал. Но однажды путь их счастья завис на краю пропасти.
Гром грянул, когда Симону Синьоре выдвинули на премию «Оскар» вместе с Элизабет Тейлор, Кэтрин Хепбёрн и Одри Хепбёрн. Победила Симона. Она была счастлива! На церемонии вручения пел Ив, не отрывая от жены влюблённых глаз, мировые знаменитости аплодировали ей, и шампанское лилось рекой. И лишь одна пара глаз из зрительного зала наблюдала за происходящим с завистью и тоской. Это была Мэрилин Монро. «У неё и «Оскар», и Ив. Она умная. У неё всё. А я?!» — напишет Мэрилин в своём дневнике. И начнёт действовать. Эта женщина всегда добивалась того, чего хотела. Сначала обе супружеские пары, Ив с Симоной и Мэрилин с Артуром Миллером, «случайно» поселятся рядом, в бунгало номер 20 и 21 на знаменитом бульваре Сансет. Подписав контракт на участие в фильме «Давай займемся любовью», Монро поставила жёсткое условие: «Своим партнёром я хочу видеть только Монтана!».
Продюсеры не возражали, Монтан был польщён таким вниманием, а наивная Симона только радовалась перспективам, которые сулила мужу эта роль... Когда Монро впервые «по-соседски» зашла к Монтанам, чтобы обсудить сценарий, она весь вечер промолчала, улыбаясь своей фирменной «детской» улыбкой, и не сводила с Ива глаз. Вскоре эти ночные посиделки вошли в привычку, а ещё через некоторое время Симона улетела в Италию на съёмки. По делам в Нью-Йорк уехал и Артур Миллер. Мэрилин и Ив остались вдвоём.
Монтан чувствовал неловкость. Он стеснялся своего английского, своей участи пажа при наиболее кассовой актрисе Голливуда. Рядом с ним была такая сексуальная, молодая и доступная женщина. «Перед очами так и стоит эта Мэрилин, писал он, - в слаксах из шотландки, в блузке с игриво раскрытым воротом, с глазами необъяснимой голубизны». Разве мужчина проигнорирует такой соблазн?
Любовники не скрывали своих эмоций, и уже через несколько дней гостиничный персонал был в курсе происходящего. А когда не вовремя вернувшийся Миллер застал парочку прямо в постели, роман получил огласку. Откровенные фото и скандальные заголовки газет очень быстро долетели через океан к Синьоре. Сказать, что для неё это известие стало шоком, — значит, не сказать ничего... Да, Ив Монтан найдёт в себе силы расстаться с Монро и вернуться в Париж, но спустя много лет он откровенно напишет: «И всё же это было прекрасно, и это было безысходно. Ни разу, ни на один миг не возникало у меня желания порвать с женой. Но если бы Симона хлопнула дверью, я бы скончался».
Она не хлопнула дверью и даже не выставила за порог его чемодан. Она просто перебила в доме всю посуду, вспомнила все самые грязные французские ругательства, которые только знала, и... замолчала, закрывшись в спальне с бутылкой виски. «Это было ужасно, — вспоминал позже Монтан. — Потом всё улеглось. Но только внешне. Я видел, что она разбита, глубоко опечалена сознанием того, что десять потрясающих лет, которые мы прожили вместе, оказались омрачены. Я раскаивался»... Конечно, она простила его, ведь «не отрекаются любя». И до конца своих дней больше никогда не возвращалась к этой теме. На нескромные просьбы журналистов прокомментировать измену мужа всегда отвечала с горькой усмешкой: «А что бы вы стали делать, окажись с вами рядом Мэрилин Монро?»
Говорят, время лечит, но даже оно не в силах излечить, когда разбито сердце... Симона по-прежнему отчаянно любила своего Иво, вязала ему тёплые шарфы и пуловеры, поддерживала во всём, но что-то внутри неё сломалось. Безвозвратно. Она долго старалась держать себя в форме, продолжала сниматься в кино, занималась общественной деятельностью, но делала все это скорее по инерции, через силу. И, в отличие от мужчин, алкоголь не подводил её ни разу. Постепенно от прежней Симоны Синьоре не осталось почти ничего. Из зеркала на неё глядела чудовищно располневшая женщина с потерянным лицом и печальными глазами. Незадолго до смерти Синьоре призналась своей подруге: «Если бы ты знала, как я люблю его, этого парня... Жизнь без него — пустота».
После её кончины он не «затосковал навеки», как пишут в дамских романах, и не оставил своей карьеры. Напротив, продолжал петь своим проникновенным голосом о Париже, снимался в кино, заводил мимолетные романы и даже стал отцом в 67 лет: молоденькая секретарша Кароль Амьель родила ему сына Валентина, в котором он до последнего часа не чаял души. И всё-таки... Однажды кто-то из журналистов задал вопрос: «Что в вашей жизни не сбылось?» — «Я хотел умереть раньше Симоны», — не задумываясь, ответил Монтан. И попытался спрятать в беспомощной улыбке свои слёзы.
P.S. Известны многие романы Монтана с женщинами. Как сказал в своем интервью его брат Жульен Ливи: «В конце концов, Ив был «итальянским мачо», он должен был соблазнять женщин — это было органично присуще его сценическому и жизненному амплуа».
Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года во время съёмок фильма «IP5». Режиссёр и съёмочная группа заставили его сделать несколько дублей сцены захода в ледяное озеро и купания в нём в плохую погоду, не позаботившись о тёплой одежде и согревании артиста между дублями. Результатом стало воспаление лёгких. В своём интервью режиссёр Жан-Жак Бенекс так описал произошедшее: «Он умер на съёмочной площадке… В самый последний съёмочный день, после своего самого последнего кадра. Это была самая последняя ночь, и мы занимались пересъёмками дублей. Он закончил то, что делал, а затем просто умер». В действительности Ив Монтан умер днём позже в больнице городка Санлис от инфаркта, вызванного пневмонией.
Ив Монтан похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом со своей супругой Симоной Синьоре. Именно так время примирило две яркие индивидуальности, а горечь обид растворилась в Вечности.
Прах певца был эксгумирован через шесть лет после смерти, так как по решению суда следовало провести генетическую экспертизу, чтобы определить родственную связь Монтана с некоей Авророй Дроссар, дочкой одной из его возлюбленных. Эта экспертиза отцовства певца не подтвердила, таким образом, её притязания на наследство оказались необоснованными.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Трагическая утрата: Михаил Задорнов был неизлечим