28 сентября скончался Марк Захаров. Он умер после продолжительной болезни, в середине августа его госпитализировали с воспалением легких. Через некоторое время режиссера выписали, однако у него началось повторное воспаление легких.
У Захарова было много талантов: актер, режиссер театра и кино, писатель-сатирик… Но именно театр стал его главной любовью, а театральная режиссура стала делом всей жизни. «Моя любовь – театр, раз и навсегда», - говорил Марк Анатольевич. Он был уверен в том, что театральная режиссура для него – «выбор точный».
Марк Захаров родился в 1933 году в Москве. Его мать преподавала в драмкружках, а отец работал учителем физкультуры, через год после рождения сына его арестовали по 58-й, политической, статье. Его приговорили к трем годам и последующей высылке в Рязань. «На лесосплаве отец пробыл недолго. Его перевели на поселение в Рязань, запретив жить в Москве, а мама вернулась, чтобы заниматься сыном. По выходным отцу иногда было разрешено приезжать в гости. Счастливые моменты детства как раз и связаны для меня с этими короткими побывками. Я просыпался утром, слышал папин голос, стремглав бежал к родителям в комнату, залезал в кровать. Они целовали, обнимали меня, говорили что-то ласковое. Мать не объясняла, почему в нашей семье все происходит так, а в других иначе, не просвещала, что представляет собой советское общество и что есть сталинский террор. Боялась, что я, узнав истинную суть вещей, могу сказать при посторонних лишнее и это только усугубит ситуацию. Дабы предупредить и сберечь меня, она перечисляла примеры неосторожно сказанных слов, которые приводили к самым печальным последствиям. Хотя себе позволяла иногда ироничные замечания, например, по поводу борьбы с космополитами. «Давай-ка буду звать тебя не Марк, а Макар! — с горькой усмешкой говорила мама. — А то как бы чего не вышло...» Я пытался сам найти ответы на некоторые вопросы.
Во время войны отец служил в армии, а позже снова был на некоторое время выслан как ранее судимый, теперь уже в Киржач», — вспоминал Захаров.
После школы Захаров окончил в Москве актерский факультет ГИТИСа, и его направили в Пермь, где он работал актером Пермского драматического театра. Режиссурой Захаров впервые занялся там же, в студенческой самодеятельности Пермского университета имени Горького. «Театральная режиссура – выбор точный, но сформировался он в какой-то степени случайно. После вуза по распределению я работал актером в Пермском театре два с половиной года. И однажды подошел ко мне ведущий артист Виктор Чекмарев, который вел драмкружок в Пермском университете, и предложил поучаствовать. Я решил попробовать, хотя у меня не было какой-то программы, нацеленной на режиссуру, на руководство».
Потом Захаров вернулся в Москву, в 1960-х — начале 1970-х он сменил несколько театров: был актером и режиссером в Театре миниатюр (сейчас это театр «Эрмитаж»), студенческого театра Московского государственного университета, режиссером Театра сатиры. В этот период Захаров окончательно определился с профессией и посвятил себя режиссуре: «Я перебрался на Моховую в студенческий театр, которым руководил Сергей Иосифович Юткевич. Вот тогда, поставив шварцевского «Дракона», почувствовал некую силу. Правда, спектакль держался недолго, потому что вскоре Хрущев разоблачил современную живопись в Манеже и власти резко пересмотрели свое отношение к культуре, стали пристально отслеживать любые свежие течения. Под горячую руку попали и студенческие театры. Но как раз в тот момент я и почувствовал, что режиссура — это моя профессия. К тому же большую роль сыграла жена. Как-то в приступе дурной правды, как говорил Шукшин, она заявила: «Артист ты очень средний! Даже скорее плохой! Надо режиссурой заниматься». Я ей очень благодарен за это».
Знаменитый Ленком
Первой громкой работой Марка Захарова стал спектакль 1967 года «Доходное место» по комедии Александра Островского, в котором сыграли Андрей Миронов и Татьяна Егорова. Премьера прошла с оглушительным успехом, но посмотреть пьесу можно было недолго. После 40 показов постановку запретила министр культуры Екатерина Фурцева, которая нашла спектакль «идеологически порочным». Несмотря на запрет «Доходного места», Захаров продолжал ставить спектакли и даже стал в 1973 году художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола (Ленкома). Зрители оценили уже первые постановки под руководством нового главного режиссера — «Тиль» по «Тилю Уленшпигелю» Шарля де Костера и «Автоград — XXI», текст для которого Марк Захаров написал вместе с Юрием Визбором. Главную роль в спектакле исполнил Олег Янковский.
Захаров всегда говорил, что главное в спектакле – актер, а режиссер должен оставаться в тени. «Именно артисты воплощают твои идеи и замыслы, и именно им должны преподносить цветы, аплодировать, они должны вызывать восторг», - считал Захаров.
При Захарове сложилась сильная труппа Ленкома. Здесь играли Николай Караченцов, Александр Абдулов, Инна Чурикова и другие видные актеры. В Ленкоме была поставлена первая в СССР рок-опера «Юнона и Авось», эта постановка стала одним из немногих бессменных спектаклей на сцене Ленкома, она до сих пор в репертуаре. Сам Захаров выступал за обновление репертуара, но рок-опера неизменно собирала аншлаги: «Количество спектаклей растет, а для новой постановки нужно убрать что-нибудь старое из репертуара. Процесс это сложный и всегда болезненный. К тому же спектакль живет до тех пор, пока его часто репетируют и играют. А если играется редко, то он быстро теряет качество. Вот почему я не сторонник раздутого репертуара. Наша «Юнона и Авось» идет очень давно. Да и «Женитьба Фигаро» стала спектаклем-долгожителем. Мы ориентируемся на заполняемость зала: если стабильный аншлаг, то прощаться с постановкой трудно».
В 1972 году он впервые снял фильм «Стоянка поезда — две минуты». Правда, совместно с Александром Орловым. Зато четыре года спустя на советские экраны вышла легендарная картина Марка Захарова «12 стульев». Интересно, что главную роль здесь сыграл друг Захарова Андрей Миронов. Последний пробовался и для «12 стульев» Леонида Гайдая, но тот его не взял. Еще два года - и снова хит. На этот раз «Обыкновенное чудо» по Евгению Шварцу. «Те картины, которые я снял, формировались прежде всего под воздействием музыки. Сначала сочинялась музыка, а потом возникал образ фильма», - говорил он. Мелодии, как и многие выражения из фильмов, уходили в народ. Картины пересматривались по несколько раз, их смотрели и до сих пор смотрят с огромным удовольствием.
После такого успеха вряд ли кто-то захочет расстаться с кинематографом, с телевидением. А Захаров на удивление всем взял и ушел навсегда. И объяснял он свой уход из кино так: «Началось новое время, когда останавливался съемочный процесс посередине картины, когда появлялись спонсоры, которых потом объявляли в федеральный розыск… Стало труднее руководить театром, появилось больше забот, и я как театральный режиссер, каковым себя считаю, несмотря на свои кинематографические увлечения, оставил это дело и сосредоточился только на театре». Потому на его счету порядка 50 спектаклей. А еще Марк Захаров писал книги о режиссуре, преподавал в ГИТИСе.
Марк Захаров известен и как писатель-сатирик, как автор юмористических рассказов. Он – автор писем к «разлюбезной Катерине Матвевне» в легендарном фильме «Белое солнце пустыни». Но сам он считал, что у него литературного таланта нет, а есть некий писательский опыт, что он выработал какой-то литературный навык. И признавался, что «самое большое счастье, которое он испытал, - это дружный хохот в зале, переходящий в аплодисменты, связанный с какой-то его шуткой». «Я знаю ценность юмора и понимаю, где он переходит нормы и где опускается ниже пояса», - подчеркивал Захаров.
Театральная семья
Единственной женой Захарова была актриса Нина Лапшинова, с которой он познакомился еще в институте. Судьбоносная встреча определила всю его дальнейшую жизнь. Именно она стала мощным двигателем в судьбе Захарова. Эта удивительная женщина всегда оставалась в тени и бесконечно верила в мужа в самые сложные для их жизни времена. Его супруга также была актрисой. В браке с Лапшиновой у артистов родилась дочь Александра (17 июня 1962 года), которая на текущий момент является ведущей актрисой Ленкома.
Марк Захаров рассказывал, что жена много занималась с дочерью актерским мастерством: «Нина передала дочери искорку, которая в ней горела. Александра замечательно играла, когда показывалась в Ленкоме. Ей дали отрывок из «Мамаши Кураж» Брехта. Она изображала немую, которая должна была повторять единственное слово: «Ма-а-ма, ма-а-ма!» Пробирало до слез. Мы стали обсуждать группу выпускников, пришедших на просмотр. Когда дошла очередь до Александры, Елена Алексеевна Фадеева — она играла мать Ленина, была депутатом Верховного Совета — стукнула ладонью по столу и сказала: «Что мы тут собираемся обсуждать?! Человек жену в театр не взял! А мы будем решать, быть ли здесь его дочери?!» Все согласились, что аргумент весомый и убедительный, и Александру приняли. Нина в свое время ведь тоже хотела играть в Ленкоме».
Марк Анатольевич всегда был уверен: «Мужчину делает его женщина». И он искренне считал, что человек может быть успешен только тогда, когда его кто-то очень сильно любит. Во многом благодаря Нине Тихоновне Марк Захаров состоялся как муж, мужчина, отец и гениальный режиссер. Даже когда его постановки собирали многотысячные стадионы, она могла себе позволить критиковать его, тем самым заставляя стремиться к совершенству. Возможно, он не всегда верил ее строгой критике, но прислушивался постоянно.
Гениальные цитаты из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978 г):
• Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны.
• Когда купец плывет на утлом суденышке через бурное море, контрабандист ползет по жердочке над пропастью солидно, достойно: люди деньги зарабатывают. А вы любовь…
• Палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему.
• Нищие безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке?
• Моя дочь поступает как все нормальные люди. У нее неприятности – она палит в кого попало. Растет дочка.
• Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я – чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду.
• Подписываешь смертный приговор – и хохочешь, вспоминая ее смешные шалости.
• Мне здесь нравится – дом устроен славно, с любовью. Так взял бы и отнял.
• Подумаешь – медведь! Не хорек все-таки…Другие живут, и ничего. Мы бы его приручили, причесали, он бы плясал нам иногда…
• Я знаю, я подслушивал.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Михаил Фоменко