Она была королевой танца, которой рукоплескал весь мир. Хрупкая красавица с несгибаемым характером и железной силой воли. Плисецкую знают все. Даже те, кто ни разу в жизни не был на балете. Потому что она была не только балериной, она была символом красоты, изящества, успеха и таланта. Однажды на приёме в честь вручения ей Ордена Почётного легиона кто-то пошутил: «Майя Михайловна, говорят, что этот орден вручают только борцам Сопротивления». Плисецкая, не задумываясь, парировала: «А я только и делаю, что всю жизнь борюсь». Закалённая сталинскими репрессиями, в которых потеряла отца, и чуть было не потеряла мать и брата, она не терпела ни малейших компромиссов. Майя Плисецкая была визитной карточкой Большого театра, но на Запад её не выпускали из-за небезупречной, с советской точки зрения, биографии. Именно в те годы Майя твёрдо решила, что разрушит границы, отделяющие её от свободного мира.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Плисецкая вошла в историю театра в тот самый день, когда впервые ступила на сцену. Это случилось в 1932 году на острове Шпицберген, где работал ее отец. Уже тогда можно было предугадать, что балет для Майи станет делом всей жизни. Ее родной дядя Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и блестящим педагогом. «Я мечтала о драме, а вовсе не о балете. Но в 8 лет меня отдали в Московское хореографическое училище. Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных - «непродавленная коленка и подъем средненький». К тому же я была «невероятной лентяйкой». Я никогда не любила тренироваться, репетировать. Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги».
Дебютировала Майя за день до начала войны - 21 июня 1941 года - в выпускном концерте училища. Спустя пару лет ее приняли в труппу Большого театра, где она стала прима-балериной и исполняла только главные партии на первой сцене страны. Плисецкая могла завоевать публику одним движением, балетные критики сравнивали ее руки с лебедиными крыльями.
Считалось, что в 30 лет балерина должна закончить карьеру и уйти на пенсию, но Плисецкая изменила это неофициальное пенсионное законодательство. Кармен в Большом она танцевала в 42 года, а в 47 исполнила главную партию в балете «Анна Каренина». В 60, и даже в 70 лет Майя Плисецкая продолжала блистать на сцене. Феноменальное творческое долголетие Майи Михайловны вошло в историю балета. «Я не танцевала роли, которые не любила, а то, что я любила, танцевала одинаково». В стране, где балет был главным из искусств, Майю Плисецкую называли чудом XX века. Покорив Большой театр, она пленила все ведущие театры мира. Плисецкая провела на сцене практически 60 лет, и почти 50 из них — на сцене Большого театра. Майя Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, как и «Лебединое озеро», которое, по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз.
Она признавалась, что любит зрителя. Говорила: «Аплодисменты зрительного зала давали мне пару дополнительных минут для передышки». Однажды в Аргентине сразу после спектакля кто-то поставил на запись часовую аудиокассету, но пленка кончилась раньше оваций. Ее всегда встречали именно так — оглушительным громом «бис» и «браво».
Она умела быть откровенной — прежде всего, конечно, в танце. Про себя говорила: «Элегантность давалась кровью». Имея в виду, наверное, не только труд в танцевальном классе — тем более, что там — и это еще одно поразительное признание великой балерины — она халтурила. Кокетство? Конечно. Она, как никто, знала — одной техникой мир не покорить. Писала: «Танцем нужно в первую очередь тронуть душу».
Она сохраняла фантастическую форму и всегда с благодарностью отзывалась о партнерах, ценила «умные руки». Уверяла: «С глупыми руками не потанцуешь — обязательно завалят, передержат, поторопятся». Но так — искренне, пронзительно, щемяще — она умела говорить не только танцем. Всегда откровенно отвечала на вопросы. Не привыкла к компромиссам и полумерам. Ее подпись в 1966-м — под обращением против реабилитации Сталина. Ее настойчивость в 72-м, когда, вопреки запретам и железному занавесу, легенда мирового танца Ролан Пети с личного разрешения Брежнева приезжает в Москву только ради работы с ней одной.
Два любящих сердца
Майя Плисецкая дружила с Лилей Брик и Луи Арагоном. Ее портрет рисовал Марк Шагал, а Морис Бежар ставил для нее балеты, называя «королевой метаморфоз». Она была любимой моделью Пьера Кардена. За ней ухаживал Роберт Кеннеди. Но Майя Плисецкая оставалась единственной музой и женой композитора Родиона Щедрина.
Они были вместе 57 лет — прима-балерина и великий композитор. Именно в балетах Родиона Щедрина она впервые попробовала себя в качестве хореографа. Под его музыку танцевала Анну Каренину. И, конечно, именно ему адресовала эти строки: «Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в другом измерении. Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет».
Они никогда вместе не скучали. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.
В последние годы жизнь Майи Плисецкой во многом была связана с гастрольной деятельностью мужа. Кроме того, она занималась своими мемуарами: «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Саму простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».
Майя Плисецкая верила, что у каждого есть ангел-хранитель, посланник высших сил, которого нужно уметь услышать. Она умела, и часто повторяла: «Второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Но свое — живи!»
Памяти великой балерины…
Майя Плисецкая скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа. Об этом сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин. «Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать».
Майя Плисецкая не дожила полгода до своего 90-летия. 20 ноября Большой театр планировал дать в четь ее юбилея концерт, концепцию которого, по словам Андриса Лиепы, написала сама балерина. Уже принято решение, что 20 ноября пройдет вечер памяти легендарной балерины. Даже на 90-ом году жизни Майя Плисецкая, разрушавшая всю жизнь балетные стереотипы, выходила на сцену.
Как только новость о смерти балерины облетела все информационные агентства, начали поступать соболезнования родным и близким Плисецкой. Так свои соболезнования поспешила выразить Анастасия Волочкова. Балерина только вернулась с отдыха: «Майя Михайловна была для меня кумиром. Я всегда опиралась на ее опыт. Она всегда была для меня эталоном балерины, человека, личности, красавицы-женщины. В ней столько аристократизма, стати. В моей жизни Плисецкая сыграла особую роль. В важный для меня момент, когда у меня были тяжбы с Большим театром, когда рекой на меня лилась грязь и брань недоброжелателей. От меня отворачивались люди. И вот Плисецкая, что удивительно, оказывала мне поддержку, которая была на тот момент для меня очень большой защитой. И еще один сокровенный для меня момент, когда Плисецкая мне, первой балерине дала право исполнять партию «Кармен-сюиты» после нее».
Историк моды, Александр Васильев, поделился своими воспоминаниями о знакомстве с великой балериной: «Майя Михайловна даже передала мне в дар небольшую часть своего гардероба кутюрные платья от Пьера Кардена и знаменитый стеганый костюм от Коко Шанель, подаренный ей Великой Мадемуазель. Запланировав поездку в мае 2015 в Мюнхен я даже договорился поужинать в Майей Михайловной, но фатум распорядился иначе. Миф воспарился на небеса! Аминь!»
Николай Цискаридзе: «Майя Плисецкая - уникальный человек. Её уход - большая потеря не только для поклонников балета. По-моему, нет людей в нашей стране, которые были бы к ней равнодушны. Она внесла вклад не только в мировую культуру. Были ситуации, когда она своим авторитетом влияла на политические переговоры. Она выступала там, где политики были бессильны.
Когда Плисецкая ушла со сцены, она почти исчезла из публичной жизни. К сожалению, в балете такое случается даже с выдающимися артистами. Их жизнь и сцена навсегда расходятся... Но она нашла свою нишу на новом этапе. Посвятила себя семье, мужу Родиону Константиновичу. Повсюду они появлялись вместе, были неразлучны, как будто бы ловили каждый момент жизни, компенсирует те разлуки, когда Майя Михайловна много выступала и гастролировала».
Майя Плисецкая писала в своей автобиографии: «А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу. Голову гнуть не хочу и не буду. Не для этого родилась…» Она родилась для танца, и в нем ей не было равных!
|
Читайте ещё на нашем сайте - Нонна Копержинская