Муслим Магомаев — король советской эстрады, любимец партийных боссов, несбыточная мечта миллионов советских женщин, красавец с необыкновенным и сильным голосом. Он затмил своим появлением всех исполнителей того времени. Многие считают, что этот человек был настоящим баловнем судьбы, конечно же, так оно и есть, но в этом есть и его огромная заслуга. Природный талант он приумножил и отполировал своим невероятным трудолюбием, превратив в настоящий редкий бриллиант.
Успех Муслима Магомаева можно было, в первую очередь, объяснить его происхождением. Действительно, достаточно легко можно было бы подняться по карьерной лестнице, если даже филармония в родном городе фактически носит твое имя. Муслим Магомаев был полным тезкой своего деда, имя которого было присвоено Бакинской филармонии. Муслим Магомаев-старший считается основоположником азербайджанской классической музыки. В 1935 году он был удостоен звания заслуженного артиста Азербайджанской ССР. Родители Муслима Магомаева тоже были творческими и одаренными людьми. Отец — театральный сценограф и музыкант-любитель — ушел на фронт добровольцем, а в 1945 году за девять дней до окончания войны погиб в городке Кюстрин недалеко от Берлина. Мать — театральная актриса. Правда, их в будущем прославленный сын воспитывался в семье дяди, младшего брата отца. Джамал-Эддин Магомаев был видным партийно-хозяйственным деятелем. После войны он занял должность заместителя секретаря ЦК КП Азербайджана, позже стал членом ЦК республики, постпредом Совета Министров Азербайджана в Москве. Казалось бы, именно наличие таких родственных связей и обстоятельств биографии должно объяснять стремительный успех юного Муслима. Однако обстоятельства личной биографии не сыграли такой существенной роли в карьере Магомаева.
Тотчас после того, как у внука знаменитого азербайджанского композитора обнаружили наличие слуха, его отдали в музыкальную школу при консерватории. Потомку славного рода Магомаевых прочили карьеру пианиста, но он не обладал должным усердием, чтобы сидеть часами, отрабатывая гаммы. Уже вскоре юный музыкант всерьез занялся вокальным искусством. В 15 лет он выступил со своим первым концертом в Доме моряка, несмотря на возражения родственников, полагавших, что ранняя концертная практика может повредить становлению голоса. В процессе обучения на вокальном отделении музыкального училища, он брал уроки у знаменитой в Баку преподавательницы консерватории Сусанны Микаэлян. Когда он пел, под дверью кабинета Микаэлян собирались учащиеся и преподаватели — слушать каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» и алябьевского «Соловья», которые Муслим виртуозно исполнял звенящим юношеским сопрано.
В возрасте 20 лет Муслим Магомаев сумел опровергнуть еще один стереотип — о том, что «звезды» из национальных республик СССР появляются в основном по разнарядке сверху и могут лишь служить украшением правительственных концертов, представляя в основном фольклорный репертуар. В 1962 году Магомаев выступил на фестивале азербайджанского искусства в Кремле, исполняя «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели и арию Фигаро. «Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис», — отозвался о концерте знаменитый оперный певец Иван Козловский.
Министр культуры Екатерина Фурцева заметила: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон». Это «у нас» стало входным билетом в сонм великих «советских артистов»: теперь голос Магомаева был не только гордостью страны, но и важным элементом советского культурного экспорта. По линии ВЛКСМ Муслим Магомаев смог выехать на гастроли в Финляндию, после которых в журнале «Огонек» появилась статья «Юноша из Баку покоряет мир». В 1963 году певца приняли в Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова, но к этому моменту он уже приобрел статус одного из главных национальных достояний: никто больше не задумывался о его азербайджанских корнях.
В 1964—1965 годах Магомаев прошел стажировку в миланском театре Ла Скала. Никто другой из эстрадных исполнителей не может похвастаться таким фактом в своей творческой биографии. После гастролей по СССР c материалом «Тоски» и «Севильского цирюльника» Муслиму Магомаеву было сделано предложение прийти на работу в Большой театр, но он прекрасно понимал, что его место — эстрада, а потому приглашение главного театра страны было отклонено. Магомаева везде ждал триумф. Ему даже предложили подписать контракт с парижским театром «Олимпия», где он провел успешные гастроли в 1966 и 1969 годах. Артисту был предложен ангажемент на год, но Министерство культуры выступило резко против, ведь певца с нетерпением ждали на правительственных концертах в Кремле. Муслим Магомаев позже напишет в своих мемуарах: «Оставаться было можно, но нельзя. И это был один из немногих случаев в жизни, когда ненавистное для меня слово «нельзя» победило мое любимое слово «можно»».
Этот поступок не остался незамеченным правительственной верхушкой: Магомаев получил звание народного артиста СССР в беспрецедентно молодом возрасте — 31 год. В число его поклонников входили и Леонид Брежнев, и Юрий Андропов: их весьма устраивал творческий репертуар певца. Основой его программ формально были арии из опер, романсы и песни патриотического содержания. Однако вызывает удивление тот факт, что совершенно официальный, идеологически выстроенный репертуар сосуществовал в его выступлениях с песнями, которые, по сути, были символами культуры Запада. Муслим Магомаев смог основательно стереть четкую границу между «серьезной» и «легкой» музыкой, существовавшую как на государственном уровне, так и в сознании зрителей. Магомаев был своего рода рупором, с помощью которого миллионы советских граждан смогли приобщиться к главным музыкальным достижениям остального мира.
Муслим Магомаев во второй половине 1960-х годов стал едва не национальным кумиром. Жил в Москве, а при этом являлся предметом поклонения всего многонационального Советского Союза. Популярность и известность Магомаева была отчасти связана с песнями другого интернационального кумира — армянского композитора Арно Бабаджаняна, которого в 60-е годы считали «королем шлягера». Огромным успехов пользовалось немалое количество написанных им композиций: «Песня о Москве» (кстати, запрещенная Хрущевым за звучание в стиле твист), «Королева красоты», «Чертово колесо», «Свадьба», «Не спеши». Выступая с репертуаром, состоящим из всеми любимых шлягеров, Магомаев достаточно быстро превратился в «гастролера № 1» Советского Союза — исполнителя, за выступление которого сражались все филармонии страны.
Ажиотаж вокруг концертных вечеров Магомаева был фантастический. Один из друзей певца вспоминал: «Представьте стадион тысяч на 40−60. Кончается концерт. На гаревую дорожку выезжает «уазик» с открытым верхом. Мы с Мусей встаем в него и делаем традиционный круг почета. Народ сбегает с трибун, никакая милиция с этим справиться не в состоянии. «Уазик» поднимают и несут на руках. Клянусь! И мужики, и бабы — все несли. Однажды в Одессе так подняли «Волгу» и понесли до самой гостиницы «Красная», в которой мы тогда жили. Я не поленился, подсчитал, оказалось, машина находилась в воздухе почти три километра».
Мелодия любви
Личная жизнь Муслима Магомаева никогда не была полностью известна широкой общественности. До сих пор возникают слухи по поводу взаимоотношений певца. Доподлинно известно, что первая влюблённость Муслима Магомаева случилась в возрасте 13 лет. Он влюбился в свою одноклассницу Марину, написал ей песню и исполнял её на своих концертах. Эта любовь оставила большой след в личной жизни исполнителя, он даже назвал дочь в честь первой любимой. Но влюблённость была платонической.
В 18 лет молодой музыкант влюбился так страстно, что решил узаконить отношения. Его мама и бабушка спрятали паспорт, чтобы Муслим не наломал дров, но чувства были такими сильными, что бракосочетание всё равно состоялось. Но семейная жизнь продолжалась всего год. «Что тут сказать? Мальчик 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Я благодарен тем временам - что наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу», - говорил впоследствии Магомаев. Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.
У певца было множество романов. Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути, они жили в гражданском браке. «Мы жили в Баку в двух комнатах коммуналки, а в Москве в основном по гостиницам, иногда снимали квартиру. Муслим был человеком прекрасным во всех отношениях: фантастический певец, талантливый артист, добрый друг, роскошный любовник, каких больше не было, и гениальный мужчина», - вспоминала Карева.
О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: «На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: «Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков».
Магомаеву приписывали романы с актрисами Натальей Кустинской и Натальей Фатеевой. Также, по слухам, он сватался к Эдите Пьехе, причем, когда она была замужем за Александром Броневицким. Рассказывали, что муж Пьехи из ревности якобы приезжал к ней на гастроли в Париж и искал Магомаева под кроватью. «В принципе, можно было бы «заБРАКоваться» с Эдитой. Но я очень уважал Сашу Броню и знал, что Пьеха - его создание», - говорил сам Магомаев.
Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). «Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый», – делилась Светлана Резанова. По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).
Последней возлюбленной Муслима Магомаева стала актриса Тамара Синявская. Она стала той женщиной, которая смогла согреть своей любовью популярного певца. По словам Муслима, жизнь разделилась на «до Тамары» и «после». «Почему-то меня часто спрашивают про то, как уживаются два вокалиста под одной крышей? А почему бы и нет? У каждого из нас своя партия…», — говорил Магомаев.
Тамара была его другом, женой, музой. Благодаря этой любви родилось много популярных композиций. Одна из самых известных — «Мелодия любви». Ее Магомаев пропел своей будущей супруге по телефону... Из воспоминаний Синявской понятно, что и Муслим был для неё центром вселенной: «Мне очень жалко было, когда Муслим пел дома оперу. Садился за инструмент, поначалу он закрывал дверь, а я тихо-тихо подбиралась, стояла… Тишина, и вдруг раз – распахивается дверь: «Подслушиваешь?» - «Да». И начиналось обсуждение, как все получилось. Вот тут мне было жалко, что никто не слышал, как у него по-настоящему звучит. Все-таки эстрада предполагает немножко другой посыл, а так как он был очень тонкий музыкант, он никогда песню не орал».
P.S. В 60-летнем возрасте Магомаев твердо решил покинуть сцену и уйти на покой. Голос был по-прежнему сильным, но сердце уже не выдерживало больших нагрузок. Через 6 лет, 25 октября 2008 года Муслима Магометовича Магомаева не стало, он умер на руках супруги Тамары Синявской. Причиной смерти великого певца стала ишемическая болезнь сердца и атеросклероз. Любимого артиста не стало, но о нем еще очень долго будут помнить с удивлением от такой яркой и талантливой личности. Ведь Муслим Магомаев был суперзвездой, но при этом говорил: «Мне не нравится, когда меня узнают. Я стеснительный человек».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ирина Сопонару