В советском кино было немало красивых актрис, чья восхитительная внешность и даже талант не давали им возможности стать звездами кинематографа только по той причине, что красота эта была - не советская. Не наша!
Досужие критики утверждали, что, мол, Нонна Терентьева – это всего лишь фарфоровая кукла на экране. Какое уж тут перевоплощение. Это не так. Да, у Терентьевой сложился имидж роковой красавицы. Но это внешнее. Стоит внимательнее вглядеться в экранные образы Ноны Терентьевой. Глаза, наклон головы, интонация – они говорят больше чем профессионализм иного актёра.
Одна из красивейших советских актрис Нонна Терентьева родилась 15 февраля 1942 года в Баку (Азербайджан) в семье Антонины и Николая Новосядловых. Отец выбрал для нее имя Нонна, просто понравились инициалы Н.Н.Н. (Нонна Николаевна Новосядлова). Мать Нонны играла в Бакинском театре и была единственной русской актрисой, игравшей на азербайджанском языке. Отец был военным. После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу. Через некоторое время семья переехала в Киев. В детстве она с родителями там, в Киеве и жила…
После школы поступила в киевский Театральный институт имени Карпенко-Карого. Но вскоре ушла из него и уехала в Москву поступать в Щукинское училище, в которое ее приняли без экзаменов. В «Щуке» Нонна Терентьева училась на одном курсе с Марианной Вертинской, Галиной Яцкиной, Натальей Селезневой, Евгением Стебловым. В 1966 году она окончила училище и отработала сезон в Московском Театре им. Станиславского.
В 1967 году вернулась в родной Киев, где поступила в труппу Русского драматического театра им. Леси Украинки. Ей часто доставались первые роли, что вызывало недовольство местных примадонн… Позже Нонну стали приглашать сниматься в кино (первая роль – Лена – в фильме «Самый медленный поезд», где актриса снялась под девичьей фамилией). Однако она была очень избирательна – работала только с теми режиссерами, кому доверяла. Приходилось соглашаться на второстепенные роли, ведь главная героиня фильмов 70-х годов, как правило, «комсомолка, спортсменка, отличница», а режиссеры видели Терентьеву лишь в амплуа роковой красавицы.
Она действительно была воплощением чувственности в советском кино. Ее героини – отчаянные авантюристки – находились в непрерывном поиске новых приключений. С подачи зарубежной прессы Терентьеву всегда называли советской Мэрилин Монро, нередко сравнивали с Гретой Гарбо и с первыми красавицами Серебряного века.
В 1966 году в программе Каннского фестиваля был заявлен фильм «В городе С.» по Чехову, в котором Нонна Терентьева играла вместе с Анатолием Папановым. Тогда же актриса впервые выехала за рубеж. Ее необычная красота и естественность привлекли внимание западных критиков и зрителей. Терентьеву наперебой приглашали на светские приемы, на одном из них она познакомилась с французскими звездами Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. После просмотра фильма Симона сказала: «Ели бы Ваш фильм был в конкурсе, Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту». Тогда же фотография Нонны попала в газету «Starr and stripes». Это газета американских вооруженных сил. Американские летчики, воевавшие во Вьетнаме, были очарованы красотой актрисы и провозгласили ее «Первой женщиной мира», «королевой воздуха». Письма от них приходили актрисе пачками, и почти каждый предлагал руку и сердце. Можно сказать, авиация Америки была у ног советской красавицы. Это ей, конечно, льстило...
Не родись красивой, а родись счастливой…
Нона Терентьева, эта удивительно красивая и нежная женщина, всегда пользовалась успехом у мужчин. Из Шукинского училища ей приходилось убегать через черный ход, так как обычно у входа ее поджидали поклонники. Ее поклонником был поэт Игорь Волгин, посвятивший ей немало стихов. Некоторое время они встречались, но, по словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то».
Первый раз Нонна вышла замуж в 23 года, за своего сверстника Бориса Терентьева и взяла его фамилию. Свадьбу сыграли в Киеве. Но их брак был недолгим. Вскоре после рождения дочери Ксении они развелись. По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность профессией. «Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец приезжал в Москву, то останавливался только у нас».
После развода Нонна покинула Театр им. Леси Украинки и уехала в Москву вместе с коллегой по сцене Владимиром Скоморовским. Но и эта связь долго не продлилась, ведь Терентьева занималась своей карьерой. Она не хотела исполнять роль идеальной жены – хорошей хозяйки и хранительницы домашнего очага. После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась, строила планы, но… судьбе было угодно, чтобы они больше не встретились.
Однако неудачи в личной жизни ей с лихвой компенсировало творчество. В те годы Нонна стала писать стихи, сценарии, либретто. А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли песню «Калинушка», зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот же вопрос: «Ну почему такая актриса не снимается?». Но вопрос, как говорится, был риторическим…
Ее московскими друзьями были известные актеры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли ее без своего внимания, но она отказывалась от предложений. А годы шли...
Роль подруги инженера Гарина (его играл Олег Борисов) красотки Зои Монроз в фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» принесла Терентьевой огромную популярность. Вместе с этим Терентьева приобрела определенный имидж, и теперь режиссеры видели ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. Актриса снялась в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешеное золото», приключенческой картине Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс», трагикомедии Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова» и др.
«Она не хотела стареть...»
В конце 80-х ролей в кино было очень мало, и Нонна часто ездила с концертными программами. Телеведущий Сергей Майоров вспоминал о том времени: «Она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!». Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды шила ей мама. Она могла по-королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось от старости, или накинуть старого песца и стать богиней. Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мэрилин Монро вместе взятые»…
Последней ее работой было либретто рок-оперы. Актриса надеялась увидеть свое детище на сцене, но не нашла заинтересованного продюсера. Тогда она уже была неизлечимо больна, знала, что умирает (у нее был рак груди), но ничего не сказала домашним. Даже в свои последние часы Нонна Терентьева старалась быть привлекательной. Она умерла 8 марта 1996 года в четыре часа дня... Станислав Садальский рассказывал: «Актриса Нонна Терентьева умирала страшно и мучительно. О ее смерти так бы никто и не узнал, если бы не актер Андрей Вертоградов, позвонивший ей абсолютно случайно за две недели до смерти. Андрей пытался связаться с Союзом кинематографистов России. Ответ – полное безразличие. Далее – с врачом онкологической больницы, который два года назад сделал ей операцию, и Нонна должна была после этого проверяться каждые три месяца… Но хороший актер, он потому и актер, что верит в чудеса. Вокруг Нонны появились экстрасенсы и шарлатаны, обчистившие актрису до нитки.
Когда Вертоградов попытался связаться с этим хирургом, чтобы он помог облегчить страдания, тот дал от ворот поворот. И все же мир не без добрых людей! От отчаяния Андрей связался с «хосписом» – это американская больница, где помогают умирающим раковым больным. Представительница этой больницы – Нэнси Генуэй – оказала ей помощь. Из института им. Бурденко приходила каждый день русская женщина Татьяна Петровна, которая безвозмездно ставила капельницы, чтобы как-то облегчить страдания. Вы думайте, как хотите, но все же есть актерское братство. Когда до кончины Нонны оставалось несколько дней, к ней все же пришли люди: Андрей Вертоградов, Ира Шевчук, Женя Жариков. А похоронить помогли: благотворительный фонд актеров Анастасии Вертинской, фонд культуры Михалкова и ее однокурсники. Господь, как говорят, забирает самых лучших!»
Нонна Терентьева умерла 8 марта 1996 года. Сергей Майоров рассказывал: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, что ей чуть за сорок».
Дочь Нонны Терентьевой, Ксения Терентьева рассказывала: «Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она (теперь я это точно знаю) не хотела, чтобы я видела, как она умирает. Когда я звонила домой, мама каждый раз бодро рапортовала: «Все в порядке». Только бабушка однажды не удержалась: «Что-то с мамой не то...». Мама не терпела разговоров о смерти, не любила и не носила черного цвета, никогда не ходила на похороны. Исключение сделала только для Александра Кайдановского. Они дружили, он хотел ее снимать. Ко дню рождения мама сделала мне подарок (в жизни, оказывается, столько символов и знаков, только мы их не умеем читать. Лишь после, вспоминая, понимаем...). Перегнала с любительской кинокамеры на цифровую кассету все кадры, где была я – от рождения до последних дней, потратив на запись весь гонорар. Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках... В то день, когда мамы не стало, по двум каналам телевидения показывали картины с ее участием. На мамины похороны собралось очень много знаменитых людей. Никогда не забуду слова Евгения Стеблова, ее однокурсника: «Нонна лежала, как будто спящая принцесса в хрустальном гробу. Казалось, сейчас подойдет принц, поцелует ее, и она оживет». Наверное, ей суждено было умереть молодой, потому что она очень не хотела стареть...».
Дочь актрисы, Ксения Терентьева, стала модельером. Она снималась в фильме «Железный занавес», работала на телевидении, но актерская профессия не увлекла Ксению и она осталась верна дизайнерской деятельности.
Одно время Ксения была женой актера и режиссера Владимира Машкова. Познакомились они на кинофестивале. Тогда Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. Но этот брак продлился недолго. В 2004 году супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест. Что-то есть, наверное, общее между матерью и дочерью…
Владимир Машков и Ксения Терентьева после развода остались в хороших отношениях и продолжали общаться. Дружба, по всей видимости, превратилась в итоге в нечто большее, и бывшие супруги в 2013 году снова решили пожениться.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Лев Перфилов