Раймонд Паулс символ элегантности, он не меняет своих вкусов: одна любовь на всю жизнь, в одежде - только фрак и черно-белый цвет, в музыке верен классике, в эстраде - лирике…
Будущий маэстро родился 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува Вольдемара Паулса. В Риге есть чудо - музыкальный детский садик едва ли не для ползунков, при этом еще и филиал Музыкального института! Эту «консерваторию в памперсах» Раймонд посещал с трехлетнего возраста. Столь ранний старт задал сценарий его жизни. Год 1946-й - десятилетний Раймонд спешит в музыкальную школу. Год 1953-й - учитель по классу фортепиано Латвийской консерватории профессор Герман Браун объясняет семнадцатилетнему Раймонду что-то насчет таинственной души рояля. Вряд ли профессор знал, что его ученик изменяет великой классике, подрабатывая в эстрадных оркестрах, и уж точно не догадывался, что именно эстрада станет судьбой Раймонда Паулса, принесет ему известность. 1958 год прошел под знаком - «прощай, консерватория!». Выбор сделан - Рижский эстрадный оркестр. А вместе с ним гастроли: Грузия, Армения, Украина.
Сцена, дающая необыкновенный прилив сил и тут же забирающая их до самого донышка. Новый город, и снова - сцена. После того, как занавес опустится, необходимо снять напряжение. И, как часто бывает у артистов ... увлечение выпивкой. Среди городов, в которых проходили первые гастроли Паулса - несравненная Одесса. Одной из одесских красавиц, Светлане Епифановой, или, как звали ее домашние, Лане, выпала удивительная судьба - стать музой Раймонда Паулса. Его брак с Ланой - один из самых удивительных примеров супружеской верности, длящейся более сорока лет. Спустя сорок лет на своих концертах Раймонд иногда играет мелодию своей любви - одну из первых песен Гершвина. «Когда я играю эту мелодию, мне кажется, что я нахожусь в Одессе. Ведь Гершвин оттуда...», - признается маэстро. В начале 1962 года у Раймонда и Ланы родилась дочь Анете. Рождение дочери сильно повлияло на решение Паулса бросить пить...
Можно всю жизнь исполнять чужую музыку и делать это так, что мир узнает про тебя. Но судьба Паулса уже была определена - ему суждено было услышать собственную музыку, она зазвучала внутри него. Чтобы стать профессионалом, Раймонд возвращается на студенческую скамью: с 1962 по 1965 год он снова учится в консерватории, но теперь уже - композиции. В 1964 году Паулс становится художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Первые песни Паулса - «Мы встретились в марте» и «Зимний вечер» были написаны маэстро в ту пору, как и первая музыка для кино (фильм «Ты нужен»), за которой последовал целый ряд фильмов и спектаклей с музыкой Паулса: «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Смерть под парусом», «Двойной капкан», «Как стать звездой». Его музыка узнаваема - услышишь и сразу поймешь - это Паулс, как, к примеру, музыкальной фон фильма «Театр», где маэстро снялся и сам. Говорят, за эту роль он получил «бешеный» гонорар... в целых четыре рубля!
В начале семидесятых он стал художественным руководителем ансамбля «Модо». Появившаяся в 1975 году песня «Листья желтые над городом кружатся...» мгновенно стала самым популярным шлягером года: она звучала по радио и во всех ресторанах от Риги до Магадана, не говоря уже о Юрмале. Отдыхающие из всех уголков Советского Союза в каждом юрмальском кабачке слышали эту мелодию. А сколько пародий на нее сочинили! Вот одна из них: «Лица желтые над городом кружатся...», что символизировало «китайский десант над Юрмалой». Это была настоящая популярность!
Жена ревновала Паулса к Пугачевой
Звездный час настал для маэстро, когда сложился его творческий союз с Аллой Пугачевой. И в наши дни песни «Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз», «Без меня» любимы народом не меньше, чем четверть века назад. Песня «Миллион алых роз» Пугачевой поначалу не нравилась, она постоянно возмущалась: «Что ты мне подсунул?». А «подсунул» он ей один из лучших ее хитов! Они вынуждены были много времени проводить вместе. Об их «романе» судачили повсюду, их едва ли не поженили! Ревновала ли его жена? «Наверное, немного ревновала, - признается Паулс. - Иначе как объяснить то, что она присутствовала на всех репетициях и концертах? Хотя моя жена вообще любит, как я играю». Между тем, не до любви было нашим знаменитостям - все время поглощала работа!
Сейчас Паулс любит вспоминать те годы: «Я даже не так скучаю по концертам, как скучаю по богемной жизни, которая была в свое время у Аллы дома. После концертов мы все заваливались к Алле. И что мы там только не вытворяли - импровизация, шутки. Все это испытал, на свою бедную голову, Марк Захаров. Я не знаю, как он выдерживал это. Иногда наши посиделки заканчивались не очень хорошо. Ссоры были». А на вопрос журналистов, правда ли, что примадонна разбила ему очки, Раймонд отвечает: «Это не мои очки она разбила, а одной дежурной в Петербурге в гостинице. Когда Алла выпивала, она могла что-то лишнее сказать. Потом сожалела. Ей было стыдно, она начинала подлизываться. Но я принимал Аллу такой, какая она есть. Ей все можно простить, когда она выходит на сцену».
Забавный случай произошел те годы, когда Киркоров был (по выражению маэстро) «совсем мальчиком». «Филипп пригласил меня и Резника к себе, познакомил с мамой, - вспоминает Паулс. - Довольно странная ситуация: молодой парень, который еще ничего не сделал, просит: «Напишите для меня». У меня таких «заказчиков» были десятки. Я вообще писал очень мало по заказу вокалистов. Они сами мою музыку для себя отбирали, так делали Пугачева и Леонтьев. Вайкуле постоянно роется в моих архивах. Киркорову для раскрутки нужны были известные авторы. Надо и меня понять - что, я должен был броситься писать? Тем не менее, Филипп пошел своей дорогой». Сейчас певца Киркорова Паулс оценивает так: «Если это кому-то нравится, пожалуйста. Я отношусь к любителям другого стиля. Не подумайте, что я так говорю о Киркорове, потому что ревную Аллу к нему».
Сотрудничество Паулса с темпераментным Валерием Леонтьевым и утонченной Лаймой Вайкуле стало больше, чем легендой - оно создало аромат эпохи.
Начальство в восьмидесятые годы «не жаловало» Леонтьева и он бы еще долго оставался «закрытым» для столичных площадок, если бы ни Паулс, включивший его в свои концерты, после чего начальству пришлось «разрешить Леонтьева». Валерий вспоминает: «Мне так хотелось пойти позагорать, искупаться, а вместо этого приходилось идти на студию. И тогда жена Паулса сказала мне: «Иди, поешь бутерброд и представь, что масло - это море, а мясо - это красивые прибалтийские берега. И потом запишешь песню». Как-то в одном варьете Паулс, Пугачева и Резник обратили внимание на молодую певицу. Паулс вспоминает, как они с Резником и Аллой рисковали, выпустив в начале 80-х на эстраду настолько непривычную для того времени новую звезду. Сотрудничество маэстро с Вайкуле и Леонтьевым стало очень плодотворным. И по сей день трудно найти столь любимые народом шлягеры, как «Исчезли солнечные дни», «Кабаре», «Полюбите пианиста», «Вернисаж», «Еще не вечер». Признание? Безусловно! Раймонд стал «всесоюзным маэстро». Присвоение ему в 1985 году звания Народного артиста СССР стало признанием свершившегося факта. Оказалось, у славы бывает и обратная сторона...
Запойная слава
В одно время Раймонд был сказочно богат. По закону об авторских правах каждый ресторан, который включал в свой репертуар песни Паулса, перечислял ему кругленькую сумму. «Приходишь в Сбербанк и узнаешь, что набежало несколько тысяч, - вспоминает Раймонд. - О, я жил очень хорошо! В одно время я даже по доходам перегнал самого «денежного» композитора Давида Тухманова. Всех денег не заработаешь - эта истина становится понятной только с возрастом. Я очень много ездил с концертами и настолько уставал, что мое любимое дело превратилось в тяжкую повинность. Чтобы как-то справиться со стрессом, стал выпивать». Подобный способ снятия стресса превратился в болезнь, знаменитый маэстро стал запойным алкоголиком! «Несколько лет я был в алкоголическом аду», - признался Паулс. Выкарабкаться помогла ему жена. Она ходила к его преподавателю в консерватории, обращалась к друзьям с просьбой повлиять на мужа. Благодаря жене Паулс нашел в себе силы остановиться, и за последние годы не выпил ни капли спиртного, даже пива!
Самая большая мечта Паулса
Дочь маэстро Анете росла в творческой атмосфере: среди друзей Раймонда было много талантливых людей, в их доме перебывали почти все эстрадные звезды - от Валерия Леонтьева до Аллы Пугачевой, часто бывали Андрей Вознесенский, Александра Пахмутова, Андрей Миронов. Как-то раз на день рождения Анете Андрей Миронов решил научить ее танцевать «по-настоящему». Как вспоминает Анете, «наши модные притопы-прихлопы он танцами не считал». Удивительно, что Паулс, известный «первооткрыватель» эстрадных звезд, своей дочери становится певицей запретил!
После окончания школы дочь Паулса Анете устроилась на телецентр, потом получила профессию режиссера телевидения и посвятила этой работе около восьми лет. Телевизионная карьера Анете завершилась красиво: напоследок вместе с Юрием Николаевым она вела конкурс эстрадной песни в Юрмале - тот, где победил Александр Малинин. Мужем Анете стал датчанин Марек, сотрудник авиакомпании SAS. У Анете две дочери: Моник-Ивон и Анна-Мария. Сначала мужа Анете перевели на работу в Литву, затем Анете с семьей около четырех лет прожила в городе на Неве.
Внучки Паулса учатся в дорогой элитной московской школе, прекрасно говорят на английском, русском и латышском (с небольшим, по замечанию деда, акцентом), учат французский. На лето вся семья ездят к бабушке и дедушке в Латвию, а на выходные часто летает в Стокгольм. Паулс доволен карьерой дочери и счастлив, что она не стала певицей. А вот, заниматься ли музыкой внучкам, будут решать их родители. «Я могу только дать какие-то советы, хотя вряд ли меня слушать будут. Думаю, старшая вряд ли будет серьезно заниматься музыкой, а вот младшая очень музыкальна, от нее можно всего ожидать», - говорит Паулс.
Вдали от дочери и внучек маэстро чувствует себя очень одиноко и мечтает только об одном - чтобы мужа Анете перевели на работу в Ригу. «Если бы это сбылось, это было бы самое большое счастье на земле», - говорит он.
В 2012 году супружеская чета Паулсов отметила золотую свадьбу. Композитор решил не придавать мероприятию излишней торжественности, а просто устроил семейный обед в латышском стиле в сельском доме «Личи» возле Салацы. Во многом на такое решение повлияло состояние здоровья автора популярных песен. За год до этого Раймонд перенес операцию на сердце, из-за которой вынужден был отменить ряд концертов и даже участие в юбилейном концерте друга и коллеги, поэта Ильи Резника.
P.S. Сегодня Раймонд Паулс продолжать сочинять музыку, также он ведет активную концертную деятельность – играет на фортепиано под аккомпанемент симфонического оркестра, принимает участие в выступлениях Рижского государственного театра, преподает в Латвийской консерватории.
Приятна ли ему слава? Конечно… «Мне было очень приятно смотреть концерт, в котором Алла спела мою старую песню «Старинные часы»; а ведь она и спела, только пол куплета, остальное допела публика. Это было очень трогательно», - говорит маэстро. - Оказывается, старые мелодии и сегодня не безразличны людям. Для меня это самое главное».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Станислав Боклан