Яркий, самобытный артист с редким голосом Роман Филиппов, сыгравший в «Трех толстяках» оружейника Просперо, на заре своей карьеры бросил всё и уехал из Москвы в Минск. Но этот факт не помешал ему стать знаменитым. Его роли в кино пусть и небольшие навсегда запоминались зрителям.
Жизнь Романа Филиппова началась с трагедии, но осознать её он, в силу младенческого возраста, не мог. Его папа Сергей Александрович и мама Анна Григорьевна служили в Большом драматическом театре (Ленинград). Тот, кто служил Мельпомене хотя бы недолго, прекрасно знает, что уважительной причиной невыхода актёра на сцену может быть только смерть.
А беременность? Аня, посвятившая себя сцене, полагала, что беременность таковой причиной быть не может и… выступала до последнего. Костюмеры, вздыхали, но, волнуясь за молодую актрису и сочувствуя ей, перешивали платья, ухищряясь каким-то немыслимым образом камуфлировать её всё более заметный живот.
— Может быть, не поедешь, Анюта? — отговаривал её Сергей от гастролей в Крым.
— Надо ехать, заменить меня некем, — вздыхала она, забывая, что живёт в стране, где вождь и учитель двумя годами ранее, в 1934 году, изрёк: «Незаменимых у нас нет».
И гастроли в Крыму состоялись… Схватки начались прямо на сцене. Она доиграла спектакль до конца. Слишком поздно оказалась в роддоме. В процессе появления на свет младенца, оказавшегося настоящим богатырём, многое пошло наперекосяк. Медицина была еще не так хорошо оснащена, как сегодня. И… Ани не стало. Она умерла от заражения крови. «Ваша супруга умерла. К сожалению, мы ничего не смогли сделать. С ребёнком всё хорошо. Мальчик. Четыре с половиной килограмма», — скороговоркой произнёс доктор чеховского типа и ушёл по коридору. А по лицу Сергея лились настоящие, а не театральные слёзы самой горькой в его жизни утраты. Он пересилил себя и прорвался к ребёнку, невольно, своим появлением на свет, разлучившему его с женой. Малыш лежал, плача, не понимая, где та, кто подарил ему жизнь…
Имя было навеяно, конечно же, театром и классической драматургией. Роман, Ромео… Сергей долго и безутешно горевал. Спустя три года в его жизни появилась другая женщина. Ирина Сергеевна не имела никакого отношения к театру, но была мягким и добрым человеком. Она взяла на себя заботу об актёре-вдовце и о трёхлетнем мальчонке, которому очень нужна была мама. Семья переехала в Нижний Новгород. Именно там повзрослел Ромка. Став постарше, он очень полюбил книги. А ещё шахматы. Впоследствии актёр, которому было, увы, не так уж много отмерено судьбой, сам признавался, что, если бы не пошёл по стопам родителей, то уж наверняка стал бы новым Ботвинником.
Хотел ли быть актёром? Даже не мечтал! Но дело решил случай. Однажды в город на гастроли приехали актёры Малого театра, среди которых была живая легенда императорской драматической сцены Вера Николаевна Пашенная, сыгравшая Ларису Гудалову в самой первой, экранизированной ещё в царской России, «Бесприданнице» 1912 года.
Она была приглашена в школу (в те времена существовала практика поиска юных дарований). Директор отобрал ребят, среди которых был не по годам рослый и статный здоровяк Ромка Филиппов. Можно было бы с три короба наврать о том, как лихо он спел и сплясал либо продекламировал басню высоким гостям. Но великой Вере Пашенной юный великан успел лишь растерянно сказать одно слово: «Здравствуйте…»
Посмотрев на внушительного молодого увальня и услышав этот великолепный русский бас, Пашенная сразу же «прониклась» и закричала:
— Юноша, вы просто обязаны поступить в театральное!
Запомнив её слова хорошенько, Филиппов окончил школу и приехал поступать в Москву. Пашенная, как оказалось, его не забыла. И с радостью приняла паренька к себе на курс. После «Щепки» были годы работы в Малом театре, и, вполне возможно, карьера молодого актёра была более ровной, если бы не случай…
1960 год. 24-летний актёр приглашён для исполнения роли диверсанта Пауля в картине «Человек не сдаётся». Съёмки проходят на киностудии «Беларусьфильм». Роман знакомится с девушкой, по имени Катя, которая не имеет никакого отношения к съемочному процессу. Просто дочь режиссёра. Просто напросилась посмотреть, как снимают кино. А тут — колоритный богатырь Роман Филиппов. Ну, как такого не полюбить? Тем более, Роман уже был известен. Годом ранее он снялся в самой первой (уже позабытой сегодня) версии «Зелёного фургона» (1959), сыграв роль «медвежатника» Федьки Быка.
Настоящая любовь — жертвоприношение
Они объяснились друг другу в любви со скоростью света. И съемочный период был отягощён этой любовью молодого актёра и дочери режиссёра. Нет-нет, на съемки он не опаздывал. Однако отец его юной избранницы посматривал на этот роман (и на Романа, как его главного фигуранта) с опаской. Всё закончилось. Она осталась в Минске. Он уехал в Москву и не смог её забыть.
Настоящая любовь — жертвоприношение! И жертву принёс именно он, двумя годами позже оставив работу в Малом и театре имени Пушкина, переметнувшись в Минск. Любой человек, связанный с актёрской профессией, назовёт такой шаг профессиональным суицидом. Но Филиппов этот шаг сделал, предложив руку и сердце своей любимой Катюше.
А в Минске Филиппов сразу зачислен в главный драмтеатр - Купаловский. Теща и тесть, а тоже знаменитый диктор ТВ и радио Владимир Шелихин, помогли освоить белорусский язык. Владимир Алексеевич вспоминал в своей книге «Сердце помнит...», что процесс шел семимильными шагами: «Роман произносил белорусские слова с забавными ударениями, когда читал текст с листа - умилительно говорил «з’Ясі» вместо «з’ясI» или «кАпцюрамi» вместо «капцюрАмі». Но овладел языком так быстро, что вскоре стал читать по радио литературные передачи с отменным произношением».
Молодая семья поначалу жила со старшим поколением в одной комнате, но вскоре подоспела небольшая, но все-таки двухкомнатная квартира, где появился и пятый жилец - Аннушка, дочь Екатерины и Романа.
В театре за семь лет в Минске он сыграл с десяток спектаклей. Появление Филиппова на сцене всегда вызывало аплодисменты: рост, голос, фактура, узнаваемость по кино. Филиппов сыграл десяток ролей за минские годы - правда, все второй план.
В 1968-м Филиппов исполняет маленькую роль в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая, где от «сбритых усов» и «Будете у нас на Колыме — заходите!» хохотала многомиллионная аудитория зрителей, мгновенно запомнившая и полюбившая актёра.
Год спустя после выхода «Бриллиантовой руки» Филиппов возвращается в Москву. Вряд ли только успех в кино стал причиной отъезда из Минска. С одной стороны, он только-только получает звание заслуженного артиста БССР. С другой - большому артисту было тесно в предлагаемых обстоятельствах. Да и в театре, говорят, у него случился конфликт с Николаем Еременко-старшим - тогда главой парткома Купаловского. Какая кошка пробежала между ними, теперь не скажешь. Но на одном из худсоветов эмоциональный Филиппов заявил коллеге: «Да помолчи ты…» По версии же Владимира Шелихина, Роман отличился на слете молодежи - наговорил того, что не сочеталось с линией партии.
Так или иначе, а вскоре после этих событий по Минску пошел слух: Филиппов собирает чемоданы. Об этом узнал и фотокорреспондент Юрий Иванов: «Предложил Роману сделать фото у ротонды на улице Коммунистической с видом на Минск. После съемки Филиппов спросил: «Что ты вечером делаешь? Я сегодня уезжаю в Москву. Заходи». Я пришел, это было неподалеку от площади Победы. Кроме семьи, тестя и тещи было всего несколько человек провожающих. В основном все молчали, но Роман травил анекдоты. Не сказал бы, что он радовался отъезду - скорее, был подавлен. Когда я спросил, сколько ему лет, Роман ответил: «Тридцать три». Я говорю: «Возраст Иисуса Христа». А он: «Вот меня и распяли»».
В Москве Филиппова снова брали в Малый театр. Вернулся он узнаваемым артистом, с ним переехали жена и дочка. Роман Сергеевич стал играть большие роли в лучших постановках. А новая киностраница для Романа Сергеевича началась с «Джентльменов удачи» Георгия Данелии, где Николу Питерского «хулиганы зрения лишают». Потом - поэт Ляпис-Трубецкой в «12 стульях» Леонида Гайдая, герои «Сибириады» Андрона Кончаловского и «Чародеев».
Роман Сергеевич был очень разносторонним человеком – писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по фехтованию. У Филиппова была прекрасная память. Он даже жаловался, что помнит все, что учил наизусть: от «дедушка, дедушка, сделай мне свисток» в школе до целых страниц из истории КПСС, которые он просматривал перед экзаменом и потом старался говорить не буквально по тексту. С большим вниманием читал детективы на польском языке, осторожно перелистывая маленькие страницы своими большими пальцами. При желании мог говорить по-немецки, причем без акцента. Участие в шахматных баталиях по радио, по газетам принесло ему славу блестящего шахматиста и друга гроссмейстера Алексея Суэтина, с которым он познакомился в Белоруссии. Актер Виктор Борцов рассказывал: «Он был настолько разносторонен, это шахматы все время, на уровне мастеров, Суетин в гримерке, еще какие-то мастера там, это все во время спектакля. Тут же преферанс. Он оставил стихов столько, посвященные полтруппе. Очень смешных, и когда банкет, всегда — Рома, прочти».
Роман Филиппов был большим острословом в жизни. Однажды перед вылетом на гастроли на Дальний Восток он сутки просидел в аэропорту «Домодедово», и изрек: «Это не Домодедово, а Детдомово!». А когда перегруженный самолет вяло стал набирать высоту, мокрый от духоты и жары Роман сообщил: «Так долго набирать высоту - это низость!».
Он брался за любую работу. Озвучивал своим уникальным басом-профундо людоедов и медведей в культовых постановках «Союзмультфильма». Роман Филиппов совмещал работу в театре и кино с почётной ролью «кремлёвского» Дедушки Мороза. И эту миссию он выполнял на протяжении целых 20 лет.
Если все дети страны мечтали увидеть главного Деда Мороза, то все папы мечтали о том, чтобы с ним выпить. Когда Филиппов шел на спектакль в Кремль, у Кутафьей башни его поджидала толпа радостных мужчин с бутылками в руках, скандировавших: «Приезжайте к нам на Колыму!» Жене актера приходилось идти впереди, расталкивая бутылки. За что муж прозвал ее «гестапо».
Жена актера Екатерина Филиппова вспоминала, что Роман Сергеевич мог «принять на грудь» перед выходом на сцену, но играл всегда профессионально. Прокол случился лишь однажды: видимо, не рассчитав «дозу», актер замешкался и не сразу вышел на бис. К счастью, техники успели остановить фонограмму. Другим участникам представления пришлось принять огонь на себя: «Где наш дедушка? Может, заболел? Давайте дружно надуем вьюгу!» Дочка Филиппова, не верившая в Деда Мороза, в тот момент дула особенно старательно. А потом пожурила маму: «Папа болеет, а ты не знаешь!».
Простым людям пообщаться с Дедом Морозом, как правило, не удавалось. Зато для товарищей, вхожих в высокие кабинеты, это было делом привычным. В трудовую нагрузку главного Деда Мороза входило личное вручение подарков внукам больших партийных шишек. Об этой церемонии в специальном кабинете во Дворце съездов Филиппов часто вспоминал с неприязнью. Как-то член политбюро Гришин, приведя за подарком внука, похвастался: мол, внучек у него круглый отличник. Дед Мороз скептически пробормотал в бороду: «Ему-то — и не быть отличником!».
P.S. На кремлёвской ёлке Нового 1992 года он работал дедом Морозом в последний раз. Конферансье под финал допустил оговорку, сказав вместо предусмотренных сценарием слов «Дед Мороз не прощается с вами», «Дед Мороз прощается…».
Филиппов, которому на днях исполнялось 56 лет, с грустной улыбкой выдохнул за кулисами: «Значит, так тому и быть, последний раз отработал». Все лишь посмеялись над актёрским суеверием. И, может быть, зря? Ведь спустя всего лишь полтора месяца, 18 февраля 1992 года, у Романа Сергеевича оторвался тромб и актера не стало...
|
Читайте ещё на нашем сайте - Оскар де ла Хойя