Сергей Юрский - изображение

Еще в молодости Сергей Юрский буквально потрясал зрителей своей игрой, а сейчас его называют Маэстро. Он не только выдающийся театральный и кино актер, но и мудрый и тонкий режиссер, ироничный и изобретательный писатель, создатель антреприз, знаток, исполнитель и переводчик поэзии, философ и мыслитель…

Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, однако детство Сергея прошло в Москве и других городах Советского Союза. Какое-то время его отец, известный режиссер Юрий Юрский, работал в Москве режиссером Театра эстрады, потом он отбывал ссылку в Саратове, и семья отправилась следом за ним. Во время Великой Отечественной войны они находились в эвакуации в городе Андижане, затем снова вернулись в Москву, где Юрский-старший работал режиссером цирка на Цветном бульваре. Через пять лет пребывания в Москве семья Юрских снова переехала в Ленинград. Их кочевая жизнь на этом закончилась.

Сергей Юрский был обычным актерским ребенком, детство которого прошло за кулисами, и можно было не сомневаться, что он продолжит дело отца. В своем родном городе Сергей закончил школу и, вопреки ожиданиям, поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Несмотря на свою, что называется, генетическую связь с театром, он решил получить более основательную профессию. Тем не менее, как он сам признавался, даже юридическую деятельность он воспринимал тогда с внешней, зрелищной стороны. Юрист представлялся ему кем-то вроде артиста, выступающего на процессах в защиту справедливости. Однако уже первая встреча с реальной юридической практикой показала неосновательность этого несколько романтического взгляда на юриспруденцию.

И все же учеба в университете оказалась не лишней. Она обогатила взгляд Сергея Юрского на жизнь и, в конце концов, помогла определиться с будущей профессией. В университете Сергей Юрский тоже не оставался в стороне от театра. Занимаясь в художественной самодеятельности, он все больше укреплялся в мысли окончательно посвятить себя театру. На первых порах Юрский еще хотел совместить учебу в университете и в театральном институте, но из этого ничего не вышло, поскольку и та, и другая сфера требовали полной отдачи. Проучившись в университете три года, Юрский уходит оттуда и поступает в Ленинградский театральный институт.

Время колебаний и сомнений закончилось. Дальнейший путь Юрского оказался на редкость успешным. Он еще учился на третьем курсе института, когда в 1957 году его зачислили в труппу Ленинградского Большого драматического театра им. Горького. Работать в этом прославленном театре, под руководством выдающегося режиссера Товстоногова было несомненной удачей для молодого актера.

Работа под началом Товстоногова стала для Сергея Юрского прекрасной школой. Скоро он показал себя как артист широкого творческого диапазона. Тогда каждый спектакль БДТ становился шедевром. И не только потому, что их ставил Товстоногов. Главный режиссер собрал прекрасный актерский состав, вместе с которым и создавал свои шедевры.

Очень быстро, несмотря на юность, Сергей Юрский встал вровень с главными артистами знаменитой труппы. Причем он оказывал сильнейшее воздействие не только на зрителя, но и на атмосферу внутри театра. В руководстве и в труппе это встретили неоднозначно. Между тем популярность Сергея Юрского в северной столице росла. Казалось, жизнь молодого актера и дальше будет состоять из одних успехов. Но произошел конфликт с партийным руководством Ленинграда, и это сразу резко сказалось на карьере артиста. Ему буквально «перекрыли кислород». Почувствовав себя в ловушке, в 1979 Сергей Юрский вынужден был уехать в Москву. С тех пор живет и работает в столице, время от времени испытывая ностальгию по своему родному городу и по прошлым временам. Актер говорит: «После гастролей в Чехословакии в 1968 году меня вызвали в КГБ и сообщили, что я могу забыть о театре, кино и телевидении, потому что я «дискредитировал высокое звание советского человека» (в Чехословакии Большой драматический театр, где работал Юрский, показал пьесу «Цена» Артура Миллера, запрещенную в СССР). Поступил приказ сверху, и передо мной действительно закрылись все двери. Меня вынудили уехать из Питера в Москву. С трудом приняли в Театр Моссовета, и только благодаря некоторым авторитетным людям. Но что интересно, меня любили в столице как ленинградского гастролера, но, когда я поселился в Москве, меня за своего не приняли».

В творчестве Юрского строгий реализм всегда соседствует с романтическим восприятием образа. Но за всем этим стоит тщательная разработка каждой роли, от эпизодической до главной. Одиннадцать лет упорного творческого труда в театре принесли Сергею Юрскому не только любовь зрителей, но и официальное признание. В 1968 году он был удостоен звания заслуженного артиста.

Многогранный талант

Нельзя не сказать и об еще одной грани его таланта — художественном чтении. В моноспектаклях Сергея Юрского оживают и прекрасные строки «Евгения Онегина», и великолепная ирония седьмой главы «Мастера и Маргариты», и романтическая поэзия Бараташвили в переводах Пастернака. Артистизм исполнителя настолько высок, что заставляет по-новому почувствовать глубину всем известного художественного произведения.

В кино Юрский впервые снялся еще в детстве, появившись в массовке в фильме «Сельская учительница». Первой большой ролью актера стал забавный, наивный чудак в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Этот фильм закрепил за Юрским репутацию великолепного комедийного артиста, темпераментного и пластичного. Однако из всех ролей, сыгранных Юрским в кино, пожалуй, самый большой интерес у зрителей вызвала роль Остапа Бендера в фильме режиссера Швейцера «Золотой теленок». Главная трудность для актера заключалась в том, что образ «великого комбинатора» хорошо знаком зрителям по роману Ильфа и Петрова и каждый из них имеет свое собственное представление о характере этого знаменитого героя. Сергей Юрский предложил свое видение и показал неприглядную жизнь классического плута, жизнь, растраченную впустую. «Для меня искусство киноактёра – одинокое искусство. Самые сокровенные слова говорятся на крупном плане – не партнёру (партнёр в это время курит в коридоре…), не зрителю (зритель придёт через месяцы) – камере».

К тому времени, как работа над фильмом была завершена и он вышел на экраны, Юрский занялся собственной режиссурой. Он написал сценарий по роману Хемингуэя «Фиеста» и поставил спектакль на сцене Большого драматического театра в Ленинграде.

В действительности талантливый актер нашел себя лишь в 1992 году, когда создал «АРТель АРТистов Сергея Юрского». Сейчас он ставит спектакли, причем не только классику, но и современных авторов, руководствуясь тем, нравится ему пьеса или не нравится. Он — настоящий апологет русского театра и не терпит, когда великолепные классические произведения ставятся как мюзиклы. Юрский критически относится и к современной драматургии, которая, по его мнению, направлена не только «против актеров, но и против зрителей и просто против людей».

Широко известен Сергей Юрский как писатель. Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, несколько книг прозы и стихов. «Мой внутренний ориентир, чувство, которое вдохновляет, - это веселая злость».

Три актера

На своей личной жизни Юрский никогда не концентрировал внимание окружающих. И неудивительно, ведь он всю жизнь занимался работой, а семья была на втором плане.

Первой супругой Сергея Юрского была актриса Зинаида Шарко, его коллега по Большому драматическому театру. Брак с ней продлился семь лет, однако впоследствии распался. Подробности расставания никому неизвестны. Потому что «подробности» - это запретная тема для Сергея Юрского. Ему совершенно не понятно, как люди могут сами рассказывать в газете о своей частной жизни.

Актриса Наталья Тенякова - вторая жена Сергея Юрского. Их вкусы и взгляды на жизнь часто сходятся. Неудивительно, но за столько лет они стали друг на друга необычайно похожи. А их дочь Дарья Юрская, с детства видевшая все «прелести» актерского существования, тем не менее, выбрала профессию родителей…

Сегодня семья Сергея Юрского - это три актера. Три актера, которые могут существовать вместе. И неспроста! Во-первых, они профессионалы и, заканчивая спектакль, переходят в другое состояние. А во-вторых, и это главное, театр они не переносят на домашнюю жизнь, а сделали его только частью этой жизни.

Дарья Юрская считает отца великим актером, который дома становиться просто «папой»: «Когда я училась в школе папе пришлось из-за меня понервничать. Сам он – золотой медалист. А для меня существовали страшные «алгебра» и «химия». Однажды я в четверти получила тройку и просила маму сообщить об этом папе. Ночью услышала дикие вопли: «Значит, она не ходит в школу. Она прогуливает!» Папочка не мог поверить, что его умный ребенок получает 3. Он привык к определениям «отлично», «хорошо», а «посредственно» звучало страшным приговором. Меня не ставили в угол, наказание заключалось в холодности, тяжелых разговорах. Зато дедушка он прекрасный. Гораздо мягче, чем отец. Когда узнал, что впервые стал дедушкой, не подав виду, что растерялся, гордо ушел к себе в кабинет. Зазвонил телефон, и мама услышала довольный папин голос: «Да, у меня родилась внучка... Почему девочка? Мальчик!»

В семье Сергея Юрского существуют традиции: никогда не пренебрегать возможностью побыть вместе, и должен всегда существовать «Дом». Дом — это место отдыха. Место, где все остаются сами собой. «Любимое дело не освобождает от ответственности перед близкими и перед самим собой. В отпуске я полностью отвлекается от профессиональных забот».

Для Юрского покой и отдых означает праздность, которую он не выносит, поэтому постоянно занят работой. «Сейчас у меня есть жена, дочь, внуки, за взрослением которых я с удовольствием слежу. Я имел все радости нашей вялотекущей жизни. Но — в весьма ограниченных дозах, потому что работа всегда была на первом месте. Вдумайтесь только: почти шестьдесят лет я регулярно выхожу на сцену! Это вам не шутки…»


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Арчил Гомиашвили



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 12/03/2016

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Аномальные места

Аномальные места

Опубликовано: 09/11/2012

На скале было еще трое ребят лет 12-ти... Вдруг какая-то сила сдавила мне голову, сковала руки, ноги, и, оторвав меня от земли, подняла в воздух и понесла в сторону обрыва. Меня охватил ужас, что сейч...

Призрак оперы или золотой голос России.

Призрак оперы или золотой голос России.

Опубликовано: 08/10/2003

Николай Басков, юноша с приятной внешностью и сладким, почти необработанным голосом - сегодня, увы, явление коммерческого, а не художественного порядка. Я очень опасаюсь, что мы вряд ли услышим когда-...

История из жизни - "Перевод на русский"

История из жизни - "Перевод на русский"

Опубликовано: 23/05/2013

Работал одно время на заводе. Как-то раз к нам приехали немецкие специалисты устанавливать какие-то сооружения из множества труб, кранов и т.д.