Тамара Петровна Семина – удивительная женщина и великая актриса. Многие из ее ролей вошли в золотой фонд советского кинематографа. К ней рано пришла популярность, но она отнеслась к этому спокойно. Не пытаясь ухватиться за успех, начала раздаривать роли, которые ей предлагали. Семина никогда не стремилась к успеху – скорее наоборот, успех по пятам шел за ней. Ее окружали именитые поклонники. К ее ногам готовы были кинуть шубы, драгоценности, целые замки. А она прожила всю жизнь с единственным небогатым и не очень успешным мужем.
Родной отец Тамары офицер Петр Боханов погиб на фронте, оставив вдову с двумя детьми. У мамы, молодой красавицы, было множество поклонников, но она решила: я выйду замуж за того человека, который моих детей будет любить больше, чем меня. И такой человек нашелся – им оказался обычный водитель Петр Семин. Он стал Тамаре хорошим отчимом и именно его фамилию она взяла из благодарности, когда стала артисткой.
Тамаре рано пришлось стать самостоятельной. Уже после восьмого класса она пошла работать – тогда обучение в старших классах было платным. А для семьи, в которой было уже четверо детей, а зарабатывал один отец, такие расходы были не по силам. Семина устроилась библиотекарем в Школу рабочей молодежи, где и продолжала учиться. Казалось, будущее ее предопределено – Калужский пединститут. И она в него даже поступила. Но сама ходила вокруг местного театра, мечтала, грезила. И, наконец, заняла у соседки 100 рублей, написала маме записку: «Не ищи и не звони в милицию» - и уехала в Москву учиться на артистку.
Вот так отчаянный поступок юной девушки привлек к Тамаре ее величество удачу. И с тех пор эта капризная дама никогда не покидала актрису Семину. А в те далекие времена совершенно не знавшая Москвы девушка у вокзала вскочила в первый попавшийся троллейбус, просто спасаясь от дождя. И тот привез девушку к ВГИКу! Решив, что это судьба, она пошла туда. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актёрского факультета упросил комиссию сделать для Тамары исключение. Вот как Сёмина вспоминает о своём поступлении во ВГИК: «У меня был тоненький голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приёмная комиссия подыхала со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на меня, я — никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». Никакого волнения, наивность полнейшая! Пока пела, члены приёмной комиссии стали переговариваться. Я замолчала. «Ну, что ж ты не поёшь?» — «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. Ну что, петь дальше?» — «Хватит. Прочти стихотворение». — «Не буду. Плохое стихотворение. «Наш герб» называется». Тут вообще все легли».
Это случилось в 1956 году, а уже в 60-м Семина стала известна всему Союзу, сыграв роль Катюши Масловой в фильме «Воскресение». Любой другой актрисе успех вскружил бы голову. Но не Тамаре. Когда режиссеры стали осыпать ее предложениями, Семина начала делать то, что меньше всего можно ожидать от актрисы: она раздаривала роли. Что, между прочим, позволило ей не стать заложницей одного образа. Ведь ей тогда предлагали играть лишь падших женщин со сложной судьбой.
Одной из таких подаренных была главная роль в картине под названием «Гулящая» - вместо Семиной ее сыграла Людмила Гурченко. А потом Тамара отказалась от «Донской повести», где сыграла, и, надо отметить, сыграла прекрасно, Людмила Чурсина. Отказалась Семина и от предложений сниматься за рубежом, что для любой советской актрисы в те времена было просто мечтой. Но как раз в это время Швейцер начал снимать «Время вперед» и пригласил Тамару на роль Ольги Трегубовой.
Как позже писали критики, в этом фильме Тамара вырвалась на просторы открытого актерского темперамента, и действительно, там проявились совсем неожиданные грани ее таланта – эксцентрика и чувство юмора.
Удивительно, но до 1983 года она совсем не работала в комедийном жанре. Первую характерную роль она получила в фильме Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие». Автор сценария Аркадий Инин очень удивился выбору режиссера. Ему казалось, что Катюша Маслова никак не может быть воспитательницей в общежитии. Но Тамара лишний раз доказала: настоящая актриса может все.
Во время съемок фильма «Матерь человеческая» Тамара ходила в мороз в тонком платьице, в ноябре купалась в Дону. Этот актерский героизм имел свои драматические последствия. Съемки в ледяной воде подорвали ее здоровье, она долго лечилась, но приговор врачей был неутешителен – Тамара никогда не будет иметь детей. Испытать счастье материнства Семиной удалось лишь на экране. К сожалению, «Матерь человеческая», которая обошлась актрисе так дорого, не вызвала восторгов у чиновников и даже не была рекомендована к широкому показу.
О своей работе в «Вечном зове» Тамара Петровна говорила так: «После роли Катюши Масловой я стала популярной, а «Вечный зов» принес мне, простите за пафос, всенародную любовь». Сцена, где героиня Семиной Анфиса находит на вокзале своего нелюбимого мужа, который, потеряв ноги на войне, решил: «Лучше побираться по электричкам, чем становиться обузой для жены», - потрясла всех, заставив плакать и мужчин, и женщин.
Один американский продюсер, посмотрев «Вечный зов», сказал: «Только эта сцена достойна «Оскара»». Тамара Петровна наград не получила, зато обеспечила себе любовь зрителей навсегда.
«Я закрылась от всех»
Ей приписывали романы чуть ли не с каждым ее партнером, но с 19 лет ее сердце принадлежало лишь одному мужчине… Еще в институте Тамара Семина нашла свою единственную на всю жизнь любовь – однокурсника Владимира Прокофьева. «Я обратила на него внимание, когда мы поехали на целину. Пошла гулять по степи и на каком-то обрыве увидела Прокофьева, который стоял в развевающемся плаще: фигура атлета, весь из себя хорош. С этого все и началось… Мы с мужем были друзьями, доверяли друг другу, вместе репетировали роли. Не было дележки: кто готовит, кто пылесосит – мы были как единое целое…»
Кто бы знал, что в дальнейшем их любовь подвергнется страшному испытанию. Но пока все было хорошо – оба работали, получили двухкомнатную квартиру в Москве. Семина снялась культовых картинах. И вдруг в начале девяностых исчезла с телеэкранов, перестала сниматься. Что же случилось? Тамара Петровна вспоминает: «На много лет я закрылась от всех. Очень большая драма произошла в семье, тяжело заболел муж. У него случился инсульт, и потом его парализовало… Он 33 года проработал на студии Горького, но как заболел, стал никому не нужен. Поэтому я отказывалась от ролей, ведь мне постоянно нужно было находиться дома. Друзья пытались помочь, но муж не принимал их, ни на кого не реагировал, был в глубокой депрессии, и я тоже… Деньги были очень нужны, но я отказывалась сниматься. Только встречи со зрителями давали моральную и материальную поддержку».
Уход за мужем затянулся… на 17 лет. Все это время она мужественно тянула свою ношу и никому не жаловалась. Ведь Владимир Николаевич был для нее самой главной любовью, может быть, даже большей, чем кино. Он не дожил до их золотой свадьбы всего два года. Актриса осталась одна, ведь они так и не смогли завести детей…
Сейчас актриса, которой 25 октября исполниться 77 лет, без ложного стыда снимается в сериалах. Таких, например, как «Две судьбы», «Участок», «Даша Васильева – любительница частного сыска»… «Мне звонят и просят: «Украсьте, пожалуйста, собой наш сериал!». Очень греет, что ко мне такое отношение. Нравится работать рядом с молодежью. Но таких, как я, очень мало. Многие увяли. Вот это обидно. Потому что убивали живых людей, не глядя, списком вымарывали из жизни. К счастью, попадаются и серьезные предложения. Например, в фильме о Чехове я сыграла мать Антона Павловича».
Не гнушается актриса и рекламой, рассматривая ее как легкий способ подзаработать. Так, она совершенно неосознанно попала в рекламу клея для зубных протезов, что сильно удивило поклонников актрисы из старшего поколения. Актриса не скрывает: «В рекламе я снималась с удовольствием! Меня пригласили интеллигентные, образованные люди, которые знают по четыре иностранных языка. Они мне так понравились, что я даже не стала интересоваться подробностями, что именно нужно рекламировать. Оказалось, клей для зубных протезов. Ну и что? Зато теперь мои портреты во всех аптеках висят, со всей страны идут благодарности. На улице люди останавливают: ой, говорят, какое замечательное средство мы от вас узнали, спасибо! Советуются со мной, как со специалистом. А что я могу им сказать – ну в смысле как специалист?! Ничего. У меня-то зубы, слава Богу, крепкие.
Хотя, не скрою, часто приходится отбиваться и от плохих сценариев, у меня ими забит весь коридор квартиры. Почитаешь сюжет: сплошные убийцы, наркоманы, и тебе предлагают роль то воровки, то бандерши. На такие предложения я твердо говорю: «Нет!» Не хочется портить мнение зрителей о себе. Ведь за плечами такие фильмы, такие партнеры – Николай Крючков, Василий Шукшин, Евгений Матвеев, Алексей Баталов, Леонид Куравлев, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян!
Мне тут предлагали сотрудники одной программы участвовать в специальном проекте. Они мне, мол, делают пластическую операцию бесплатно и всем это показывают. Но зачем мне эти операции? Чтобы потом, как Вера Алентова, ходить со щучьими губами и перекошенными глазами?! На кого она теперь похожа? Нет, не нужно мне такого счастья! Я хочу смотреть, как я старею, старею естественно… Вообще, стареть – это нормально».
Вот эта жизнелюбивая позиция человека, который благодарен людям, и помогла актрисе не опустить руки, не махнуть рукой на свою старость и профессию. Многим ее коллегам остается только завидовать!
P.S. Тамара Семина относится к той редкой породе людей, которые сами себя никогда не жалеют. Она всегда все отдавала, ничего не прося взамен. Поэтому сохранила себя, свою красоту. И, по-прежнему, заразительно смеется...
В одном из интервью Тамара Сёмина на вопрос: «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами, хотя звездой вас никто не называл?» — ответила: «Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография — в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет — высокая. Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы — кусочек их жизни».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Жанна Болотова