Это какие-то магические два слова — Юрий Шевчук. Скажешь, и сразу всё понятно. Лидеру «ДДТ» не нужно задавать вопросы, что-то пояснять. Он весь как на ладони. Что думает, то и говорит. Вернее, поет…
Родился Юрий в поселке Ягодное Магаданской области. Маленький Шевчук с детства тянулся к творчеству. Сначала он очень сильно увлекся рисованием, но когда семья переехала в Нальчик, к художественной школе добавил еще и музыкальную. Когда Юрию было 13 лет, он вновь сменяет прописку и переезжает в Уфу. Там подросток продолжает заниматься изобразительным искусством при Доме пионеров, а также играет на баяне и гитаре в школьном ансамбле «Вектор». Уже в том возрасте Шевчук показывал свой бунтарский характер. В 8 классе он нарисовал на футболке распятие и сделал подпись «Иисус был хиппи», за что Юрия арестовала милиции.
После школы юноша решает стать профессиональным художником и поступает в Башкирский пединститут на художественно-графический факультет. Высшее образование он получил, но в студенческие годы любовь к картинам проиграла любви к вошедшему в моду рок-н-роллу. Шевчук играет в любительских группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», получает премии за тексты своих песен, но нещадно критикуется властями за музыкальный жанр и злободневную тематику композиций.
В 1979 году Юрий Шевчук входит в состав безымянной группы, которая репетировала при местном ДК «Авангард». Через год коллектив получает название «ДДТ» и записывает пробный магнитоальбом. В 1982 году парни отправляют на конкурс записи нескольких песен, и одна из них, «Не стреляй», написанная о скрываемой в Советском Союзе войне в Афганистане, имеет оглушительный резонанс. «Эту песню написал в 1980 году. Тогда мой друг Витя Тяпин, мой одноклассник, который там служил в Афганистане лейтенантом с первых дней войны. Он и привез первые гробы в Уфу, я там тогда жил. Мы всю ночь тогда с ним проговорили. А у нас тогда «дули по ящику», что мы там детские сада строим… А на самом деле там война была. Друг всю ночь мне рассказывал об этой войне. Мы выпивали, а наутро как-то написалась, вышла из меня эта песня».
У Юрия Шевчука были постоянные конфликты с властями, так как он рассматривал песни как способ показать протест против существующей власти. С наступлением Перестройки подпольные группы выходят на большую сцену, и «ДДТ» становится одним из культовых коллективов. В то время Шевчук остро реагирует на события в стране — вооружённое противостояние 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий.
В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседует с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъёмку, где просит солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на плёнке, с войны вернулся только один. «Мы дали три больших концерта в Чечне: в Ханкале, в Грозном и аэропорту «Северном». Была нелетная погода, поэтому мы сформировали колонну и пошли на Моздок. Перед нами шел «Урал» без охраны, который и был обстрелян. Водитель тяжело ранен. Мы там простояли часа два, пока местная комендатура прочесывала кусты, дома. Потом тронулись дальше. Кто-то пустил слух, что именно нас обстреляли. Наши родные места себе не находили, а сообщить им мы ничего не могли, так как связи не было. Концерты у нас прошли благополучно. Мы ездили туда, как простые граждане, нас не ангажировала никакая партия. Мы хотели поддержать мир, потому что рок-н-ролл всегда «рубился» за это. На концертах была и чеченская сторона, и российская, с оружием, но они не стреляли друг в друга. Этого мы и добивались. Это было здорово».
В 1997 году писателем Вячеславом Мироновым была написана книга под названием «Я был на этой войне», книга, описывающая реальные события проходившие на территории Чечни во время военных действий, включает в себя отрывок, содержащий описание пребывания на территории Чечни Шевчука во время проведения военных действий: «В нашей колонне на пятой машине едет привезенный из второго батальона лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Привезли его вместе с раненым начальником штаба и ещё тремя ранеными бойцами. Классный парень оказался этот Шевчук, все ожидали, что будет из себя строить недотрогу, звезду. Ни фига, простой, как три копейки, просидев три дня в подвале под обстрелом и контратаками духов вместе со вторым батальоном, по словам очевидцев, не прятался. Вел себя как настоящий мужик, помогал раненым. Оружие ему не давали, один черт — слепой, как крот, да и, не дай Бог, зацепят. Но в остальном мировой парень. Якобы духам по радиостанции, когда те предложили сдаться, сказали, что у них Шевчук, так те не поверили. Дали послушать, как тот поет, потом поговорил он с ними. Они предложили его вывезти, гарантии давали. Тот отказался. И ещё Шевчук обещал (и, как впоследствии оказалось, сделал) отправлять раненых, и не только из нашей бригады, за свой счет и за счет своих друзей на лечение в Германию. Он покупал им протезы, коляски инвалидные и при этом не устраивал показухи. Не было репортеров, пресс-конференций, тихо, скромно. Одним словом — Мужик…»
Другая сторона музыкальной деятельности Шевчука — благотворительность. Согласно Чулпан Хаматовой, Юрий Шевчук «был у истоков настоящего (не формального, а настоящего) зарождения фонда «Подари жизнь». Он был нашим плечом, нашим костылем, при помощи которого мы научились ходить в ту тяжелую пору, когда почти все говорили нам, что это бесперспективная история».
Юрий Шевчук довольно обособленно стоит от многих рок-фестивалей, однако регулярно участвует в фестивале авторской песни и выступает отдельно от группы. «Я не пишу хитов. Пишешь песню, а она вдруг трогает души многих, большого количества людей. Попадаешь! Иногда – меньше. Но это ничего не значит. Ты пишешь с определенным настроением, пытаешься свои чувства вбить в гармонию. Добавить разума ложку к этим чувствам и переживаниям, поперчить, посолить – вот вам и песня! Если она хорошая, съедобная, многие слушают – она становится популярной. Если нет - то нет. Ничего не пишется специально. Хиты конструируются музыкантами другого рода – которые занимаются поп-музыкой. Там много просчитывается: берется актуальная стилистка речи, модная на данный момент, что-то добавляется – такое конструирование больше. А рок-н-ролл – вещь чувственная. Как и авторская песня. Тут нет погони за модой. Когда аранжируешь, пытаешься песню сыграть так, чтобы слова не противоречили музыке, а музыка словам, чтобы была какая-то цельность и гармония. Даже если эта гармоничность какая-то трагичная. Тут много интересного. Интересно вообще песни писать».
«Женщина тоньше чувствует и понимает»
Юрий Шевчук не говорит о своей личной жизни. Мол, рок-музыканту не подобает пиариться на личных темах. Со своей первой женой Эльмирой Бикбовой он познакомился еще в Ухе. Девушке на тот момент было только 17 лет, и она училась на балерину. После свадьбы у супругов родился сын Петр. Но, к сожалению, после продолжительной онкологической болезни Эльмира скончалась в возрасте 24 лет. Скоропостижно умершей супруге Шевчук посвятил альбом «Актриса Весна», а также в память о ней написал песни «Беда», «Вороны» и «Когда ты была здесь».
Юрий воспитывал сына самостоятельно, а когда мальчик подрос, то поступил в Кронштадтский Морской кадетский корпус, некоторое время служил в морской пехоте, но впоследствии стал программистом.
Позднее музыкант сошелся с российской актрисой Марьяной Полтевой, которая родила ему в 1997 году второго сына Федора. Но их связь продлилась не слишком долго и сейчас Юрий видит второго ребенка редко, он с матерью живут в Германии.
На сегодняшний день Юрий Шевчук счастливо женат на женщине, которую зовут Екатерина. Она – человек непубличный, совсем не общается с журналистами, но постоянно сопровождает мужа на гастролях и в поездках. «Екатерина меня закарамливает просто! Ей нравится, когда я такой упитанный. Ей хочется, чтобы я был мягче, светлее и добрее. А я иногда шокирую близких своими какими-то, прости Господи, грубостями».
P.S. 16 мая Юрий Шевчук отпразднует свой 60-летний юбилей. «Мне вообще по фиг все эти юбилеи, это бред какой-то. На день рождения в прошлом году я концерт давал, в этом – будем новый альбом писать. Праздник должен быть в душе, когда ты занимаешься творчеством, аранжировками, сидишь на студии, потеешь, думаешь… Ну не к Малахову же идти? Чтобы с Колымы пару школьных подружек выдернули? Это абсолютно не мое, юбилей, пафос… Нет, конечно, друзья придут, выпьем, закусим - ну так, ничего особенного.
Сейчас меня больше трогает рыбалка. Недавно с соседом Серегой поймали ведро окушков, плотвы, подлещиков. Дома все были рады. А еще я каждый январь посвящаю молодой музыке, около ста альбомов прослушиваю, отечественных, зарубежных, слежу за вектором развития музыки. Мне очень интересно.
Я когда-то много посвятил лет своей жизни живописи и участвовал в выставках. Сейчас редко. Я люблю профессиональную работу. И с иронией смотрю, как мои друзья-музыканты рисуют. Некоторые очень талантливы, но нужно каждый день рисовать, если ты хочешь этим заниматься. Каждый день нужно руку набивать. Чтобы твой мазок был как у великих - у Веласкеса - когда мазка не видно, а воздух, тело, кожа, волосы - ну гениально прорисованы. Это ежедневная работа - точить инструментарий и ждать вдохновения. И все будет. Если ты хочешь быть музыкантом, каждый день играть надо. Но если ты каждый день играешь, когда тебе рисовать? Так что я сейчас уже дилетант. А эти дилетантики - ну шмяк, бряк… Хотя уж лучше рисовать, чем воевать - это точно».
Бывает, люди прочтут что-то или переживут некое событие и существенно меняют свои мысли, взгляды. «Сейчас сама жизнь дает нам поводы для размышлений, что какие уж там книги! Книги — просто попытка выхода из разговора с самим собой, способ посоветоваться с тем или иным автором по поводу происходящего. Перечитываешь «Темные аллеи» Бунина, что-то из Достоевского, или новые произведения Сорокина, Быкова, Водолазкина и сверяешь с ними свои чувства и мысли. Но интереснее всего читать философию. Она помогает тебе не потеряться в стремительно меняющемся мире. Европа меняется, и все страны бывшего СССР. Но шока у меня никакого нет по этому поводу.
Меня преследует вопрос: искусство все-таки влияет на сознание людей, на политику, помогает любви или нет? Думаю, что влияет, но косвенно. Действительно, когда грохочут пушки — музы молчат. Но все равно эти «музы» помогают выжить. Напоминают о человечности в какие-то абсолютно бесчеловечные времена».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Юрий Рыбчинский