Юрий Соломин руководит Малым театром, но в кино снимается мало. Несколько лет назад на вопрос «почему сейчас в кино не снимаетесь», он признался: во-первых, нет достойных ролей. А во-вторых, странно, что его народного артиста нынешние кинодеятели понизили в статусе и оценивают как актера ТВ второй категории. Впрочем, в его жизни это далеко не первая несправедливость. О своем Оскаре он вообще узнал из газеты…
Юрий родился 18 июня 1935 года в Чите, в семье музыкантов. Мать Зинаида Ананьевна обладала абсолютным слухом и преподавала музыку в городском Доме пионеров. Отец Мефодий Викторович тоже был музыкальным педагогом. У Соломиных был домашний оркестр, в котором Юрий играл на ложках. Но по стопам родителей ни он, ни его брат Виталий не пошли – мальчиков больше привлекала актерская стезя.
Первую сладость актерства в буквальном смысле слова он испытал осенью 1943 года. Его среди прочих одноклассников отобрали готовить концерт для раненых бойцов. За выступление в госпитале отблагодарили куском сахара, который юный гастролер принес домой. В тот вечер семья пила сладкий чай. «Вылизывая ладонь, я так гордился собой, добытчиком», — рассказывал он позже журналистам.
Начало было положено, потом были театральный кружок и намерение ехать в Москву в театральный. Мама, узнав о планах Юрия, расстроилась, она-то думала, что сын пойдет в медицинский. «Ты так хорошо достаешь занозы, что мог бы стать замечательным хирургом!» — убеждала она будущего народного артиста.
На вступительных экзаменах в Щепкинское училище Юрий Мефодьевич читал «Стихи о советском паспорте» Владимира Маяковского, отрывок из «Василия Теркина» и монолог Нила из «Мещан». Патриотический репертуар не вязался с внешностью щуплого парнишки – педагоги от души смеялись и допустили его ко второму туру. Отец советовал Юрию подойти к главе комиссии и спросить, возьмет ли она его на курс. Комиссию тогда возглавляла Вера Пашенная. Она внимательно выслушала абитуриента и ответила: «Оставайся». Так Юрий Соломин стал студентом театрального училища.
Известным Соломин стал после роли в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». К тому времени он, актер Малого театра, уже стал обладателем первой собственной квартиры в 28 метров. Правда, «хоромы», как называл их Соломин, находились в двух часах езды от театра в переполненном автобусе. «Но ничего — я даже умудрялся спать стоя», — вспоминал артист. Однако с выходом «Адъютанта…» отдых в пути закончился, Соломина не спасали ни темные очки, ни кепка. «Разве уснешь, когда десять человек смотрят на тебя в упор?».
Этот телефильм оказался дважды судьбоносным в его судьбе. Помимо славы, картина принесла возможность поработать с Акирой Куросавой.
Советские чиновники от кинематографии в середине 70-х уговорили японского режиссера снять совместный фильм. Курасава выбрал для экранизации истории путешественника Владимира Арсеньева. На главную роль Курасаве предложили семь кандидатур, точнее семь фильмов с их участием. Соломин попросил показать японскому режиссеру его работу в «Адъютанте…». Куросава не смог оторваться. Вместо запланированных двух, отсмотрел все пять серий и утвердил Соломина на роль.
Через год «Дерсу Узала» Акиры Куросавы получила Оскара как лучший иностранный фильм. Соломин узнал об этой награде из газеты. «Ни то, что в Голливуд, даже в комитет по кинематографии сказать спасибо не пригласили»,- с сожалением вспоминал артист.
Много лет спустя он увидел, как в Голливуде чествуют лауреатов и только тогда осознал, чего его лишили. «Когда я увидел, как после объявления фильма-победителя весь зал встает, как его создателям рукоплещут люди, составляющие цвет мирового кинематографа, как новоявленные оскароносцы поднимаются на сцену, говорят благодарственные речи… В голове стучало: они украли у меня мой звездный час…»
А ведь были еще такие разные «ТАСС уполномочен заявить» и «Летучая мышь», «Обыкновенное чудо». В фильмографии Соломина — около 60 ролей. Плюс — работы в театре, их еще больше. И эти списки не закрыты.
В 1988 году Соломин стал художественным руководителем Малого театра. На этой должности он работает и сегодня. «Наш театр — это национальное достояние. Долгие годы у нас существует традиция — открывать сезон Островским, Гоголем или Грибоедовым. Это — классика русской драматургии. Среди современных драматургов я не вижу достойных Малого театра. Пока то, что я читаю, не годится для этой сцены и даже для сцены на Ордынке. Те пьесы, что нам присылают, больше подходят для гастролей маленьких трупп. А зачем нам такое, когда у нас большая прославленная труппа? Поэтому мы обращаемся к классике, которую ставить можно бесконечно».
Счастливый мужчина
Юрий Соломин постоянен не только в работе, но и в личной жизни. Еще в детстве он сказал родителям, что женится раз и навсегда. Так и получилось. С женой Ольгой Николаевной актер живет уже много лет.
Они познакомились, когда были студентами театрального училища. Ольга опоздала на урок хореографии и заняла единственное свободное место – рядом с Соломиным. Как только он увидел ее, понял, что она – его судьба. Через год пара расписалась. Свадьбы у них не было, потому что не было денег. Торжество они отметили в кафе в Столешниковом переулке вдвоем. Юрий Мефодьевич и сейчас помнит мясо в кисло-сладком соусе – весь их свадебный банкет.
В первые годы молодым было трудно, сказывались финансовые проблемы. Тем не менее, Ольга Николаевна ушла из профессии и посвятила себя дому. Вскоре у них родилась дочь Дарья. Юрий Соломин никогда не пользовался своей популярностью. Его дочь училась в обычной школе, да и сейчас семья живет на обыкновенной рубленой даче, но в любви и согласии. Актер обожает свою внучку Александру, балует ее. В СМИ изредка встречаются фото артиста с супругой и повзрослевшей внучкой. «Было много счастливых моментов в биографии, семейной личной жизни. Я был счастлив, когда родилась дочка Даша! А уж когда на свет появилась внучка Сашенька, мне так хотелось все время с ней гулять... Но это все очень личное - есть вещи, таинство которых должно сохраняться».
А еще в доме Соломиных живут коты и собаки. Артист говорит о своих питомцах, что они простые, без породы, как и вся семья. Несмотря на занятость в театре и педагогическую деятельность, Юрий Мефодьевич находит время, чтобы каждый день гулять со своими четвероногими друзьями. «На 60-летие подарили щенка – немецкую овчарку. Я назвал его Маклаем, он прожил у меня 15 лет, мы с ним вместе в кино снимались, умнейший был пес. Сейчас у меня дома три собаки-дворняжки и пять кошек».
«Кое-кто выставляет нас с Виталиком чуть ли не врагами»
Летом 1959 года в Москву приехал младший брат Юрия Соломина - Виталий. Он решил, как и брат, поступать в Училище имени Щепкина. «О наших с Виталиком отношениях написано много всякого. Кое-кто выставляет нас чуть ли не врагами, непримиримыми соперниками в профессии. Как-то мне в руки попала книга воспоминаний о брате. Читая рассказы наших общих знакомых, просто диву давался: люди рассуждали о том, о чем физически не могли знать. Не было их при событиях, которые взялись живописать в деталях и диалогах! Пусть эти «сочинения» останутся на совести авторов.
О том, что Виталька собирается поступать в Щепкинское, мне в телефонном разговоре сообщила мама. Я знал, что через несколько дней в Читу вылетает один из наших педагогов, который на месте проведет первые туры. Сказал маме: «Если Виталька пройдет первые два испытания, то на третий тур и конкурс приедет в Москву». Спустя две недели звонит мама: «Витальку зарубили! Что делать?» «Берите билет — пусть выезжает в Москву. Послушаю, что и как он читает. Может, репертуар не тот. Успеем что-то поменять, отрепетировать».
Поскольку сопровождать брата в училище, где сам преподавал, мне было неловко, на туры с Виталькой отправилась моя жена Оля. В то время она уже была ведущей актрисой Московского ТЮЗа. На счастье, приемную комиссию на конкурсе возглавляла Пашенная. Услышав фамилию Соломин, она окинула абитуриента заинтересованным взглядом: «И откуда вы?» «Из Читы». «Вы родственник Юрию Соломину?» «Брат». «Ну давайте мы вас послушаем».
Виталик начал читать стихотворение, но на середине был остановлен Пашенной: «Достаточно. Принять!» Желающих перечить Вере Николаевне не нашлось. Так Виталий стал студентом Училища имени Щепкина.
К сожалению, отец успел увидеть только один фильм с моим участием — «Бессонную ночь». А мама по многу раз смотрела и «Дерсу Узала», и «Блокаду», и «Летучую мышь», где мы играли вместе с Виталием, и, конечно, «Адъютанта...». В одном из писем она рассказала, как телефильм о Кольцове смотрела папина старшая сестра. Тете Кате в ту пору было под девяносто, и дочка забрала ее к себе. В семье зятя имелся телевизор, который произвел на Екатерину Викторовну огромное впечатление. А уж когда в нем стали показывать племянника, тетю Катю было не оторвать от экрана. В тот вечер шла последняя серия, где моего героя разоблачают как разведчика красных и берут под стражу. Вернувшись с работы, дочка застала старушку в слезах. Забеспокоилась: «Мама, что случилось? Чего ты плачешь?» «Беда-то какая! — в голос зарыдала тетя Катя. — Юрку-то Мефошиного в тюрьму посадили!» И смех и грех...»
P.S. Юрий Соломин уже достиг серьезного возраста, но при этом не перестал мечтать: «Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: да, не молодой, но и не дряхлый старик. У меня еще столько сил! Сами посудите: на все гастроли с театром обязательно еду, спектакли как режиссер ставлю, в Щепкинском театральном училище преподаю. Сниматься в кино мне хочется, вот только те сценарии, которые присылают – не то, что нужно. Нет, за главными ролями я не гонюсь, пусть и эпизод – но чтобы материал был достойным, чтобы работать было с чем. Например, у меня есть фильм, которым я очень горжусь. Мне удалось снять фильм о русском ученом Миклухо-Маклае и сыграть его. О великих людях вообще надо снимать больше фильмов. Как-то ночью я прочитал книгу «Человек с Луны» — так жители Новой Гвинеи называли путешественника — и буквально заболел личностью этого человека. Решил рассказать историю его любви к дочери вице-президента Австралии Маргарет. Знаете, моя первая учительница в Чите до конца жизни присылала мне письма, в которых ставила оценки за роли. За роль Миклухо-Маклая она поставила высокую оценку».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Дэвид Рокфеллер