Зинаида Кириенко - изображение

Актриса Зинаида Кириенко не нуждается в представлении. Признанная звезда советских времен. Народная артистка, любимая ученица Сергея Герасимова, непревзойденная Наталья из «Тихого Дона», Ирина в «Судьбе человека». Но не все знают, что ее актерская и человеческая судьба была решена еще до ее появления на свет и что часть своей жизни она прожила совершенно под другим именем. Вообще жизнь Зинаиды Кириенко - как роман-эпопея с насыщенным и захватывающим сюжетом, с такими мистическими и трагическими поворотами, что порой кажется, что уж в жизни-то точно такого не бывает.

Зина – Аида

Своего отца, Георгия Широкова, Зинаида Кириенко практически не помнит. Родители расстались, когда дочь была маленькой. Воспитывал Иду, как ее ласково называла мама, отчим. «Я родилась в Махачкале. Моего деда во время революции расстреляли. Отца после окончания в Тбилиси юнкерского училища посадили на пароход и отправили в Англию. Помыкавшись заграницей почти десять лет, он вернулся. Стал жить в Дагестане. Здесь он познакомился с моей мамой Александрой Ивановой. Она была красивой и отчаянной, работала на заводе и руководила кружком ворошиловских стрелков. Когда мне было где-то годика три, они разошлись. Возможно, это и спасло в свое время нас: в 1939 году отца обвинили в растрате. Больше я ничего о его судьбе не знаю».

Впервые, по словам самой Зинаиды Михайловны, решение стать артисткой к ней пришло, когда ей было лет пять-шесть. Тогда она случайно прочитала дневники своей тети, которая приехала к ним в Махачкалу погостить. В дневниках тетя рассказывала, как она стала цирковой артисткой. Для девочки открылся новый неизвестный мир. А затем она познакомилась с кинематографом. Зинаида Михайловна вспоминает: «Потом, помню, я совсем маленькая была, и я смотрела «Человек с ружьем». Это была первая картина, которую я запомнила. Я даже помню кинотеатр, а в нем переполненный зал. Мое детское воображение было потрясено».

С Махачкалой вскоре пришлось расстаться. Мать Зинаиды направили восстанавливать разрушенное войной хозяйство в Ставропольском крае, директором разрушенного элеватора. Когда Зинаиде настало время идти в первый класс, началась война. Ей пришлось пропустить год, поскольку все мужчины-учителя ушли на фронт. В 1942 году мама Зинаиды познакомилась с Михаилом Игнатьевичем Кириенко, который был комиссован с фронта по ранению. Вскоре они поженились. Отчим по-настоящему заменил Зине отца, даже фамилию и отчество она взяла его. «Детство у меня было военное, трудное. Не на кого мне было обижаться: мама и отчим работали денно и нощно, дома была только бабушка. Мама была руководителем – сначала в Махачкале, затем в Дербенте, потом ее послали на Ставрополье. Отчим комиссовался с фронта и работал главным бухгалтером, он был хороший человек, обрусевший украинец. Прекрасно знал русский язык, великолепно пел украинские песни и на струнных инструментах играл. Но, к сожалению, очень редко это бывало, потому что взрослые работали тогда с утра до ночи. Было страшное время, нынешней молодежи этого не понять. Мой братишка в 16 лет работал у мамы механиком, вкалывал наравне со взрослыми. Мы, дети, видели все это, и чувство долга у нас сформировалось с тех пор на всю жизнь. А капризы нынешних детей – это от избытка: не знают нужды, не знают, как дается хлеб».

Путь в актрисы

По окончании семи классов школы, Зинаида отправилась в Москву, где поступила в железнодорожный планово-финансовый техникум. Для провинциальной девочки это был, конечно же, успех, но… Проучившись в Москве всего лишь полгода, она возвратилась обратно в станицу. Второй семестр девушка доучивалась в сельхозтехникуме.

На следующий год Зинаида вновь направилась в Москву, но теперь же ее целью было стать не бухгалтером и не агрономом, а актрисой. Первоначально во ВГИК она была принята условно. «Это что значило? Без стипендии, без общежития. Ну и, конечно же, во время учебы происходят отчисления с актерского отделения, обязательно. А мы если докажем свою состоятельность, то нас уже зачислят, как рядовых», - объясняет Зинаида Михайловна.

В какой-то степени Зинаиде повезло. Тамара Федоровна Макарова, которая состояла в приемной комиссии, обратила внимание на провинциальную девушку. «Знаешь, что, приезжай на будущий год. Герасимов будет набирать курс», - сказала она. На следующий год она успешно прошла все туры, и была зачислена.

Первую свою роль в кино Зинаида Кириенко сыграла уже по окончании первого курса. В то время ООН задумала грандиозный проект. Предполагалось снять международный киноальманах «Роза ветров», рассказывающий о борьбе женщин за мир. Каждую из новелл снимали в разных странах. Так Российскую часть альманаха доверили Сергею Апполинариевичу. Прославленный режиссер не побоялся доверить роль в новелле, которую назвал «Надежда», своей ученице первокурснице Зинаиде Кириенко. «Мы приехали в Сталинград, я играла передовую работницу Надежду, призывающую своего не слишком сознательного любимого бросить все и поехать на целину. Свои горячие воззвания я произносила на волжском причале, перекрикивая ветер и шум волн. Думаю, получилось неплохо…»

В то время Герасимов задумывал свою новую картину – экранизацию знаменитого романа Сергея Шолохова «Тихий Дон». На съемках «Надежды» он пришел к мнению, что роль Натальи Мелеховой, женщины ранимой и в то же время сильной, необходимо доверить Зинаиде Кириенко. В этом его убедили непосредственность, полнота самоотдачи и яркая эмоциональность юной актрисы. Зинаида Кириенко создала ярчайший образ, при этом она свой успех считает заслугой Герасимова: «Сергей Апполинариевич был моим первым учителем, был и остался главным творческим наставником. Сердцем большого художника он тонко чувствовал и мягко тактично вкладывал в нас все те «можно», «нужно», «нельзя», которые осваивает актер в своем творческом поиске. Учил думать сосредоточенно, самозабвенно, честно, никогда не боялся похвалить».

По окончании ВКИКа Кириенко устроилась работать в Московский драматический театр на Малой Бронной. Но уже в 1961 году она перешла в Театр-студии киноактера. Одновременно актриса активно снималась в кино, стараясь выбирать для себя сценарии, драматургию, которые позволили бы ей найти новые повороты, но вместе с тем дали бы возможность жить на экране страстно и ярко. Одна за другой выходили картины с ее участием: драма Сергея Бондарчука «Судьба человека» (Ирина), героическая кинопоэма Юлия Солнцева «Повесть пламенных лет» (Мария), мелодрама Василия Пронина «Казаки» (Марьяна)…

К середине 60-х Зинаида Кириенко была уже одной из самых ведущих и популярных молодых актрис, любимицей многомиллионной зрительской аудитории. А потом она вдруг исчезла. Что же случилось? «Тяжело и горько об этом вспоминать. Как будто опустили шлагбаум. Знаю, почему так произошло: просто я тогда не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами. В итоге много лет не снималась». Много лет спустя актриса узнала фамилию того чиновника, который ей «перекрыл шлагбаум», но предавать ее огласке не стала: «Бог судья этому человеку».

Зинаида Кириенко не снималась в кино восемь лет - вплоть до 1974 года. Чиновничье вето нарушил Евгений Матвеев, ставший ее вторым «крестным отцом» в кино. Он не побоялся пригласить опальную актрису на главную роль Ефросиньи Дерюгиной в картину «Любовь земная». Эта работа вывела ее из депрессии и принесла звание Народной артистки.

В настоящее время Зинаида Кириенко работает в театре, много ездит с концертами. С наибольшей теплотой и сердечностью говорит актриса о самом для нее увлекательном жанре сценической деятельности - творческих встречах со зрителями. В исполнении актрисы звучат старинные романсы и современные песни, звучит прекрасное поэтическое слово. Ее принимают как родного человека в любом уголке бывшего СССР.

Эхо друг друга

В кино она часто играла любовь, но в жизни ей не нужно было ее изображать, она знала, как это - любить по-настоящему. В первый раз Кириенко серьезно влюбилась в середине 50-х, когда училась во ВГИКе. Ее любовью стал… руководитель ее мастерской Сергей Герасимов. Правда, любовь эта была безответной. Когда Кириенко набралась духу и призналась учителю в своем чувстве, тот тактично ей отказал (хотя ловеласом был отменным). «Это было в Сталинграде на съемках фильма «Надежда». Специально пришла на репетицию пораньше. Сижу на диванчике, сердце вот-вот выскочит. Выходит Сергей Апполинариевич, спрашивает: «Ну, расскажи о себе, о своей жизни». Мне кажется, он заговорил со мной, потому что заметил, как я взволнована. Рассказала ему про семью, детство, учебу и спросила: «Вам все рассказывают про свою судьбу?» «Да нет, - улыбнулся он, – так, как ты, еще никто не откровенничал». Вот тогда и сказала: «Сергей Апполинариевич, я люблю вас!» А он как ни в чем не бывало: «Да, это очень хорошо. Молодец!» И добавил: «Только знаешь, что я тебе скажу. Надо свои чувства уметь сдерживать. Потом будешь себе благодарна!»»

Свою вторую половину - будущего мужа Валерия Тарасевского - Зинаида Кириенко встретила в Грозном на съемках фильма «Казаки». Он понравился ей с первого взгляда. Валерий Тарасевский был весьма симпатичным молодым человеком: отлично сложен, с красивыми и пушистыми ресницами. «Я была сражена наповал. Валера тоже снимался в фильме: он хорошо играл в волейбол, а для картины в массовку набирали спортсменов. Через два месяца после нашего знакомства мы сыграли свадьбу, которую отмечали в доме его бабушки. Потом уехали в Москву, мне от студии дали комнатку в двухкомнатной квартире».

Ради жены Валерий Алексеевич взял все семейные обязанности на себя: дом, воспитание сыновей Тимура и Максима. Благодаря ему ей удавалось ездить на гастроли, играть в театре и кино. «Мне очень повезло с мужем. Валера скреплял нашу семью. Хотя он скромный человек и особых высот не достиг, зато всегда понимал, что кто-то должен чем-то жертвовать. Если мы сохранили семью, любовь друг к другу, значит, у нас - полное понимание. Без него мне бы ни за что не сделать того, что удалось».

В апреле 2003 года Валерия Тарасевского не стало. Зинаида Михайловна тяжело пережила утрату близкого человека. Несмотря на трагедию, она пыталась продолжать работать, но ее сердце по-прежнему нестерпимо болело. Когда на встречах со зрителями и выступлениях ее просили исполнить что-нибудь, она читала стихи и не скрывала слез. «Теперь я в пустоте, и она невосполнима. Но я понимаю - нужно пытаться жить дальше. Стараюсь не быть дома со своими печалями. Моя отрада - внуки, у меня их пятеро: у Тимура - два сына и дочка, у Максима - сын и дочь. Играю в спектаклях, езжу по стране с концертами. Скажу честно, мне нелегко, но я стараюсь радоваться жизни и стремлюсь радовать других».

P.S. Секрет молодости Зинаиды Михайловны - в стремлении жить праведно. «Я думаю, это внутренний свет и внутреннее состояние души – главное в жизни каждого человека. Лучше переплакать, переболеть обидами где-то наедине с собой, не показывая это людям, и знать: в результате ты все равно права.

Я умею радоваться жизни и стараюсь радовать других. Ко всему отношусь с юмором. Никаких особых диет не придерживаюсь. Ем то, что нравится, но не переедаю. У нас своя банька на даче и бассейн. Приятно летом выбежать из баньки - и сразу в холодную воду. Я заядлая банщица. Вот и весь секрет красоты и молодости.

Сейчас мне хотелось бы иметь какого-то друга. Не мужа, не любовника, боже сохрани, а какого-то друга, который был бы с тобой, когда ты чувствуешь одиночество. Иногда это компенсируется работой, хорошими ролями. Я вот после смерти моего супруга сразу включилась в работу. Дал мне Бог голос, я могу петь, я могу волновать этим слушателей. Кинематограф меня не балует. И лишь бы сниматься тоже неинтересно. А если этого роль заслуживает, я бы с удовольствием сыграла что-то такое, что никто бы не смог».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Лембит Ульфсак



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 05/07/2014

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Потерянные во времени

Потерянные во времени

Опубликовано: 23/06/2004

На медицинском языке такие случаи именуются 'необъяснимой потерей ориентации во времени', однако лишь недавно их стали рассматривать и как физическое явление. Выходит, что организм человека может влия...

Зоркий часовой пролетарской диктатуры.

Зоркий часовой пролетарской диктатуры.

Опубликовано: 08/10/2003

'Враг народа'. Мы привыкли в последние годы к тому, что это словосочетание дается в кавычках. И правильно делается. Поскольку все - и авторы, и читатели - подразумевают под данным выражением то клеймо...

Светлана Аманова

Светлана Аманова

Опубликовано: 19/04/2014

После роли в искрометной комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82» ей предрекали звездную судьбу в кино. Ее великолепная игра в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» только усилила эти разгов...