Почему железная поступь феминизма в развитых странах еще не уничтожила как класс женщин-домохозяек? Потому что домохозяйкам есть что ответить.
Война мам по-американски.
В середине 60-х в Америке была опубликована книга Бетти Фриден 'Загадка женской души'. В центре ее оказались представительницы среднего сословия, жены состоятельных владельцев домов в пригородах. По обеспеченности эти женщины - преимущественно молодые и образованные - имели возможность не беспокоиться о втором заработке для семьи. И средства массовой информации активно пропагандировали идею, как это прекрасно - посвятить себя целиком дому, мужу, детям.
С большой иронией Бетти Фриден рисует образ идеальной американки, каким он складывался из статей в прессе и телепередач: 'Ее главные предназначения: быть украшением своего мужа, шофером для детей, хорошей экономкой и организатором party'. Принято считать, говорит автор, что подобная жизненная модель - мечта всех американок. Если же этим 'счастливицам' тесно в рамках таких представлений и они хотят учиться, делать профессиональную карьеру, то им дают понять, что у них просто расстроены нервы или, того хуже, что-то неладно с психикой.
Книга Бетти Фриден дала сильный импульс женскому движению в Америке. Однако массовая вовлеченность женщин в профессиональную жизнь проходила отнюдь не гладко.
Сопротивлялись мужчины, им вовсе не улыбались оставленные женами дома, да и конкуренция была совсем ни к чему. Но еще больше сопротивлялись сами женщины. Те, что продолжали оставаться дома с хозяйством, детьми. Этот психологический феномен получил название 'война мам'. Особенно выразительно пишет о нем Анита Шрив в книге 'Женщины вместе - женщины врозь'. Побеседовав с десятками работающих американок, автор делает вывод: 'Почти всегда мать мучится комплексом вины перед ребенком: он вырастает без ее внимания, на чужих руках. Она узнает из газет о страшных случаях недосмотра, равнодушия baby sitterов. Она воспринимает как справедливые упреки со стороны близких, что мало времени уделяет собственному ребенку. Она страдает, что не она, а кто-то другой слышит его первые слова, видит первые шаги'.
Одна из героинь книги Джулия, секретарь солидного офиса в Нью-Йорке, оставляет на день трехлетнего сына у соседки. С собой она дает ему сэндвич. Однако baby sitter говорит, что мальчик сэндвичи не ест. Мать удивлена: 'Он же так их любит'. Но соседка насмешливо замечает: 'Откуда вы знаете, что любит или не любит ваш сын? Вы же его совсем не видите'. И у Джулии разрывается сердце от справедливости этого упрека.
Другая героиня Аниты Шрив - режиссер телевидения из Миннеаполиса Джун. Она жалуется, что ее шестилетний сын-первоклассник часто просит отвезти его к другу. У того есть еще два брата, а мать не работает. При каждом удобном случае, говорит Джун со слезами на глазах, эта мать друга не упускает возможности сказать: 'Не могу даже представить себе такого кошмара - дети пришли из школы, а там никого нет'. Джун остро завидует этой матери.
Однако автор не спешит присоединяться к переживаниям своих героинь. 'На самом деле, - пишет она, - завидовать должны этим женщинам. Потому что, потонув в домашней работе, неработающая женщина начинает чувствовать, что теряет уважение мужа, она с беспокойством думает о времени, когда дети вырастут и, возможно, тоже не будут ее уважать. При этом она с гордостью рассказывает всем, что пожертвовала собой для дома, осуждает работающих матерей за их эгоизм и жадность'. И тут Анита Шрив бросает последний психологический штрих: 'Вместе с тем эта верная и гордая жена, мать и хозяйка страстно завидует соседке, когда та утром выводит из гаража машину, чтобы ехать на работу. У соседки ухоженный вид: она хорошо одета, собрана и подтянута, makeup делает ее очень хорошенькой. Та же, что остается дома, даже и не помнит, когда в последний раз употребляла косметику'.
Споры - работать или не работать молодой матери - продолжаются в США и по сей день. Хотя все реже и все тише. Общественное мнение явно склоняется к одобрению работающей матери. Сегодня мужчина на вопрос: 'А чем занимается ваша жена?' - постесняется ответить просто: 'Сидит дома с детьми'. Скорее всего, он добавит, что она еще где-то трудится part time или волонтерит. Но зато с большой гордостью сообщит, что жена секретарь, или редактор, или продавец в магазине. Словом, работающая женщина в Америке - это престижно.
Война мам по-русски.
В начале 70-х известный социолог Зоя Янкова провела большое исследование женщин-работниц в шести больших и маленьких городах России. Среди других в ее вопроснике был и такой: 'Бросите ли вы работу, если вашу зарплату прибавить к заработку вашего мужа?' Так вот около 80 процентов реципиенток ответили: 'Нет'. Ответ этот так поразил социологов, что они принялись проверять эти данные на других людях в других городах. Результаты были примерно те же: от 70 до 80 процентов женщин не имели намерения оставлять работу. И это, несмотря на бремя занятости и огромную усталость. Значит, их привлекало в профессиональной деятельности что-то еще? Что же?
Сегодня на эту тему написаны уже десятки работ. Вот, в частности, какие мотивы выявили у работающих женщин социологи Е. Груздева и Э. Чертихина.
Образованный человек стремится использовать свои профессиональные знания, проявить себя в деле, и в этом смысле никакой разницы между полами нет. Оторваться от деловой жизни, хотя бы и ненадолго, в наш век бурно сменяющейся информации - значит безнадежно от этого века отстать. Оказаться неконкурентоспособной, то есть забыть о карьере. Однако нежелание оставить работу выражали не только женщины-профессионалки. Что же в ней привлекает остальных? Оказывается, все-таки деньги, но не сами по себе, а как признак психологической независимости от мужа: теперь они оба приносят в дом зарплату, и это снимает ощущение неравенства.
Профессиональная компетентность дает также ощущение себя как значимой личности. При этом немалую роль играет уважение сослуживцев. Все это дает женщине то, что американцы называют словом selfesteem, то есть самоуважение. Это новое самоощущение жены и матери хорошо чувствуют и домашние, они начинают соответственно к ней относиться. И, наконец, в коллективе происходит широкий обмен информацией - политической, культурной, спортивной, даже маркетинговой. Или, говоря проще, каждый сообщает то, что он увидел, услышал или купил - и это становится достоянием всех.
В конце 80-х фамилисты (социологи, специалисты по семье) во главе с Михаилом Мацковским сравнили семьи работающих и неработающих матерей. Выяснилось, что у женщин-домохозяек дети лучше питаются, аккуратнее одеты, чаще выполняют школьные задания. Зато дети работающих матерей правильнее ориентируются в жизненных реалиях, лучше знают людей, быстрее принимают самостоятельные решения. Просто чрезмерная опека и контроль вредят развитию ребенка, не оставляют ему простора для инициативы. Мальчики и девочки больше доверяют компетенции своих мам-работниц и больше их уважают, чем мам-домохозяек.
Комментарии специалистов.
- Есть такая наука - этология. Она изучает поведение животных. Особую популярность этология получила в последние два десятка лет. Оказалось, что, поняв, как ведут себя животные (а главное, почему они ведут себя именно так), мы стали лучше понимать собственное поведение. Выделился даже особый раздел - этология человека. То есть наука, изучающая поведение человека как животного. И выяснилось, что очень часто да практически в большинстве случаев! - люди поступают так, как им диктуют врожденные животные программы, инстинкты. Естественно, сами они не осознают этого, потому что, когда включается инстинкт, он не подает никаких гудков и других предупредительных сигналов - человек просто поступает так, как поступает, автоматически, как приказали глубинные, древние слои мозга. А уж потом, апостериори, человек объясняет это сам себе либо некоей таинственной, вложенной свыше надмирной моралью, как это делал наивный Кант, либо просто мелет какую-то бессмысленную чепуху. В психологии это 'меление' чепухи называется 'рационализацией', то есть попыткой объяснить словами и логикой то, что рационального объяснения не имеет, потому что сработали глубинные слои подсознания.
Применительно к 'нашим баранам' это означает, что работающая женщина никогда не будет ощущать себя абсолютно счастливой, потому что в ее 'БИОС' вшиты материнские программы. И если женщина начнет поступать наперекор этим программам, они ее рано или поздно жестоко накажут - выльются в какую-нибудь психосоматику вроде язвы, или невроза, или аллергии. Или бросившего мужа. Если женщина не видит, как растут ее дети, потому что бегает на работу, это для нее даром не пройдет. Редкая работающая женщина с детьми бывает абсолютно довольна. Это, как правило, довольно маскулинный тип женщин, у которых, возможно, не все в порядке с гормональной системой.
Впрочем, всех под одну гребенку ровнять нельзя, и все усложняющаяся социальность вносит в поведенческие программы коррективы. Поскольку эти установки новые и, соответственно, более слабые, чем древние материнские инстинкты (они лежат в разных слоях психики), сознательные установки победить инстинкты не могут.
Аркадий Войно - биолог
-Дело не в том, что внутри работающей женщины начинают работать противоположные программы, отнюдь нет. В женщинах работает одна главная программа - женщина всегда хочет привлекать внимание. Если у женщины все хорошо, если она живет спокойно и не дергается, как, спрашивается, она будет выполнять свою задачу по привлечению внимания? Никак. Поэтому женщина - сознательно или бессознательно - вечно делает так, чтобы ей было немного нехорошо. И ее тут же замечают, и жалеют, и утешают. Что бы женщина ни делала, она всегда делает это так, чтобы привлечь внимание. Если женщина занимается домом, но делает это тихо и с удовольствием, она просто не выполняет свою самую главную женскую миссию, вот и все.
Самореализация? Работа? Хм... Бывает так, что богатый муж специально делает жене такую работу, чтобы она, с одной стороны, не скучала дома, с другой - чтобы не сильно была загружена собственно 'работой', а имела свободный график, минимум обязанностей и кучу свободного времени. Вот идеальная женская самореализация!
Николай КОЗЛОВ - руководитель сети психологических клубов
- Обычно проблема работающей (неработающей) женщины рассматривается с точки зрения социальной и очень редко - психологической. Говорится много слов о том, с помощью каких именно социальных инноваций обеспечить женщине работу, равноправие, отсутствие дискриминации... И параллельно придумываются меры по стимулированию рождаемости. Но эти меры работают в пику друг другу.
С точки зрения психологии налицо обычный ролевой конфликт. Мы в своей жизни несем множество ролевых функций. И если эти функции противоположны, возникает внутренний конфликт. На работе от женщины требуются совсем не те качества, что дома. На работе женщина должна быть более маскулинной - здесь ценятся агрессивность, напор, резкость мышления. А роль мамы - прямо противоположная, тут от женщины требуются именно женскость, то есть мягкость, уступчивость, доброта, терпение.
На этом фоне легко развивается чувство вины. Причем двоякое, если можно так сказать, - чувство вины перед семьей за то, что детям и мужу уделяется мало времени, и чувство вины перед собой - за возможную нереализованность. Разрешить этот конфликт, дать какой-то однозначный совет, который подходит всем сразу, нельзя. Если женщина менее успешна на работе, скорее всего, она оставит работу в пользу семьи. Если у нее поперла вверх карьера и работа ей нравится - прощай, семья. Здесь каждый делает выбор для себя сам. А кто-то не делает его и тянет две лямки. Часто одинаково неуспешно.
Игорь ИГНАТЬЕВ - психолог
|