Иван Миколайчук - изображение

Иван Миколайчук - одна из самых ярких фигур украинского кинематографа. Картины, в которых он принимал участие как актер, режиссер и сценарист, давно стали мировой классикой, а сам он вдохновил тысячи людей на то, чтобы связать свою жизнь с кино.


Иван Миколайчук родился 15 июня 1941 года в селе Чертория Черновицкой области. Он стал четвертым сыном в многодетной семье Екатерины и Василия Миколайчуков. Незаурядный талант Миколайчука проявился еще в детстве, и мальчик Иван твердо решил стать актером. В 1957 году он окончил Черновицкое музыкальное училище, а в 1961 году — театр—студию при Черновицком музыкально—драматическом театре имени Кобылянской. А после этого отправился в Киев, где поступил в театральный институт имени Карпенко-Карого, который окончил через четыре года.

Время учёбы было для Ивана Миколайчука важным периодом во многих смыслах. Работая в театре в Черновцах, он познакомился с певицей хора имени Григория Веревки, которая вскоре стала его женой. Мария Миколайчук надолго запомнила момент их встречи: «Мы познакомились в Черновцах, вместе работали в Театре имени О.Кобылянской, жили в одном районе: я — с родителями и тремя сестрами, а Иван снимал комнату. Когда пришла поступать в студию при театре, меня спросили: «Ты — сестра Миколайчука»? Я тогда Ивана не знала, но многие говорили, что мы похожи, как две капли воды. В первый раз увидела Ивана, проработав в театре месяц. Пришла на репетицию, а там все актеры обступили высокого стройного парня. Глянула на него — и как током меня пронзило, будто стрелы пролетели между нами…»

Первые роли в кино Иван Миколайчук стал получать во время учёбы в Киеве. Его дебютом стала роль в курсовой режиссерской работе Леонида Осыки «Двое». Но настоящим дебютом на большом экране стала роль, которая во многом изменила как творческую, так и личную жизнь Ивана Миколайчука, и всего в 23 года внесла его в ряд самых талантливых актеров украинского кинематографа. Фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков», снятый по мотивам новеллы Михаила Коцюбинского, вышел на экран в 1964 году. Картина, получившая тогда самые высокие отзывы не только в СССР, но и за границей, стала культовым шедевром, классикой украинского кино. И молодому Ивану Миколайчуку выпало сыграть в нем главную роль Ивана Палийчука.

Оператор картины «Тени забытых предков», знаменитый Юрий Ильенко рассказывал: «Иван Миколайчук появился в «Тенях забытых предков», когда все актеры уже были утверждены. Ивана очень рекомендовал его учитель Виктор Ивченко. Нас устраивал иной исполнитель, и Сергей Параджанов попросил меня, оператора фильма, провести чисто формальную пробу. Но случилось по-иному. То, как зажил Миколайчук перед камерой в той давней пробе, до сих пор потрясает меня при одном только воспоминании об этом. Я бросился из павильона вслед за ушедшим уже Параджановым, вернул его. Через какие-то четверть часа Иван был утвержден на роль прямо на съемочной площадке».

У самого же Сергея Параджанова об Иване Миколайчуке остались не менее яркие впечатления: «Он был особенный, народный, настоящий, самый лучший. Я не знаю более национального народного гения... До него это был Довженко.

Он очаровал нас. Юный, очень взволнован, он светился удивительным светом. Такая чистота, такая страстность, такая эмоциональность выплескивали из него, что мы были потрясены, забыли обо всем, даже о том, что уже утвержден другой актер ... Мы почувствовали, что это уникальный талант. Он перелил в наши городские души свою карпатскую силу, свою любовь к матери, сестер, братьев. Весь, как колокольчик, Иван был чистым, мужественным, нежным. Он был факелом, к нему тянулись все...»

Исполнительница главной женской роли Лариса Кадочникова вспоминала: «С Иваном Миколайчуком мы познакомились на пробах фильма «Тени забытых предков» (он играл роль Ивана, а я Марички). На меня Иван произвел ошеломляющее впечатление сначала по внешним данным: глазами, пластикой, манерой говорить, тембром голоса. Это был настоящий положительный герой, который притягивал к себе людей. В нем уже тогда чувствовались задатки звезды и кумира. Я бы назвала его «украинским Жераром Филиппом» Еще на съемках стало понятно, что роль Ивана никто другой из актеров лучше, чем Миколайчук не сыграет. Он настолько был органичен, убедителен и очень естественный. Возможно, ему помогало то, что съемки проходили в его родных местах — Западной Украине».

После выхода в прокат фильм завоевал огромное количество наград не только в СССР, но и за рубежом. Среди прочих призов фильм «Тени забытых предков» завоевал награду за лучшую постановку, специальную премию Ассоциации аргентинских кинокритиков за цветную фотографию и съёмочные эффекты на международном кинофестивале в Мар-дель-Плата, кубок на фестивале в Риме, «Золотую медаль» на международном кинофестивале в Салониках. А Иван Миколайчук получил то, о чём мечтает каждый начинающий актёр, признание зрителей и критиков. Публика его обожала, и где бы он не появился, к Миколайчуку всегда было приковано внимание журналистов. Лариса Кадочникова рассказывала: «Успех не вскружил голову Ивану. Это был очень глубокий человек, с философским складом ума. Он вырос в простой, многодетной, крестьянской семье, но мне казалось, что в нем есть графская порода — это был настоящий самородок».

Уже во время съемок «Тени забытых предков» Ивану Миколайчуку предложили еще одну интересную работу — сыграть Тараса Шевченко в фильме «Сон». Так как этот образ уже не раз воплощался многими актёрами, Миколайчуку пришлось много работать и изучить немало материалов о поэте, чтобы создать своего Шевченко. После этой работы Миколайчук сыграл в картине своего учителя Виктора Ивченко «Гадюка» роль белогвардейца Брыкина. В фильме «Бурьян» Иван Миколайчук снялся в роли Давида Мотузки. Чтобы добиться большей достоверности своего образа, актёр три дня не ел перед съемками сцены допроса.

Невероятная способность Миколайчука

В 1970 году на экраны выходит еще одна легендарная картина с участием Миколайчука — «Белая птица с черной отметиной». Кстати, изначально Миколайчук должен был играть в этом фильме Ореста, представителя ОУН (роль досталась Богдану Ступке). Но так как до этого актёр играл Шевченко, то чиновники сочли, что теперь ему не стоит играть предателя. Существует легенда, что после просмотра картины американский астронавт Нил Армстронг подошел к актёру на кинофестивале в Белграде и сказал, что не прочь еще раз слетать с ним на Луну. У Миколайчука была какая-то невероятная способность располагать к себе людей. Юрий Ильенко, близкий друг Миколайчука, рассказывал: «Когда Иван Миколайчук снимался в Болгарии у режиссера Г.Стоянова, туда прибыла французская киногруппа с Жан-Полем Бельмондо. Они столкнулись в гримерной, Бельмондо мгновенно узнал Ивана: он видел в Париже «Тени забытых предков» Параджанова и был потрясен и фильмом, и работой еще юного Ивана Миколайчука. В тот день, закончив дела, Бельмондо появился на съемочной площадке, где снимался Иван, и пригласил его в бар, так как улетал вечерним самолетом. Им предложили переводчика, но Бельмондо отказался: «Если двум таким актерам, чтобы понять друг друга, нужен кто-то еще, то актерское дело вообще ничего не стоит на этом свете...» Они провели вечер вдвоем, так и не проронив ни единого слова. Потом уже сам Иван рассказал мне об этой фантастической беседе. И пересказ длился несколько часов... Они понимали друг друга — тот, из «Теней забытых предков», и другой, из фильма «На последнем дыхании».

После выхода в свет фильма «Белая птица с черной отметиной», началась новая волна гонений украинской интеллигенции. Многих знакомых Миколайчука, в том числе и Параджанова, арестовали. Самого же актёра после обвинения в национализме перестали приглашать на серьезные роли. В это время здоровье Ивана Миколайчука начало ухудшаться. Его жена рассказывает: «С молодости Ивана мучили сильные боли, а к 30 годам врачи поставили диагноз — язва желудка. Бывало, приедем со съемок домой, на диету Иван сядет, и боли утихают. Во время работы над «Вавилоном ХХ» он начал часто жаловаться на желудок. Иногда не мог приехать на съемки. После этой картины ему стало совсем плохо».

Вместе с писателем Василием Земляком они создали сценарий на основе его романа «Лебединая стая» и в 1979 году состоялся режиссерский дебют Ивана Миколайчука с фильмом «Вавилон ХХ», в котором он также исполнил роль философа Фабиана. Используя народные мелодии и песни, Миколайчук сам создал музыкальное оформление для этой картины. За свой режиссерский дебют Иван Миколайчук получил главный приз на кинофестивале «Молодость».

Екатерина Шандыбина, редактор киностудии имени Довженко, рассказывала: «Сегодня говорят, что Иван был весельчаком, рубахой—парнем. Неправда все это. И то, что Миколайчук считался несчастным, вечно хмурым и озабоченным художником, тоже неправда. Просто он никогда и никого не впускал в свой внутренний мир. Это был настоящий мужик с сильным характером, при этом невероятно сентиментальный, добрый, обожающий детей».

В 1982 году вышла вторая режиссерская работа Ивана Миколайчука — фильм «Такая поздняя, такая теплая осень». Трогательная история нескольких дней Руснака и его внучки, которые они проводят на земле своих предков. Он написал сценарий к своему третьему фильму «Небылицы про Ивана» в 1983 году, но, так как съемки разрешили лишь в 1986-м, болезнь так и не позволила ему закончить начатое. Мария Миколайчук рассказывала: «В последний год жизни он сильно болел. Когда лежал дома, я перенесла его диванчик из кабинета в комнату, где стоял телевизор, чтобы немного отвлечь от болей. Сам перейти Иван не мог, взяла мужа на руки, а он говорит: «Видишь, вместо того, чтобы я тебя на руках носил, ты меня носишь». Дошли до зеркала, Иван посмотрел в него и сказал: «О-о-о, Iван Васильович. Поганi справи...». Мне кажется, он чувствовал приближение смерти. Однажды утром позвал меня колокольчиком, который всегда рядом с ним лежал. Подбегаю: «Что такое?». Он прошептал: «Нам сегодня 25». Голоса у Ивана тогда уже не было, щитовидка была «зацеплена». Попросил: «Наклонись». Я наклонилась... он меня поцеловал. Я не смогла сдержать слез... Двадцать пять лет совместной жизни…»

P.S. 3 августа 1987, Иван Миколайчук скончался от рака. Мария Миколайчук: «Как когда-то ему предсказывали. Одна гадалка сказала, что он проживет 25 лет. Только не уточнила, что это отсчет семейной жизни. А Иван думал, ему отпущено всего 25. Помню, когда мужу должно было 25 исполниться, я ему первый раз в жизни солгала, что его мама прислала письмо и зовет домой. Мама для него была святой! Конечно, мы поехали. В тот раз, слава Богу, все обошлось. Но в сознании Ивана все равно отпечаталась цифра 25. В ночь годовщины нашей свадьбы у Ивана случился приступ. В последнее время сам не мог даже повернуться, а тут вдруг вскочил и сел на постели! Левая рука начала трястись. Не мог понять, что с ним происходит. Я его успокоила, села возле него, положила руку на голову, попросила поспать. Последними его словами были: «Теперь я знаю, как снимать кино...»

Друзей своих Иван любил безгранично. Готов был отдавать им все до последней сорочки. Он не был резким и категоричным, но если в дом приходили люди, которые, не зная его, пытались навязать свое мнение и волю, не стесняясь, указывал на дверь. При этом уважал споры по делу. Он яростно доказывал свою правоту и очень радовался, если побеждал. Из-за чиновничьей непробиваемости Иван часто пребывал в состоянии депрессии. Слава Богу, один не оставался — рядом всегда были семья, друзья. Мне кажется, из памяти Иван никогда никуда не уйдет. Это не тот человек, который может исчезнуть бесследно».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Юрий Соломин



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 08/06/2018

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Ритм времени уносит нас вперед

Ритм времени уносит нас вперед

Опубликовано: 05/12/2003

Ритм времени уносит нас вперед
Вот ты и я, уже совсем другие
Застыло прошлое, застыло словно лед
И мы с тобою стали, как чужие...

Скандалы с знаменитостями

Скандалы с знаменитостями

Опубликовано: 08/10/2003

Достоинство Буйнова сравнили с огурцом.
Серова избили за 'фанеру'.
Валерий Сюткин: - Юбилей Валерия Сюткина.
Александр Цекало:'трачу деньги на еду и телефон'

Ведьмы сели на метлу

Ведьмы сели на метлу

Опубликовано: 08/10/2003

Был прерван торговли привычный ход,
Блестели пустые прилавки.
Столпился на площади пёстрый сброд -
Жульё, проститутки, зеваки.
Рычал у кибитки, цепью звеня,
Забытый цыганский медведь.