Леонид Квинихидзе - изображение

Знаменитый кинорежиссёр Леонид Квинихидзе по праву считается классиком музыкального комедийного кино. Его картины «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Артистка из Грибова» - навсегда вошли в золотой фонд киноискусства.


Родился Леонид Квинихидзе 21 декабря 1937 года в Ленинграде, в семье кинорежиссёра Александра Файнциммера. При поступлении во ВГИК сменил фамилию отца на фамилию матери — Квинихидзе. После окончания института работал на студиях документальных фильмов, снимал хроникальные фильмы. Его дебютом стала картина «Первый посетитель», это было в 65-м. Потом были «Моабитская тетрадь», «Миссия в Кабуле». Но известность Леониду Квинихидзе принёс фильм «Крах инженера Гарина», где в главной роли снялся Олег Борисов. «Для меня эта картина примечательна. Во-первых, я впервые экранизировал классику, а это всегда очень ответственно. Изначально фильм должен был называться «Преступления П. П. Гарина», но ленту принимало Гостелерадио, и мне настоятельно порекомендовали сделать поправку. Рецензию на картину будет писать газета «Правда», поэтому слово «преступление» из названия картины необходимо убрать. Таким образом, Гостелерадио в лице заместителя директора Стеллы Ждановой изменило название фильма на «Крах инженера Гарина». Я поначалу возражал: «Если сделать так, как вы говорите, то и ленту показывать не нужно, зрителю все сразу становится понятно. Слово «крах» убивает интригу». Но Жданова не пошла на уступки, и мне пришлось подчиниться. Замечу, что картина была достаточно спокойно принята государством.

Олега Борисова, сыгравшего в фильме главную роль, я впервые увидел в фильме «Балтийское небо» (вышел на экраны в 1961 г). Как он играл! Недаром его считали мастером перевоплощения. Причем не только в кино. Я часто ходил в театр смотреть на него, потому что был поражен уровнем его исполнительского мастерства. И когда затеял съемки «Краха инженера Гарина», то на главную роль больше всего хотел Борисова. К счастью, он согласился. Кроме него, на эту роль претендовали Регимантас Адомайтис и Анатолий Ромашин. Но духовная глубина и актерский гений Олега были настолько огромными, что все стало понятно, едва он приступил к пробам.

Кроме того, именно Борисов нашел актрису, сыгравшую в фильме главную женскую роль. Видя, как я устал искать Зою, Олег сказал: «Давай попробуем на эту роль Нонну Терентьеву». Я спросил: «А кто это такая?» Борисов ответил: «Терентьева — замечательная актриса с большим творческим потенциалом. Мы работали вместе с ней в Киеве, в Театре имени Леси Украинки». Я подумал: раз он так говорит — значит, стоит ее взять. Увидев, как Нонна мгновенно вжилась в образ Зои, я понял: Борисов не ошибался.

С Олегом мы были очень близкими друзьями. Помню, когда я сдавал картину «Крах инженера Гарина» в прокат, у моей беременной жены начались схватки. И Борисов был рядом с ней.

После того как мы отсняли фильм, я поехал с Олегом в Киев. Он с большим удовольствием показывал мне столицу Украины: Театр имени Леси Украинки, где проработал долгое время, свой любимый Андреевский спуск, Крещатик... Через много лет я загорелся желанием экранизировать «Белую гвардию» Булгакова, где большинство описанных событий развиваются как раз в Киеве. Мы с Борисовым долго обсуждали рабочие нюансы будущей ленты, я втайне надеялся, что он сыграет в ней главную роль — Алексея Турбина. Но, к сожалению, в то время Олег уже очень плохо себя чувствовал, он признался: «Леня, я бы с удовольствием снялся у тебя, но боюсь, что не смогу закончить съемки». По отношению к окружающим Олег всегда вел себя очень порядочно: никогда не капризничал, хотя слухи о нем ходили самые разные. Могу лишь отметить, если Борисов стопроцентно был убежден в собственной правоте, то, как правило, мнения своего не менял».

Под Борисова писался и другой сценарий - «Соломенной шляпки», но в итоге в фильме сыграл Андрей Миронов. После этой ленты за режиссером прочно закрепилось звание классика музыкального комедийного жанра. «Вы себе не представляете, какой хохот сопровождал практически все съемки «Соломенной шляпки». Более того, многие из сцен рождались прямо в процессе работы над фильмом. Например, когда герой Михаила Боярского, сражаясь на шпагах с Михаилом Козаковым, случайно стаскивает с него парик. Никто не ожидал такого поворота, но я сказал оператору не останавливать камеру, и сценка вошла в картину. Козаков прекрасно обыграл сюжет, сказав ошарашенному Боярскому: «Сейчас это очень модно». В общем, вся группа хохотала до конца съемочного дня».

«За неделю Андрейченко сбросила больше двадцати килограммов»

Следующие картины Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки», «Орех Кракатук», «Мэри Поппинс, до свидания!» только утвердили звание классика музыкального комедийного жанра. «Главной проблемой оказалось адаптировать фильм «Мэри Поппинс» под нашего зрителя. Ведь первоначальная версия была американской. Когда мне предложили снимать эту ленту, я не сомневался ни секунды, потому что умею делать музыкальное кино. А учитывая дружбу с Максимом Дунаевским, который писал музыку к этой ленте, проблем вообще не должно возникнуть. Однако они появились. Очень долгое время я не мог найти актрису на главную роль. И разыскать ее мне помог как раз Максим, встречавшийся в то время с Наташей Андрейченко.

Расстроенный, что Анастасия Вертинская по объективным причинам не подошла на роль Мэри, я поехал в гости к Дунаевскому. Там и увидел Андрейченко, с которой мы вместе учились во ВГИКе. Наташа была очень недурна собой, такая русская красавица. Мы сидели, беседовали, затем Максим сел к фортепиано и завел песенку «Мэри — леди Совершенство». Андрейченко стала ему подпевать. «А ну-ка спой еще эту песню», — попросил я Наташу. Она начала петь, и я понял, что Андрейченко серьезно готовилась к встрече со мной.

Пела, честно говоря, не очень хорошо. Но то, как она играла песню, вызывало уважение. Времени для проб уже не оставалось, мы были поставлены перед фактом министерством культуры: «Либо в течение двух недель вы находите главную героиню, либо мы закрываем фильм». И это при том, что все костюмы были сшиты, а декорации нарисованы. А тут вдруг перед носом ТАКАЯ кандидатура на главную роль! Видя, как Наташа блестяще играет песню, я сказал: «Жаль, что ты у нас русская, а не английская красавица». Она возразила: «Ничего страшного, я могу стать леди!» Я парировал: «Как ты можешь стать леди? Тебе для этого килограммов двадцать нужно скинуть!» В то время Наташа была пухленькой. В общем, не знаю, какими способами, но за неделю Андрейченко сбросила больше двадцати килограммов и действительно стала настоящей леди! Я с большим наслаждением и удовольствием работал с Наташей. Никаких дебошей и гулянок она не устраивала! Была удивительно целеустремленной актрисой, ради фильма готовой буквально на все! Андрейченко быстро нашла общий язык с детьми — Филиппом Рукавишниковым и Анютой Плисецкой (исполнители ролей Майкла и Джейн). Можете спросить, они расскажут, как прекрасно вела себя Наташа и какая веселая атмосфера была на съемочной площадке».

«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить»

Свою личную жизнь Квинихидзе старается не афишировать. Но ни для кого не секрет, что были в его судьбе и неудачные попытки создать семью, и безумная любовь, и счастливый брак. В молодости Леонид Квинихидзе был женат на балерине Наталии Макаровой – этот союз был недолгим (даже рождение дочери не предотвратило развода). После расставания с первой женой режиссера ждала прекрасная история любви…

Однажды композитор Максим Дунаевский предложил Квинихидзе поставить в Москве мюзикл «Милый друг». Для музыкального сопровождения пригласили гремевший тогда на всю страну оркестр Олега Лундстрема. Ира Понаровская уже была там солисткой. Квинихидзе присмотрелся к молоденькой солистке. Понаровская была умна и скромна – сказывалось строгое бабушкино воспитание. Сама Ирина Витальевна не любит вспоминать свою юность. Говорят, что она даже фотографии тех лет рассматривает с неохотой. Считает, что была тогда чересчур полненькой. «Поверьте, она не была пышной. Прекрасная, стройная девушка, которую я очень любил. Она всегда держала себя с достоинством. Никогда не хвалилась своим талантом, не участвовала во всяких скандалах, ни с кем не ссорилась. Наверное, именно эта сдержанность, какая-то неприступность и покорили меня».

Ирина отвечала взаимностью на ухаживания мэтра. Ее не смущали ни сплетни за ее спиной, что вот, мол, решила стать звездой за счет известного мужа, ни разница в возрасте. «Я был на 16 лет ее старше. Когда мы познакомились, Ирочке исполнилось всего 22 года. Но нам эта разница в возрасте никогда не мешала. Казалось, она ее просто не замечает. А я уж тем более. Несмотря на довольно юный возраст, Ира была очень интересным человеком, начитанным, думающим, у нее потрясающе развита интуиция. Я всегда ей доверял».

Квинихидзе и Понаровская решили официально не оформлять свои отношения. Они наслаждались обществом друг друга, к тому же у них была любимая работа, без которой они жизни не представляли. «Вскоре я понял, что мне надо окончательно переезжать в Москву. Ира на тот момент уже была очень известна в своем родном Ленинграде и в столице. Ей, как той мачехе из фильма «Золушка», королевство стало маловато. Честно говоря, я не хотел переезжать в Москву. Но понимал, что в столице открываются совершенно другие перспективы. Да и с Ирой я не мог расстаться».

Столица сначала встретила неприветливо, им приходилось много работать. Ирина и Леонид стали все чаще ссориться. «Я иногда задумываюсь, почему же все-таки мы расстались. Наверное, в нашем разрыве какую-то роль сыграла разница в возрасте. Может, я был слишком стар для Иры? Не знаю. Но горжусь, что помог ей, был ее учителем. Знаете, как в поговорке: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Ну вот я и ушел. Решение о том, что нам надо разойтись, мы приняли обоюдно. Никакого раздела имущества, не делили тарелки и подушки. После расставания каждый из нас пошел своим путем».

Свою вторую жену Леонид тоже встретил на работе – именно этот союз подарил мэтру долгожданное семейное счастье: «Моя жена Екатерина помогает мне в работе. Кроме того, она преподает в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. У нас выросла прекрасная дочь».

P.S. Леонид Александрович известен не только как режиссер кино, но и как театральный режиссер. Он много лет работал в театрах Москвы и Петербурга. Секрет успеха, по мнению Леонида Квинихидзе, в том, что он всегда находит такой материал для творчества, который давал бы ему возможность сказать всё, что хочется. «Я перестал работать в кино, потому что оно изменилось. Вернее, оно сначала исчезло, а теперь вот заново рождается в муках, как и положено любому рождению. А у меня нет времени на муки – я еще многое хочу успеть сделать. Кроме того, сегодня кинопроизводство часто оказывается в руках людей малограмотных, умеющих только делать деньги. Я с величайшим уважением отношусь к тем, кто умеет их зарабатывать; но не хочу зависеть от человека, который не в состоянии связать двух слов, но при этом рассказывает мне, как надо выстраивать драматургию».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Федор Конюхов



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 15/12/2017

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Акрофобия

Акрофобия

Опубликовано: 23/12/2015

Я парил высоко над землёй, подставляя восходящему потоку свои широкие могучие крылья. Пьянящий восторг свободы, полёта в заоблачной выси кружил голову. Но я не забывал зорко смотреть, нет ли где добыч...

Жизнь Гамнючкина - глава первая

Жизнь Гамнючкина - глава первая

Опубликовано: 05/12/2003

Гамнючкин сидел на краю скалы, и изредка поплевывая на облака, размышлял о смысле бытия. Не то чтобы ему было нечем заняться, просто настроение было нерабочее и мысли медленно, но настойчиво заполняли...

История из жизни - "Приключения итальянцев в Замбии"

История из жизни - "Приключения итальянцев в Замбии"

Опубликовано: 24/04/2013

Рассказ о том, как итальянцы учили африканцев заниматься сельским хозяйством...