Марина Ладынина - звезда советского кинематографа 30-40х годов. Она работала, работала и работала, и о её звёздности никто не беспокоился, пиаром никто не занимался. Потом случилась очень странная история с уходом Ладыниной из кинематографа: то ли мстительный Пырьев постарался, то ли повлияла депрессия актрисы после развода с ним, а может и то, и другое вместе. И очень жаль - 46 лет это возраст зрелости, опыта и расцвета мастерства, она много ещё могла сделать для кино.
Вряд ли девочка из глухой сибирской деревушки могла себе представить, какая невероятная судьба ее ждет. У нее, старшей дочери в простой крестьянской семье, было много забот: носить воду из колодца, убирать, стирать, зимой полоскать белье в проруби, летом — батрачить у зажиточных соседей. Времени на учебу практически не оставалось, тем не менее Марина очень рано научилась читать, а главным ее увлечением были книги и сцена.
Окончив девятый класс с так называемым педагогическим уклоном, будущая звезда стала учительницей начальных классов, но все свободное время по-прежнему посвящала сцене — декламировала стихи, участвовала в любительских спектаклях. Несколько лет спустя волостная комсомольская организация дала ей путевку на факультет общественных наук. Однако, приехав в Москву, девушка отправилась совсем в другую сторону — в ГИТИС, куда легко поступила. Уже на втором курсе ее взяли во МХАТ, дали мхатовскую стипендию (целых 75 рублей!), и сам Станиславский говорил, что видит в Ладыниной будущее основанного им театра, а после роли слепой цветочницы в фильме «Просперити» режиссеры наперебой приглашали ее в свои фильмы.
Но главная встреча ее жизни была впереди — в 1934 году во время съемок фильма «Вражьи тропы» Ладынина познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым. Сама актриса старалась ничего не рассказывать о своей личной жизни. Лишь много лет спустя подруга Марины Ладыниной — Рогнеда Яценко, раскрывала подробности этой любви: «Марина Алексеевна была женщиной железного характера, но при этом обладала странным свойством. Бывало, она безоговорочно верила мнению совершенно посторонних людей, и чужие мысли словно становились ее собственными. Так вышло и с Адой Войцик, первой женой Пырьева. Узнав, что у Марины с Пырьевым в Киеве на съемках «Богатой невесты» закрутился роман, оставленная, но все еще законная жена примчалась туда из Москвы. И сказала Марине ту роковую фразу — о том, что за каждую минуту счастья, которое Пырьев даст Ладыниной, той придется дорого заплатить. Казалось бы, ну что принимать в расчет слова оскорбленной женщины? Но Марина восприняла сказанное совершенно всерьез. И сразу отдалилась от Пырьева. А уж когда кончились съемки, они просто разъехались в разные стороны. Ладынина была уверена, что их роман никогда не продолжится. И тут выяснилось, что она беременна. Это была уже не первая незапланированная беременность в ее жизни, и врачи предупредили: если опять сделаете аборт, матерью вам уже никогда не стать. Марина решила рожать, но Пырьеву ничего не сказала. Потому и фамилия у их сына — Ладынин. Из роддома Марину с новорожденным Андреем встречал ее бывший муж, актер Иван Любезнов, с которым Ладынина давно была в разводе. Любезнов был бы рад возобновить их брак. Но Марина не захотела, предпочла остаться одна с ребенком. Пырьев узнал о сыне, когда тому было уже несколько месяцев. И, конечно, настоял на том, чтобы они с Мариной съехались. Впечатление от слов Ады Войцик к тому времени, видимо, уже несколько поблекло. И Ладынина с Пырьевым стали жить как муж и жена. При этом расписываться Марина все-таки не соглашалась. Пырьеву удалось уговорить ее, только когда Андрею было уже лет восемь».
Обиженная женщина
Пырьев сделал свою жену не просто счастливой, а настоящей звездой. Его фильмы с ее участием в главных ролях — «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской» — пользовались невероятным успехом. Но он же сделал ее несчастной, когда после 20 лет совместной жизни с ней развелся. Их расставание подвело черту под Ладыниной — без Пырьева кино перестало для нее существовать. Рогнеда Яценко: «То, что в 1959 году на съемках фильма «Белые ночи» Пырьев закрутил роман с молодой актрисой Людмилой Марченко и ради нее предал Ладынину, — факт общеизвестный. Существует также миф, что Пырьев после этого еще и запретил снимать Марину в кино. Но что-либо запретить Иван Александрович в те годы уже никак не мог — он и сам попал в опалу. Да и были после развода у Ладыниной предложения сниматься — просто она отказывалась. Что же касается измены, Марина и сама отчасти спровоцировала эту ситуацию. С середины 50-х годов она переживала не лучший период, и ее сложный характер то и дело давал о себе знать. Просто, перевалив за 40 лет, она обнаружила, что убедительно играть молодых героинь уже не может. А переходить на возрастные роли не хочет. Обстановка в доме сделалась очень тяжелой. Бывало, Марина по нескольку дней не общалась с родными, замкнувшись в себе. И Пырьев почувствовал себя брошенным, одиноким. Вот тут-то и подвернулась Людмила Марченко.
До Марины эта история, конечно, дошла. И она заставила мужа объясниться. Иван Александрович обещал все прекратить. Но когда Марина узнала, что Пырьев все-таки встречается с Марченко, разгневалась и написала письмо в ЦК КПСС. О том, что Иван Александрович — развратник, открыто сожительствует со студенткой. Такое письмо могло сильно навредить Пырьеву, дела которого и без того уже шли не очень хорошо. Но ведь Марина это проклятое письмо не отправила! Она его скомкала и выбросила в мусорное ведро. Там «улику» и нашла домработница Женя. И принесла Пырьеву. Он позвонил домой: «Марина Алексеевна, через два часа я буду на Котельнической, хотел бы, чтобы вас в это время там не было». Он приехал, наскоро собрал вещи и отправился в дом отдыха. Не к Марченко! И об официальном разводе речи долго не шло. Я думаю, Иван Александрович вообще не стал бы с Мариной разводиться, если бы не Лионелла Скирда, с которой он сошелся после окончательного разрыва с Марченко, которая все время ему изменяла. Лионелла настаивала на официальном браке. Вот только на суде надо было указать причину развода. Видимо, Пырьев со Скирдой сочли неудобным в качестве причины выставить свои отношения, тем более упоминать о Марченко. И тогда возникла версия… измены Ладыниной. Свидетельницей выступала та самая домработница Женя. Она утверждала, что у Марины постоянно случались романы с актерами. Ладынина не опустилась до выяснения отношений, она молчала. Так и вышла из зала суда, не проронив ни слова, с гордо поднятой головой. Сильная, волевая, ни слезинки. А потом, чтобы никто не видел ее раздавленной, на два месяца уехала.
Марина была тогда еще нестарой женщиной и выглядела прекрасно. Она вполне могла бы выйти замуж, у нее всегда имелись поклонники. Но Ладынина вообще не рассматривала такой вариант, ничьи ухаживания не принимала. Отпущенная ей Богом длинная жизнь (а Ладынина дожила до 94 лет) проходила в одиночестве. Люди по-прежнему смотрели ее фильмы. При этом многие считали, что актрисы уже нет в живых. Ведь она совсем не снималась. Работала в Театре киноактера, ездила по провинции с концертами, но большой аудитории все это не давало. Зато позволяло зарабатывать на жизнь. Марина держалась молодцом. Брала уроки пения. Учителя музыки перестали к ней ходить, если не ошибаюсь, только в начале 80-х годов — Марине уже было за семьдесят... Примерно тогда же она наконец оформила пенсию. До этого и слышать об этом не желала, ненавидела само слово «пенсионер»! Узнав, какая сумма ей причитается со всеми надбавками, сын Андрей сказал: «Мама, сколько же денег ты потеряла за эти годы!»
Сына Марина любила до сумасшествия, особенно пока он был маленьким. И очень им гордилась — Андрей много читал, учился в художественной школе. Но актрисы себе не принадлежат, у них вечные съемки, гастроли... Наверное, Андрею все-таки не хватало присутствия матери. Впрочем, то же самое относилось и к отцу — у Пырьева при его-то должностях времени на сына вообще почти не оставалось. Когда Андрею в 18 лет нужно было получать паспорт, он спросил у отца: «Как сделать, чтобы у меня была твоя фамилия?» И услышал в ответ: «Занимайся этим сам, мне некогда».
Так Андрей и остался Ладыниным. Но отцу он такие вещи почему-то прощал, а матери — нет. Может быть, потому, что, когда Андрей начал взрослеть, а Марина — стареть, они слишком часто «сшибались» характерами. И вот когда Пырьев с Ладыниной разводились, она спросила сына: «С кем ты хочешь жить?» Он сказал: «Мне все равно». — «Если тебе все равно, живи с отцом», — ответила она. Андрею было тогда уже больше двадцати лет. На время они с матерью совсем перестали общаться. Так что даже о женитьбе Андрея Ладынина узнала от Пырьева. Тот позволил себе сделать ей один звонок после того, как на суде они стали врагами. Сказал: «Давай купим сыну квартиру пополам». И Марина разрезала свою каракулевую шубу — продавать на воротники. Потом, правда, Андрей эти деньги матери вернул — окончив ВГИК, он сам понемногу начал сниматься, а потом и снимать как режиссер.
Когда у Андрея родился сын, Марина стала чаще ездить к нему. Ей было важно снабдить внука самыми лучшими продуктами, и она все возила туда свои продуктовые заказы, полагавшиеся ей как артистке. При этом маленькому Ване не разрешалось называть ее бабушкой — только на «вы», и только «Марина Алексеевна». Да, у Марины был непростой нрав. Но при этом она была до щепетильности честной и справедливой. Ее любовь к родне выражалась не в ласковых словах, а в поступках. Она ведь всех своих сестер перевезла из Сибири в Москву. Одну из них, Валентину, выдала замуж за того самого Любезнова, который был ее первым мужем. Так и сказала ему: «Ванька, тебе надо жениться на моей сестре!» Кстати, с Иваном Марина поддерживала отношения до его последних дней. Он-то вообще ее любил всю жизнь. А вот с сестрой Ладынина разругалась. Просто их отец хотел пожить у Валентины, а та ему отказала. Узнав об этом, Марина пошла и надавала сестре пощечин. Уже после развода с Пырьевым Ладынина забрала к себе мать. Она всегда исполняла свой долг безукоризненно.
И Пырьева Марина не выпускала из виду до самого последнего его дня. Недаром накануне его ухода Ладынина видела сон, будто Иван Александрович стучится к ней в окно… Не знаю, простила ли она его? Зато знаю другое: Марина ни на минуту не переставала его любить».
P.S. В последние десять лет своей жизни актриса перестала с кем-либо общаться. Новое начальство уволило её из Театра киноактера за прогулы без уважительной причины. Ладынина нуждалась в деньгах, так как ее пенсии почти ни на что не хватало. Иногда к ней приходила Наина Ельцина, помогала деньгами и подарила холодильник.
В тот роковой день Марина Ладынина поскользнулась и упала в ванной комнате, пролежав целый день без сознания. Лишь вечером, когда домработница вернулась с рынка, она обнаружила актрису и сразу же вызвала врачей. Оказалось, что у актрисы был перелом шейки бедра. Специалисты боролись за жизнь Марины Ладыниной, но, увы, ее сердце не смогло выдержать нагрузки. 10 марта 2003 года Марина Ладынина скончалась.
По словам Рогнеды Яценко, роковая домработница Ирина Седенкова изначально приметила Ладынину в качестве средства переехать из Нижнего Новгорода в Москву. Она хотела сменить профессию инженера на беззаботное существование в богемной тусовке. Вскоре после переезда Ирина стала намекать, что неплохо бы ее прописать в квартире - столкнувшись с нежеланием Ладыниной, она быстро забыла о любви и восхищении и начала откровенно хамить. «Я вообще не понимаю, что происходило. Ладынина перед Пырьевым не склонялась, а Ирину боялась - будто загипнотизировали ее. Та ее полностью отрезала от мира: не подпускала к телефону, к двери, запирала в комнате, когда принимала своих гостей. Марина втайне звонила мне от соседей: «Если Ирина об этом узнает, она меня прибьет. Но я с ней больше не могу. Моя жизнь напоминает кошмар. Помоги мне от нее избавиться!» Один раз я с сыном приехала и выгнала аферистку, мы сменили замки. А спустя какое-то время снова застала ее в квартире - она на коленях признавалась Ладыниной в любви и просила прощения. Вскоре все пошло по-старому».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Юлия Савичева