Истории о капитане Бладе и Скарамуше даже сейчас остаются классикой приключенческого жанра; автор их, Рафаэль Сабатини, создал немало интереснейших произведений – и по сей день считается одним из наиболее выдающихся и продуктивных авторов своего времени.
Рафаэль Сабатини родился 29 апреля 1875 года в старинном итальянском городке Ези, возле Анконы, что на Адриатическом побережье. Его родители, итальянец Винченцо Сабатини, и мать Анна Траффорд были известными в свое время оперными певцами и встретились на Филиппинах во время гастролей. После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребенка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке.
Вскоре родители Рафаэля завершили артистическую карьеру и стали преподавать пение, открыв в Порто свою первую школу. Винченцо Сабатини добился немалых успехов в обучении будущих певцов, а король Португалии возвел его в рыцарское звание. И мальчик, которому тогда было около семи лет, переехал к родителям. Там же в Португалии он учился в католической школе, и к итальянскому и английскому языкам, которыми он владел с раннего детства, добавился португальский. Через несколько лет семья Сабатини вернулась в Италию, обосновавшись в Милане, а Рафаэля отправили учиться в Швейцарию, где он, естественно, добавил к числу известных ему языков французский и немецкий - и первые его пробы пера были именно на французском языке, в швейцарской школе. Рафаэль продолжал читать, увлекшись историческими произведениями, среди его любимых авторов – Шекспир, Дюма, Манцони, Жюль Верн, Вальтер Скотт.
В возрасте 17 лет Рафаэль Сабатини покинул школу, и его отец, сочтя, что свободное владение пятью языками поможет сыну сделать карьеру коммерсанта, отправил его в Англию. В 1892 году тот прибыл в Ливерпуль и несколько лет работал переводчиком. Но работа его тяготила, и при первой возможности он занялся журналистикой. Став штатным сотрудником местной газеты, в середине 1890-х годов Рафаэль Сабатини начал писать, а в 1899 году уже сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы.
В 1901 году Рафаэль получил контракт на роман, пока еще не написав ни единого! В 1902 году вышла его первая книга «Поклонники Ивонны». Она не имела успеха и прошла почти незамеченной, а за дебют романиста рецензенты приняли его следующую книгу, опубликованную спустя три года. И все же уже с первых лет XX века Сабатини начинает завоевывать популярность. В 1905 году, с выходом второй, он совсем отказался от коммерческой карьеры и целиком посвятил себя литературе - каждый год писал по повести или роману, не считая рассказов. В том же году он женился на дочери преуспевающего ливерпульского коммерсанта и переехал в Лондон. В годы Первой Мировой войны Сабатини стал английским подданным и работал на британскую разведку в качестве переводчика.
Первый бестселлер
К 1921 году литературный стаж Рафаэля Сабатини насчитывал уже четверть века, но именно тогда к писателю пришел успех - с выходом в Англии, а позже в США, романа «Скарамуш», повествующем о времени Великой Французской революции. Книга стала международным бестселлером. Еще больший успех сопутствовал его роману «Одиссея капитана Блада». Взяв за основу отдельные факты биографии знаменитого английского пирата Генри Моргана, писатель создал обаятельный образ корсара-джентльмена, чуждого злобе, стяжательству, несправедливости. Издатели взялись переиздавать его более ранние книги, по его произведениям ставили пьесы.
«Мне безразлично, что другие напишут романы лучше моих, но я ненавижу того, кто поймает больше рыбы», - заявил он в одном из интервью, возможно имея в виду рецензентов, которые относились к его писательской деятельности пренебрежительно.
В своих рассказах он, за редким исключением, обращается к реальной истории и даже в предисловии к одной из своих книг заверяет о «твердом намерении скрупулезно придерживаться подлинных, засвидетельствованных фактов». Работу над романом он начинал с чтения книг по истории, от них переходил к документам, к художественным и эпистолярным произведениям эпохи, в которых видел важнейший источник воссоздания «живой реальности прошлого». Он считал, что историк-романист должен изучить изображаемый им период с такой тщательностью, чтобы чувствовать себя в нем как дома. Но если он знает свое писательское ремесло, предостерегал Сабатини, то не станет загромождать рассказ преобретенными знаниями, а лишь наполнит и осветит ими свое повествование. В исторических романах, тем более приключенческого характера, правда и авторский вымысел могут находиться в самых разных соотношениях. По мнению Сабатини, автор вправе создать сюжет произведения не только на подлинных событиях, но и на определенной доле вымысла художника.
По собственному признанию, «не интересовавшийся ничем, кроме истории» писатель, называемый критикой «Александром Дюма современной беллетристики», делал персонажами своих книг людей минувших эпох, как реально существовавших - от Чезаре Борджиа, Лжедмитрия, Колумба, до Робеспьера, Шарлотты Корде и герцога Веллингтона - так и вымышленных героев. Особо его воображение волновала тема моря, приключения вольных корсаров, что присутствует во многих его произведениях.
К середине 1920-х годов Сабатини стал весьма обеспеченным писателем. Однако в 1927 году писателя подстерегла трагедия - в автокатастрофе погиб его единственный сын, Сабатини впал в депрессию, а еще через несколько лет они с женой развелись. Однако постепенно жизнь выправилась, писатель купил в тихом местечке на границе Англии и Уэльса дом с прудом, чтобы заниматься любимой рыбалкой, где он и намеревался прожить остаток жизни. Но в 1935 году Сабатини вновь женился. Вместе с женой он каждый январь, за исключением военных лет, отправлялся кататься на лыжах в Швейцарию, в Адельбоден. Сабатини продолжал писать, отдавая предпочтение рассказам, и в 1930-е годы вышли в числе прочих две книги о капитане Бладе и еще один том «Ночей истории».
В 40-х годах Рафаэлю пришлось снизить темп создания новых книг – проблемы со здоровьем уже не позволяли ему писать с прежней скоростью. Впрочем, окончательно творить Рафаэль не перестал – кое-что он опубликовал, уже будучи больным. Больным же Рафаэль Сабатини отправился в Швейцарию; здесь он часто проводил зимы, наслаждаясь отдыхом и творя новые романы. Увы, на этот раз визит в Швейцарию прошел не так хорошо, как хотелось бы – силы практически полностью оставили писателя, и большую часть времени он вынужденно проводил в постели. Собственно, вернуться в Англию Сабатини более было не суждено.
P.S. 13 февраля 1950 года прекрасного романиста, написавшего около пятидесяти книг и множество рассказов, не стало... Похоронен Рафаэль Сабатини в так полюбившемся ему Адельбодене. На надгробном камне писателя супруга его приказала начертать первое предложение из прославившего Сабатини «Скарамуша»: «Он появился на свет с обострённым чувством смешного и врождённым ощущением того, что мир безумен».
Есть основания полагать, что большое влияние на творчество Сабатини оказал другой его известный коллега, Даниэль Дефо. Речь тут идет не только о литературном влиянии, хотя и оно несомненно; много материала для книг Сабатини дала биография коллеги – в некоторых отношениях совпадающая с биографией капитана Блада и других героев Рафаэля.
Сколько всего книг о капитане Бладе?
Как и люди, свою судьбу имеют книги. Имеют и свой возраст. К счастью, и судьба, и возраст для книг все же внешние обстоятельства - их содержание, герои не стареют, не меняются. Все так же молодой, скачет на коне д'Артаньян, веселы не только четыре танкиста, но и их верный Шарик, зорко глядит с верхней палубы капитан Блад.
Итак, «Одиссея капитана Блада» появляется в 1922 году. После неожиданного и большого успеха «Одиссеи» к Сабатини стали поступать предложения написать продолжение истории капитана Блада. Писатель долго не соглашался, однако, все же не устоял и в 1931 году пишет продолжение – сборник рассказов, представляющий собой выдержки из журнала Джереми Питта, который называется «Хроники капитана Блада» В этом же году книга выходит в Америке. Однако американские издатели, как часто бывает, принимают неожиданное и парадоксальное, на мой взгляд, решение, сменить название на более понятное и запоминающееся. Так что в Америке книга выходит под заголовком «Возвращение капитана Блада».
Кто-то из переводчиков еще в 1990е годы, когда впервые в журнале «Вокруг света» появился перевод трех глав из третьей книги о приключениях Блада – «Удачи капитана Блада», которую, впрочем, в журнале перевели как «Фортуны капитана Блада» обмолвился о том, что дескать никак не может достать книгу «Возвращение капитана Блада». Вот с тех времен и гуляет молва о мифической четвертой книге о приключениях Блада, которой на самом деле нет.
Цитаты Рафаэля Сабатини
• Громче всего требуют тишины...
• Он рыцарь до идиотизма.
• Люди говорят - уходит время. Время говорит - уходят люди.
• У меня всего лишь два недостатка... Плохая память и ещё что то!
• Признав реальность - не пытайся ее оправдать...
• Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?
• Слабый всегда уступает дорогу сильному и только самый сильный уступает дорогу всем.
• Желая стать свободным, нужно ли освободиться и от этого желания?
• Жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться
• Откуда у фина карельская грусть?
• Преступления, перешедшие грань человечности, должны караться по законам, перешедшим грань милосердия.
• «О этот дурманящий звук в ушах!»:посвящается «Грабле»
• ... люди - животные из царства животных , поэтому и не хотят быть людьми ...
• Каща в голове - так поделись с ближним!
• Каждый «суслик» - агроном.
• Покупать своему мужчине трусы - священное право каждой женщины.
• Если голова и сердце работают не по отдельности - значит ты знаком с самим собой!
• Дарить, ожидая благодарность непристойно, но непристойней ее не получать.
• Потребности человека, разрастаясь, тоже могут стать злокачественными.
• Не все в жизни выбираешь, иное - выбирает тебя.
• Не ищи повод, и так причин предостаточно.
• Капитан Блад любил повторять, что человека следует оценивать не по его способностям задумывать великие предприятия, но по тому, как он умеет распознать удобный случай и своевременно воспользоваться им.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Георгий Тараторкин