Романа Ткачука больше знают, как театрального актера, сыгравшего в многочисленных постановках. Но было в его биографии и кино, и работы в телепроектах. Самым известным стал «Кабачок 13 стульев», где его героем был пан Владек. Очень часто актера называли именно этим именем, при этом всем было понятно, что речь идет о Романе Ткачуке.
Ткачук родился 31 августа 1932 года в Свердловске (ныне — Екатеринбург). Отец был директором маслобойного завода. Роман Денисович часто вспоминал, как в детстве в голодные дни самым лучшим лакомством для него был жмых из подсолнечных семечек. Во время войны семью перевезли в Ташкент. Сразу после окончания школы Ткачук поступил на режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института имени Островского. Одновременно с учебой работал в театре Туркестанского военного округа. Друзья по театру вспоминали, каким хулиганом был тогда Ткачук. Например, они с коллегами раздетые до трусов выбегали из театра и бежали по главной улице Ташкента. Милиционеры свистели. А Роман Ткачук кричал им, отмахиваясь: «Не мешайте, мы проигрываем!» И бежал дальше.
По окончании института артист устроился в труппу Ташкентского русского драматического театра имени М. Горького. Роман Ткачук сразу же занял ведущую позицию в театре. Один из зрителей тех лет, театровед Павел Подкладов, вспоминал: «Почему-то сразу запомнился лупоглазый, улыбчивый паренек с характерным мягким говорком. Это сейчас он видится мне пареньком, а тогда казался просто небожителем! Актер был до того обаятелен, правдив и органичен, что стоило больших усилий не поддаться искушению и не начать с ним диалог из зрительного зала. А то и броситься на сцену как к «закадычному приятелю». Он обладал какой-то невероятной привлекательностью, магнетизмом, как бы сейчас сказали, — харизмой. И был настоящим премьером театра и кумиром многонациональной ташкентской публики. Хотя, отмечу без ложной скромности, что в те годы в Театре им. Горького работало немало замечательных и даже уникальных артистов. Ролями его не обижали. И поклонники вниманием — тоже. После спектакля возле служебного входа в театр на улице Карла Маркса всегда толклась уйма почитателей, чтобы хотя бы одним глазком лицезреть кумира. Он выходил из театра, не рисуясь, абсолютно «без понтов», как говорит нынешняя молодежь. В нем, конечно, угадывалось чувство собственного достоинства, но оно было замешано не на высокомерии, а на сознании того, что он делает свое дело хорошо, талантливо, без дураков...»
Посмотреть на игру Романа Ткачука зрители приезжали из самых дальних уголков Узбекистана. Поэтому не случайно, что уже в тридцать два года ему присвоили звание Народного артиста Узбекской ССР. В Ташкенте Роман Денисович познакомился со своей будущей женой Майей.
Артист Театра сатиры Спартак Мишулин вспоминал, как однажды поехал в отпуск к родителям, которые жили в Ташкенте, и попал на спектакль в местный драматический театр. Именно там он впервые увидел Романа Ткачука. Когда Мишулин вернулся в Москву, то с восхищением рассказал режиссеру Театра сатиры Валентину Плучеку о талантливом актере. Вскоре Ташкентский театр приехал на гастроли в Ленинград. Узнав об этом, худсовет Театра сатиры выехал в северную столицу, чтобы посмотреть Ткачука. В результате в начале 1960-х Валентин Николаевич пригласил артиста в труппу. Ткачук с женой и маленьким сыном Никитой переезжают в Москву. Артиста сразу вводят в знаменитый спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на роль садовника Антонио. Также последовали главные роли в спектаклях «Клоп», «Баня», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» и других.
«Рома был замечательным человеком, тихим, нежным, трогательным, — рассказывает Александр Ширвиндт. — Когда кто-то в спектакле играл в неполную силу или что-то путал, он тихо страдал. Его выпуклые глаза выкатывались еще больше. Все это видели и тогда подтягивались, начинали играть лучше. Только чтобы его не расстраивать. Помню, однажды мы поехали в Ташкент на гастроли. Ехали на поезде дня четыре. Выходим все уставшие, потные, грязные. Вдруг видим, что на перроне стоят какие-то пионеры, оркестр военный играет, и много людей с транспарантами, которые приветствуют любимого Романа Ткачука — так его любили в Ташкенте!»
Актриса Театра сатиры Валентина Шарыкина вспоминает, как чутко относился Роман Ткачук к своим коллегам: «Помню, была какая-то сложная репетиция, и я плакала за кулисами. Подошел Ромочка, погладил меня, протянул яблочко на ладони и ласково сказал: «Ну, ты не переживай, все будет хорошо!» От его слов сразу стало так тепло и спокойно».
«Жена-стерва тебя не кормит!»
Помимо театра Роман Ткачук работал в кино, всего на его счету более тридцати фильмов. Среди них: «Бумбараш», «Хорошо сидим!», «Ты — мне, я — тебе», «Чиполлино», «Анискин и Фантомас» и многие другие. Но самая настоящая слава к артисту пришла после его участия в популярной телепередаче «Кабачок «13 стульев»». За эту работу актер даже получил звание Заслуженного деятеля культуры Польши.
В «Кабачке», где играли и многие другие артисты Театра сатиры, Роману Ткачуку досталась роль пана Владека. Семейное амплуа этого героя резко расходилось с трудовым. Экономист треста на работе, дома он был подкаблучником пани Терезы. Как шутил в кадре пан Ведущий, они не только не были женаты, но даже не были знакомы. Не робкого, а страшно робкого десятка пан Владек считал рокфор вином (хотя это сыр) и однажды обмолвился, что не прочь подарить кому-нибудь свою супругу, раз уж её нельзя продать, как в Африке. Властная пани Тереза при монументальных причёсках и ещё более внушительных шляпах позволяла ему некоторые шутки, потому что далеко не всегда понимала их подлинный смысл. Эта пара была особенно любима зрителями.
Исполнительницу роли пани Терезы Зою Зелинскую и Ткачука «поженили» в народе. Но на самом деле артисты дружили семьями. «Рома был образованным человеком, любил читать, мы часто обменивались с ним книгами, — вспоминает Зоя Николаевна. — Над своею ролью в «Кабачке» он работал так же серьезно, как и в театре или в кино. Был очень ответственным. Если помните, наши герои в передаче много поют известные мировые шлягеры на разных языках. Так вот я всегда не любила учить эти песни, часто не попадала в фонограмму. Чтобы этого не было заметно, поворачивалась к телекамере спиной. А Роман злился на меня за это. С его стороны за мной всегда был контроль. У Ткачука была такая чисто комедийная внешность, востребованная в кино. Мне кажется, если бы не частая занятость на съемках в нашем «Кабачке», он снимался бы в фильмах почаще».
Зрители жалели подкаблучника пана Владека. Однажды Ткачук поехал в другой город на съемки фильма. Узнав, что приехал Владек, все бабушки из ближайших домов ринулись на съемочную площадку. Они приносили молоко, хлеб, овощи со своих огородов и причитали: «Милый, поешь. У тебя жена такая стерва, она же тебя не кормит!» Никто не хотел верить, что артисты — супруги только перед телекамерой.
Свою последнюю роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой его героем стал швейцар в Грибоедово. Однако увидеть эту картину актеру не довелось.
«Как я буду жить без нее?!»
Личная жизнь актера Романа Ткачука протекала гладко. Супруга артиста, театровед Майя Гнездовская, работала в Узбекистане на телевидении и на радио. По приезде в Москву тоже устроилась в телецентр в литературно-драматическую редакцию. В свое время Гнездовская была редактором всех спектаклей кукольного театра Сергея Образцова, которые снимали для телевидения: «По щучьему веленью», «Заячья школа», «Волшебная лампа Алладина», «Необыкновенный концерт» и других. «Майя была для Ромы ангелом-хранителем, — вспоминал Михаил Державин. — Это была поразительная пара друзей, соратников. И хотя Ткачук пользовался бешеным успехом у женщин, он любил только жену и относился к ней необыкновенно нежно».
Супруга Романа Денисовича всегда ездила с ним на гастроли. И отдыхать они старались только вместе, не хотели надолго расставаться. «Летом 1993 года мы с женой и Роман с Майей поехали в Мисхор в дом отдыха «Актер», — вспоминал телеоператор Лев Стрельцин. — Поселились в соседних номерах. Вместе с Майей и Романом ездили в Ливадию, делали шашлыки, устриц ловили. Хорошо помню, как Майя, веселая, радостная, держа в руках бутылку «Абрау-Дюрсо», плавала в лагуне, окруженной громадными камнями. Роман, глядя на нее, был счастлив. Говорил, что они будут вспоминать этот отдых всю оставшуюся жизнь. Но судьба распорядилась так, что оставшаяся жизнь оказалась очень короткой. Да, последнее время Роман знал, что его жена тяжело больна, но надеялся, что все обойдется, и старался не говорить на эту тему даже с друзьями».
Когда супруге Романа Ткачука объявили об онкологическом заболевании, их сын Никита уже жил в Америке. Он закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре (иногда участвовал в постановках Театра сатиры), на телевидении. Супруги хоть и были удручены внезапным отъездом единственного сына, но препятствовать не стали. О болезни жены Роман Денисович редко кому рассказывал. Только однажды в театре коллегам сказал: «Если Майка умрет, я жить без нее не буду».
Незадолго до своего ухода Майя Гнездовская несколько месяцев лежала в больнице. Каждый день Ткачук привозил жене домашнюю еду. Проблема с продуктами была большая, но он умудрялся их доставать. Ему предлагали помощницу, но Роман Денисович хотел кормить любимую только сам. Ее выписали из больницы 9 января 1994 года. Врачи уже понимали, что больше ничем женщине не поможешь. Она умерла в ночь на 10 января на руках у мужа. Роман Денисович тут же позвонил сыну в Америку, сообщил о трагедии. Когда приехали забирать тело Майи, артист запротестовал, настоял на том, чтобы супругу оставили дома... Рано утром в квартиру Ткачука пришла соседка. Она-то и обнаружила мертвым Романа Денисовича. Он лежал на соседней кровати с любимой. Прощание с Романом Ткачуком и с Майей Гнездовской проходило в фойе Театра сатиры. Похоронили их в одной могиле на Долгопрудненском кладбище. Вместе они прожили больше тридцати лет и умерли в один день.
P.S. Театральные критики называли амплуа этого актера: «Глупый простак с ноткой лирической грусти». Сам же Роман Ткачук хотя и знал, что многие считают его лицо глупым, стремился играть драматические роли. И даже в комедии пытался найти философское и вечное.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Марина Анисина