Великий актер умел найти высокий трагизм в любых ролях. Хотя кинокритики обычно считали его комедийным актером. Зрители, впрочем, оказались проницательнее: публика видела в нескладном докторе Жене Лукашине, робком статистике Новосельцеве и охрипшем лаборанте Хвостове фигуры потерянных и несовременных романтиков. В этой наивной «несовременности», пожалуй, и был секрет обаяния Андрея Мягкова.
Он родился 8 июля 1938 года в Ленинграде, в интеллигентной семье преподавателей высшей школы. Эта пронизывавшая его с детства чисто ленинградская хрупкость и интеллигентность осталась с ним на всю жизнь — даже его Карандышев превратился из третьеразрядного чудовища «темного царства» в пронзительного в своем личном несчастье персонажа. Актерская карьера, однако, никак не ожидала Мягкова: он с детства увлекался техникой и только старшеклассником решил попробовать свои силы в драмкружке.
Серьезно он на новое хобби еще не смотрел, по настоянию отца поступил в солидный Ленинградский химико-технологический институт, по окончании которого пошел работать по специальности. Сыграла, как оно часто бывает, случайность: в 1961 году в Ленинград в поисках талантливой молодежи приехали «скауты» (как сказали бы сегодня) из столичного Театрального училища имени Немировича-Данченко. Молодой специалист по пластическим массам Мягков решил попробовать свои силы — и успешно прошел все три тура.
Успешно выпустившись из самого престижного театрального вуза страны, Мягков пошел служить в самый на тот момент главный театр — московский «Современник». Именно на его сцене в роли дядюшки в «Дядюшкином сне» по Достоевскому его и заметил Элем Климов — и предложил сняться в «Похождениях зубного врача». Климов, после грандиозного успеха «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», считался восходящей звездой советской комедии — ничто не обещало трагизма великих «Агонии», «Прощания» и «Иди и смотри».
Навстречу судьбе
Для Мягкова роль доброго дантиста-волшебника Чеснокова стала дебютом в кино — начать сразу с главной роли везет не каждому артисту. Судьба фильма, несмотря на интерес публики, сложилась непросто — цензура усмотрела в нем «пародию на советскую действительность». После нескольких показов картина отправилась на полку до самой перестройки.
Мягков продолжал работать в «Современнике», а следующая большая роль в кино принесла ему и уважение критиков. Его Алеша Карамазов в экранизации великого романа, последней работе Ивана Пырьева, в какой-то мере стал образцом, по которому сверяли свое видение героев Мягкова работавшие с ним впоследствии режиссеры. Партнерами на съемочной площадке для молодого актера были уже знаменитые Лавров и Ульянов; он благополучно выдержал испытание. Но настоящая слава ждала его впереди — в фильмах Эльдара Рязанова, названия которых известны, наверно, всем в мире.
Сам Мягков, впрочем, не видел в своих самых знаменитых персонажах этаких «заинек», жертв обстоятельств, добрых увальней. Хотя само понятие доброты всегда оставалось для него главным, определяющим в искусстве. «Не злой фильм», говорил он про «Иронию судьбы», а о своем герое в нем судил так: «Мне, честно скажу, не хочется очень глубоко вдаваться в эти философские рассуждения, но что хорошего в Лукашине? Бросить невесту, за ночь влюбиться в другую женщину. Аморально ли? Аморальную историю люди бы не стали смотреть каждый год 30 лет подряд. Значит, что-то в ней есть такое, что эти, не очень благовидные, поступки оправдывает.
Когда Рязанов попробовал меня на роль Лукашина, председатель Госкино сказал: «Этого артиста не бери. Он даже на пробах пьяный». Именно так началась наша многолетняя дружба с великим режиссером».
«Ирония судьбы» принесла Мягкову всенародную славу. 1 января 1976 года картину посмотрели не менее 100 млн зрителей — почти половина населения страны, а уже 7 февраля ее повторяли — «по многочисленным просьбам зрителей». Читатели «Советского экрана» назвали Мягкова актером года, нисколько не смущаясь тем, что он был снят для телевидения. Нечастый случай — картину в слегка сокращенном виде даже выпустили в кинопрокат (и люди охотно шли смотреть ее по второму, третьему, четвертому разу).
Роль Жени Лукашина принесла Мягкову и Государственную премию, что само по себе было необычно: ведь он сыграл не секретаря райкома, не комиссара, не героя, а простого советского недотепу, выпивающего интеллигента. Что-то явно менялось в воздухе — и роли Мягкова были тому и предвестием, и свидетельством.
В 1977 году актёр ушел в МХТ им. Чехова, в котором и служил до самого конца жизни. На сцене он успешно работал в постановках пьес Чехова и Вампилова, полностью раскрывая свой богатый драматический дар. Одарен же Андрей Васильевич был во многих областях искусства. Мягков написал несколько удачных детективных романов — по его собственным словам, чтобы было что почитать любимой жене, Анастасии Вознесенской, с которой он не расставался с 1963 года. А еще он был талантливым художником-портретистом, писавшим и своего друга Олега Ефремова, и изменившего судьбу страны политика Михаила Горбачева.
Тихий мастер
Он ненавидел «играть в звезду» — не участвовал в светских тусовках, крайне редко и неохотно давал интервью. С точки зрения околокинематографической «общественности» в этом было странное, непозволительное для артиста такого калибра чудачество — но Мягков мог себе позволить и это. За ним стояли ни спонсоры, ни продюсеры, ни редакторы светской хроники — за ним стояла, как бы напыщенно ни звучали эти слова, всенародная любовь. Он, наверно, был одним из последних в нашем кино, о ком можно сказать так без всякого преувеличения и пафоса. Остались — единицы (не будем перечислять имена — их и так знают все). Впрочем, много ли их было даже в золотые годы нашего кинематографа?
Актерам обычно свойственно гордиться — иногда преувеличенно — картинами, где довелось сыграть лучшую или самую популярную роль. Мягков был в этом отношении скромен, как и большинство его киногероев. Ежегодный предновогодний марафон фильма по всем каналам вызывал у Мягкова скорее недоумение: «Мне кажется, давно пора перестать показывать этот фильм, чтобы не превратить его в посмешище. Нужно иметь меру во всем, я так считаю», — говорил он. Впрочем, его герои давно вошли в современную мифологию, в фольклор — даже если представить, что все записи «Иронии судьбы», «Гаража», «Жестокого романса», «Служебного романа» вдруг исчезнут из нашей реальности, сам Мягков останется. Теперь уже точно — навсегда.
Послесловие…
Последние годы супружеская чета Мягкова и Вознесенской жила уединенно в загородном доме. С 2009 года Андрей Мягков перестал появляться на большом экране по причине болезни сердца. Помогла супруга, которая подключила все связи и знакомства для того, чтобы отправить актера на операцию в Германию. Когда помощь понадобилась Анастасии Валентиновне, артист покинул подмостки, чтобы ухаживать за женой.
Утром, 18 февраля 2021 года, на 83 году жизни Андрей Васильевич Мягков скончался у себя дома. О его смерти сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова, где он долгое время работал. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Мягков и Вознесенская были вместе до самой смерти актера. Единственное, о чем они жалели, это отсутствие детей – не позволила работа в театре и на съемочной площадке: «Своих не довелось иметь именно из-за профессии. Своя жизнь как-то невольно уходит на второй план, ты о ней меньше думаешь». В настоящее время знакомые пары очень сильно переживают за вдову, которая после смерти артиста осталась одна.
Мягков о жизни, искусстве и фильмах…
Андрей Мягков принадлежал к той плеяде актеров, которых считают настоящими артистами. Даже сегодня популярность его фильмов не меньше, чем была на момент их выхода, а некоторые фразы уже давно стали цитатами. Предлагаем вспомнить яркие высказывания звезды.
• Пошлость — это когда с пафосом об очевидном.
• Нет секрета крепкого брака. Надо любить. Надо, чтобы было искреннее желание сделать для человека что-то приятное. Надо, чтобы не виделось возможности существовать без этого человека. Вот и все, больше ничего не нужно. И тогда будет брак навсегда.
• Искусство должно быть легким, веселым, доставлять наслаждение, радость, а если обязательны жертвы — нет, не искусство это: я так считаю...
• У меня ко всему в жизни такое отношение: все, что «пере» — все плохо. Когда в картах перебор в очко, когда играют, — это плохо. Когда перебор в чувствах. Во всем в нашей жизни перебор, это плохо. Мне кажется, с «Иронией судьбы» случился перебор. Я перестал любить этот фильм и не очень понимаю зрителей, которые смотрят это по двадцать раз.
• Не посещаю тусовки. Никакого принципа нет, просто противно. Не люблю этого... Понимаете, когда кичатся украденными деньгами или когда в нищей стране хвастают, может быть, даже праведно заработанными – по-моему, это неприлично, и зачем же я буду в этом участвовать?
• У меня в жизни все странно получается, приходит с большим опозданием. Это касается и театра, и живописи.
• То, что показывают сейчас – это не фильмы. Это оглупление зрителя и инъекция безвкусия.
• В искусстве никто никогда не дает ответов. А если дает, то это плохое искусство.
• Мне интересны судьба, жизненный настрой определенного поколения людей, которые сейчас не очень себя находят.
• Последние съемки у меня три-четыре года назад были... Приглашают стрелять, убивать, насиловать, красть – примитив омерзительный!
|
Читайте ещё на нашем сайте - Киану Ривз